16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/203/14244.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (203-204) август 2012 года

Как «растет» преобразователь напряжения

Трансформаторы призваны преобразовывать электроэнергию до необходимого напряжения. Поэтому к выпуску такого оборудования специалисты подходят с особой тщательностью.

Как изготавливаются, тестируются и работают трансформаторы? Подробный экскурс по всей цепочке выпуска этого электротехнического оборудования мы изучили на производственном комплексе «Электрозавода» в Москве.

Холдинговая компания «Электрозавод» – крупнейший производитель электротехнического оборудования в России, объединяющий современные заводы, научные, инжиниринговые и сервисные центры. В прошлом году конструкторские службы предприятия специально для объектов ОАО «ФСК ЕЭС» сконструировали уникальный агрегат – первый в России автотрансформатор сверхвысокого класса напряжения в 750 киловольт.



Рождение гиганта

Разработка автотрансформатора начинается в конструкторском бюро. Группа специалистов анализирует технические требования, выполняет полный комплекс расчетов трансформатора. Опираясь на их результаты, проектировщики с помощью новейшего программного обеспечения создают чертежи изделия. Выпускаются отдельные чертежи обмоток, остова, бака, системы охлаждения и в заключение общий сборочный чертеж. В зависимости от сложности изделия проектирование выполняется от трех до шести месяцев.



«Кройка» стали

Производство автотрансформатора начинается с раскроя электротехнической стали, из нее делают магнитопровод или сердечник, призванный пропускать магнитный поток.

На изготовление сердечника для крупного трансформатора уходит не менее десяти рулонов стали. В отдельном цехе расположены линии поперечного и продольного раскроя стали. После раскроя готовые стальные пластины складывают по пакетам.

Пока огромные рулоны стали превращаются в небольшие листы, в следующем цехе ведутся работы по изготовлению обмоток трансформатора. Они имеют разное количество витков, пропорционально которым меняется напряжение – чем больше витков, тем больше выходное напряжение. Мощные трансформаторы имеют обмотки из электролитической меди. Изготовление обмоток трансформатора – очень трудоемкий процесс, который выполняется вручную. В цехе изготовления обмоток «Электрозавода» используются горизонтальные и вертикальные намоточные станки, предназначенные для разных по размеру катушек.



Катушки – в сушилку

Масса одной катушки может достигать 25 тонн. В качестве обмотки на ней применяется транспонированный провод, в одном пучке которого до 63 независимых проводников, имеющих собственную изоляцию. Данная конструкция позволяет снизить потери от вихревых и циркулирующих токов в обмотках, повысить эксплуатационную надежность трансформатора, а также обеспечить отсутствие межпроводниковых замыканий. Процесс сушки выполняется под постоянным давлением, что обеспечивает стабильность геометрических размеров обмотки на последующих этапах изготовления и в эксплуатации.

Основные части автотрансформатора направляются в цех сборки – на современное технологическое оборудование, позволяющее собирать мощные трансформаторы и реакторы на класс напряжения до 1150 киловольт. В зависимости от конструкции агрегата процесс сборки проходит в три этапа и длится около месяца.



Сборочная симфония

До начала первой сборки изготавливается магнитопровод. Стальные пластины, которые поступили сюда из цеха раскроя стали, укладывают и плотно стягивают специальной лентой. Так собирается основной элемент трансформатора. После изготовления магнитопровода на этапе первой сборки происходит насадка обмоток на стержни магнитопровода и установка основной изоляции трансформатора. Заканчивается первая сборка зашихтовкой верхнего ярма магнитопровода.

На этапе второй сборки выполняются внутренние соединения трансформатора.

Далее активная часть трансформатора перемещается с помощью кранов к вакуумно-сушильному шкафу для прохождения сушки. Сушка трансформатора, или, по‑другому, термовакуумная обработка, производится в два этапа. На первом сушка выполняется в парах сольвента с интенсивным отбором влаги из изоляции. На втором этапе производится глубоковакуумная сушка, обеспечивающая чрезвычайно низкий уровень остаточной влажности изоляции. Эта прогрессивная, современная технология, которую применяет «Электрозавод», используется на ведущих электротехнических заводах России и других стран. Весь процесс автоматизирован, что позволяет выпускать качественную продукцию.

После завершения процесса сушки трансформатора производятся операции установки активной части в бак, вакуумирование и пропитка изоляции активной части трансформаторным маслом. После этого выполняется третья сборка трансформатора с запрессовкой обмоток и установкой других элементов конструкции трансформатора.

Далее на трансформатор устанавливаются система охлаждения, служащая для отвода излишнего тепла и поддержания необходимого температурного режима, расширитель, предназначенный для компенсации тепловых изменений объема масла в процессе работы трансформатора, вводы.



Поэтапные испытания

Перед тем как отправить трансформатор заказчику, агрегат подвергают тщательным испытаниям в высоковольтном испытательном зале «Электрозавода». В этом центре с общей площадью более четырех тысяч квадратных метров осуществляется комплекс испытаний.

Испытания начинаются с низковольтных проверок. Потом идут высоковольтные испытания, или испытания изоляции.

При высоковольтных испытаниях используется генератор импульсных напряжений. ГИН является важной составляющей испытательных лабораторий заводов, выпускающих энергооборудование.

Для того чтобы можно было испытать трансформатор при номинальном значении тока, протекающего через обмотки, как в случае тепловых испытаний, применяется конденсаторная батарея – это собственная разработка «Электрозавода» и представляет собой спиральную конструкцию. Нужное количество конденсаторов подбирается так, чтобы при подаче напряжения скомпенсировать индуктивный ток трансформатора емкостным током. Это позволяет с ограниченной мощностью испытать трансформаторы мощностью до 630 тысяч кВт-А. Когда автотрансформатор прошел все испытания, он готов к отправке заказчику. Для доставки изделия используются специальные железнодорожные или автомобильные платформы.

За последние годы предприятия холдинговой компании «Электрозавод» пережили колоссальные изменения: новые современные цеха, новое технологическое оборудование, максимально комфортные условия труда для рабочих. Партнерские отношения, сложившиеся с энергетиками различных регионов России и стран СНГ на протяжении десятилетий, продолжают крепнуть и развиваться. А значит, есть потенциал для совершенствования существующей производственной базы и рождения новых инновационных проектов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15-16 (203-204) август 2012 года:

  • Затвор для безопасности

    На площадку строящейся Гоцатлинской ГЭС, которая возводится на р. Аварское Койсу в Дагестане, доставлен дисковый затвор диаметром 4 м. ...

  • Атомная энергетика: быть или не быть?
    Атомная энергетика: быть или не быть?

    После трагедии на АЭС «Фукусима» некоторые страны немедленно изменили свою политику в отношении использования атомных электростанций. ...

  • Кризис доверия или тяжелый поиск компромиссов?
    Кризис доверия или тяжелый поиск компромиссов?

    В конце года истекает срок действия Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ. ...

  • Двигаться вперед и превзойти ожидания
    Двигаться вперед и превзойти ожидания

    Сегодня завод «Изолятор» является одним из ведущих отечественных производителей высоковольтных аппаратов для энергосистем России и стран СНГ. ...

  • За ветром – будущее?
    За ветром – будущее?

    Соответствует ли действительности утверждение, что нетрадиционные источники энергии вытесняют привычную углеводородную энергетику? Специалисты говорят, что на ближайшие двадцать лет это скорее желаемое, чем действительное. ...