16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/195/13889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (195) апрель 2012 года

Василий Тарасюк: «Законодатели против роста цен»

Власть Подготовила Вера ОЛЕЩУК специально для «ЭПР»

В Государственной думе состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования законодательного и нормативного регулирования цен и тарифов на электроэнергию.

В работе принимали участие как представители федеральных органов власти, так и руководители крупнейших российских энергетических компаний, потребителей, участники оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности. Своей точкой зрения на состояние дел в электроэнергетике и пути решения ее проблем с «ЭПР» поделился первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по энергетике Василий Тарасюк.

– Мировой практике известны два метода ценообразования: затратный и рыночный. Первый вариант был характерен для советской электроэнергетики, когда в рамках единого энергохозяйства утверждалась единая цена на электроэнергию для всей страны. Рыночный механизм предполагает свободное ценообразование, при котором энергокомпании устанавливают разные цены на свой товар в зависимости от особенностей производства, климатической зоны, времени суток, сезона, динамики спроса и т. д.

Финансовые затраты потребителей на электроэнергию во многом зависят от условий договора электроснабжения, определяемых на этапе представления данных об электропотреблении и расчете договорных величин на следующий год. При этом есть некоторые особенности договорных отношений в сфере снабжения электроэнергией. Имеют место два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей.

Первый вариант – простая структура – имеет место и тогда, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т. п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения.

Второй вариант – сложная структура договорных связей – возникает, когда потребители не имеют в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т. п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют несколько договоров: договор купли-продажи (поставки), договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемый с территориальной сетевой организацией.

Давайте посмотрим, какая система тарифов существует в других странах. Система тарифов практически во всех странах дифференцируется по периодам времени, что предполагает относительно гибкий учет изменения текущих и единовременных затрат в течение пикового, полупикового и ночного периодов. Следует отметить, что в ряде стран в тех случаях, когда невозможно осуществить дифференцированный учет по зонам суток, активно применяется дифференциация по более продолжительным периодам времени – рабочие и выходные дни, а также тарифные сезоны года. Существует также порайонная дифференциация тарифов и дифференциация по климатическим зонам. Диапазон различных региональных ставок, как правило, не превышает 10‑12 процентов.

Самый популярный тариф – двухставочный. Первая ставка учитывает стоимость основного капитала в энергетике: стоимость амортизации зданий, оборудования, линий электропередачи, восстановление разрушающихся зданий и т. д. Вторая ставка учитывает оборотный капитал: топливо и заработную плату персонала, то есть учитываются долгосрочные предельные затраты.

Во Франции тарифы изменяются в соответствии с уровнем потребления, графиком нагрузки и временем года. Для промышленных потребителей применяется двухставочный тариф с дополнительной платой по времени суток и года. Для бытовых потребителей применяется дифференцированный тариф (вечернее, ночное и дневное потребление).

В Греции, Ирландии, Испании, Италии, Финляндии, Швейцарии система тарифов учитывает средние затраты. Тарифы для потребителей высокого напряжения состоят из двух частей: ставки за абонирование (заявленное минимальное электропотребление) и регрессивной ставки за электроэнергию, потребленную сверх абонированной. В бытовых тарифах постоянная плата пропорциональна числу комнат в квартире.

В последнее время многие страны применяют так называемые тарифы реального времени (США, Великобритания, Финляндия), позволяющие энергоснабжающим организациям ежечасно отслеживать обстановку на рынке электроэнергии. Такая система нашла свое применение среди потребителей, способных оперативно регулировать технологический процесс, подстраивая его под изменения часовых цен на электроэнергию.

Мы знаем, что правительство РФ одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей с выделением цен (тарифов) для населения. Указанные предельные уровни цен (тарифов) могут быть установлены правительством с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При необходимости уровни тарифов для потребителей подлежат корректировке с учетом экономической ситуации, инфляции и иных обстоятельств.

