16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/197/13990.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (197) май 2012 года

ГЭС Haute couture, или Яркие примеры отраслевого дизайна

Тема номера Ирина КРИВОШАПКА

Признаюсь, тема «Дизайн в гидроэнергетике» заставила меня подумать, как сформулировать соответствующие вопросы пресс-службе ОАО «РусГидро», чтобы не получить примерно такой ответ: «Вам что, больше не о чем писать?»

Однако я была искренне удивлена ответом руководителя пресс-службы компании Елены Вишняковой: «Это очень интересная тема – все наши станции по‑своему красивы и уникальны в дизайне, если рассказывать о каждой, это займет не один номер газеты».

И все же мы решили остановиться на нескольких ГЭС ОАО «РусГидро», которые буквально можно назвать произведениями отраслевого искусства.

ГЭС Волжского каскада справедливо являются памятниками промышленной архитектуры середины XX века. Во времена их возведения мало было построить большую станцию, она должна была отражать величие советского народа. На каждой ГЭС был свой архитектор. И хотя цели их работы совпали, стили исполнения были разными. Верхневолжские ГЭС выделились фресками, Саратовская ГЭС – каменной отделкой здания, Волжская ГЭС отмечена самым большим скульптурно-мозаичным монументальным панно размером 13 на 40 метров. Это стало еще и рекордом станции.



Белоснежно-жемчужная станция

Лучшая гидростанция по отделке – так назвали строители Саратовскую ГЭС после окончания отделочных работ. В народе она получила более поэтичное имя – «Седьмая жемчужина на Волге». Седьмая – по счету в Волжско-Камском каскаде, жемчужина – за богатство и красоту. Гидростанцию называют спорной в части архитектурного решения (у нее единственной – съемная кровля, и всякий раз при монтажно-наладочных и ремонтных работах нужно открывать крышу. Только так, с помощью огромных козловых кранов грузоподъемностью до 400 тонн, можно устанавливать в шахту огромные детали гидроагрегата). При этом Саратовская ГЭС остается самой длинной гидростанцией в Европе: длина машинного зала вместе с монтажными площадками – более километра.

Саратовская ГЭС


Коллектив управления «СаратовГЭСстрой» в начале 1970‑х годов обратился к министру энергетики и электрификации СССР с просьбой доверить отделку ГЭС коллективу станции, а не специализированным организациям. Министр дал «добро».

– В оформлении станции мы хотели запечатлеть пафос строительства, героический труд тысяч людей, смелый полет мысли, – вспоминал Николай Стряпчев, начальник спецуправления «СаратовГЭСстрой», руководивший отделочными работами на Саратовской ГЭС. – В то же время требовалось создать запоминающийся облик современного энергетического гиганта. Задача была архитрудная. Но коллектив блестяще ее решил.

Здание машинного зала Саратовской ГЭС смело можно назвать жемчужным – из‑за эффекта, который дает светлая отделка и два ряда витражных окон. За огромным витражом из стекла и дюралюминия – просторный зал закрытой монтажной площадки, который, без преувеличения, выглядит парадным. По пролету мраморной лестницы можно подняться в машинный зал, где два ряда колонн, облицованных березовским мраморовидным известняком, вытянулись на всю километровую длину помещения. Интересный рисунок мозаичного пола, четкие ритмы железобетонных балок перекрытия, две световые линии витражей придают интерьеру огромного зала цельность, легкость, непередаваемую красоту.

Кроме того, специалисты освоили производство новых отделочных материалов из отходов местных карьеров. Декоративная штукатурка «под гранит» из местного кальцита. Из него же – облицовочные плиты путем смыва. На базе маршалита и отходов слюды была освоена новая красивая штукатурка, которую назвали «под естественный камень». Ею покрыта стена машинного зала длиной в километр.

Для облицовки колонн в машинном зале вместо привозного мрамора использовали дешевые плиты из доломитовых камней, добываемых в Березовском карьере: по прочности они соответствуют стандартам, а по красоте, декоративной расцветке даже превосходят многие мраморы, используемые в стране.

Много лет восхищают посетителей Саратовской ГЭС участки зимнего сада с вечнозелеными растениями, которые располагаются через каждые четыре агрегата.



Редкий минерал остался лишь в картине

Но самая удивительная дизайнерская история – у стены в машинном зале, изготовленной из арагонита. Уникальность ее в том, что сделана она из минерала, которого нигде больше нет в России, кроме Балакова, да и во всем мире встречается крайне редко. В 1975 году месторождение арагонита обнаружили в карьере у села Березово Пугачевского района.