Внесение указанных изменений хотя и не решит проблему, но позволит оперативно реагировать на ситуацию в целях своевременной корректировки цен. В современных условиях для России становится актуальным поиск национальной модели регулирования энергетических отраслей с учетом глобализации отношений в этих сферах. Правовые реформы такого масштаба должны быть обеспечены адекватными регуляторными механизмами. В противном случае без активной роли государства реформируемые отрасли рискуют навсегда остаться в переходном периоде. Сегодня это уже заметно на примере российской электроэнергетики: несмотря на структурные преобразования, качественный переход к новому состоянию конкурентного рынка в этой сфере еще не состоялся.

Целесообразно объединить все существующие нормы, регулирующие энергоснабжение, в едином унифицированном нормативно-правовом акте – Энергетическом кодексе России. Он должен стать постоянно действующей системой повышения качества нормативно-правовой базы торговли энергетическими материалами и продуктами. Основу кодекса должны составить кодифицированные нормы действующего права, в том числе международного, применимые к энергетическим рынкам.

Реформа ценообразования, как и реформа электроэнергетики в целом, не закончена, и можно предположить, что практика применения нерегулируемых цен раскроет новые проблемы и противоречия в правовом регулировании данной отрасли, которые также потребуют своего совершенствования. С целью усовершенствования ценовой и тарифной политики в электроэнергетике правительству и Комитету по энергетике Госдумы необходимо: обеспечить эффективное формирование оптовой рыночной цены на электроэнергию; обеспечить такой уровень цен на электроэнергию для потребителей, который бы возмещал все оправданные расходы на производство, передачу и снабжение, который сделает невозможным практику перекрестного субсидирования; углубить дифференциацию тарифов по группам потребителей, классам напряжения с целью предоставления потребителям соответствующих ценовых сигналов; решить на законодательном уровне вопросы предоставления адресных дотаций тем потребителям, которые не могут в полном объеме оплачивать стоимость потребленной энергии. При этом необходимо усовершенствовать методику формирования тарифов для беднейших слоев, которые бы обеспечивали потребление ими электроэнергии по минимальному, необходимому для жизни уровню; обеспечить полное размежевание видов деятельности по передаче электроэнергии, которые осуществляются одним субъектом предпринимательской деятельности путем определения перечней работ, которые должны относиться на каждый из этих видов деятельности.


СПРАВКА

Василий Михайлович Тарасюк родился 10 октября 1948 года. Окончил Киевский торгово-экономический институт и Уфимский нефтяной институт. Доктор экономических наук.

До избрания в Государственную думу работал генеральным директором ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (195) апрель 2012 года:

  • Показательная порка
    Показательная порка

    Сотрудники «Удмуртэнерго» – филиала МРСК Центра и Приволжья провели рейд по выявлению безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии совместно с группой республиканского телеканала. ...

  • На Нововоронежской АЭС внедряют систему менеджмента качества
    На Нововоронежской АЭС внедряют систему менеджмента качества

    Специалисты российско-немецкой компании ООО «Интерсертифика-ТЮФ» приступили ко второй ступени сертификационной экспертизы системы менеджмента качества на Нововоронежской АЭС. ...

  • Cамая мощная ветроустановка компании Vestas
    Cамая мощная ветроустановка компании Vestas

    Датская компания Vestas, мировой лидер в производстве ветроэнергетических установок (ВЭУ), представила свою последнюю разработку – ВЭУ для прибрежного (офшорного) использования V164–7.0 МВт. ...

  • Главные инженеры российских АЭС подвели итоги года
    Главные инженеры российских АЭС подвели итоги года

    На Балаковской АЭС прошло совещание главных инженеров российских атомных станций, сообщает пресс-служба станции. ...

  • Проект электроснабжения – это далеко не формальность

    Иногда так выходит, что полный пакет документов в разных строительных и околостроительных вопросах может обойтись очень дорого по целому ряду параметров. К примеру, хороший и полноценный проект электроснабжения всегда дается не просто, а заверенные во всех инстанциях пути согласования подводки электричества к дому где-то в загородной местности – вообще вопрос не для слабых духом. Но главное – это полное отсутствия смысла в попытках реш...