К сожалению, сейчас разработкой арагонита никто не занимается, а Березовский карьер затоплен. Перед самым затоплением достали из пластов два больших куска арагонита, но, не зная, как с ним обращаться, выставили глыбы на солнце, и очень скоро любящий тень минерал под солнечными лучами разрушился. По изобретенной в Балакове технологии обработки арагонита использовалось несколько десятков ингредиентов для шлифовки – от скипидара до алмазной пасты.

Сегодня Россия закупает арагонит за рубежом – в последние годы интерес к нему заметно возрос у архитекторов и дизайнеров. Из поделочного «сувенирного» камня он превращается в элитный облицовочный материал: на рынке появились блоки, мерные плиты из этого камня и всевозможные детали для оформления интерьеров.



Парадный портрет

Монументальное панно, украшавшее Волжскую ГЭС со дня ее пуска, не реставрировалось ни разу и в настоящий момент изрядно разрушено. Один из его создателей Николай Бароха намеревается вернуть панно первозданный вид.

В 1961 году за право слепить «парадный портрет народа-созидателя» боролись многие художники. А волжский проект и вовсе уникален: 13 метров в высоту и 40 в длину – такой масштабной работы до этого не делали. В конкурсе победили волжские ваятели: Николай Бароха, Юрий Боско, Михаил Пышта, Александр Петров, Дмитрий Панкратов. А москвичам пришлось довольствоваться ролью авторов монумента «Строителям коммунизма».
Панно создали в рекордно короткий срок – пять месяцев. В последние дни перед сдачей художники жили в палатках на ГЭС.

Волжская ГЭС


Панно выполнено из бетона и керамической плитки. Три фигуры плакатной стати шагают на фоне огромного женского силуэта, символизирующего, видимо, Родину-мать. Дальше – помельче: свинарки, пастухи, инженеры-кибернетики и рыбаки с осетрами. В общем, апофеоз социалистического монументализма и его завершающий этап.

Сейчас перед началом реставрации необходимо сделать смывку, обработать пескоструйным аппаратом скульптурные элементы и раздобыть двадцать шесть квадратных метров керамической плитки. Николай Бароха надеется на сотрудничество с руководством гидростанции. И основания для такой надежды у него есть – при наличии материалов провести собственно реставрацию возможно за месяц.



Покоренная Зея

Въезд на территорию Зейской ГЭС оформлен мемориальной группой «Гидростроители», которая была установлена по окончании строительства гидроэлектростанции, в 1982 году. Ее автор – ленинградский скульптор М. Красницкая. Скульптурная группа представляет собой выполненные из листового тисненого металла пять фигур рабочих-гидростроителей, размещена на бетонном постаменте. В 2005 году, в честь тридцатилетнего юбилея Зейской ГЭС, мемориал был дополнен стелой, на которой размещены плиты с высеченными на них 243 фамилиями Героев Социалистического Труда и орденоносцев, удостоенных званий и наград за участие в строительстве Зейской ГЭС. К этому месту часто приезжают жители и гости города, молодожены во время свадебных торжеств, экскурсионные группы.

ГЭС Haute couture, или Яркие примеры отраслевого дизайна
Редакция благодарит пресс-службу ОАО «РусГидро» за содействие в подготовке материала.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (197) май 2012 года:

  • Региональные власти хотят контролировать АЭС
    Региональные власти хотят контролировать АЭС

    Руководство японской префектуры Осака первым в стране сформулировало восемь требований, после выполнения которых оно согласно на повторный запуск АЭС в регионе. Этот документ, по всей видимости, станет образцом и для остальных региональных властей. Главные условия, названные на встрече губернатора префектуры Осака и мэра города Осака с генеральным секретарем кабинета министров Японии Осамой Фудзимура, таковы: создание независимой орган...

  • Отмена льгот для «Газпрома» увеличит тариф на транспортировку газа
    Отмена льгот для «Газпрома» увеличит тариф на транспортировку газа

    Отмена льготы по налогу на имущество для «Газпрома» может привести к дополнительному росту тарифов на транспортировку газа на 8,2 процента в течение семи лет, сообщил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов по итогам заседания правительства. ...

  • Новомосковская ГРЭС: готовится к пуску система подготовки газа
    Новомосковская ГРЭС: готовится к пуску система подготовки газа

    На площадке строительства парогазовой установки стартовали пусконаладочные работы системы подготовки топливного газа «ЭНЕРГАЗ-Enerproject». ...

  • Добровольцы в «Долине смерти»
    Добровольцы в «Долине смерти»

    Специалисты филиала МРСК Северо-Запада «Новгородэнерго» работают в составе поисковой экспедиции «Долина». ...

  • Запорная арматура Högfors: истина в качестве
    Запорная арматура Högfors: истина в качестве

    Главными условиями при выборе энергетического оборудования являются надежность, экономичность и, по возможности, оптимальная цена. ...