Михаил Лифшиц: «Модернизация – это не просто обновление станков»

Компания «Ротек» предлагает заказчику компетентность и комплексность, высокотехнологичные разработки зарубежных концернов, а также сервис от иностранного производителя.
– Минэнерго в ближайшие десять лет планирует инвестировать только в электросетевое хозяйство 100‑200 миллиардов долларов США. Иными словами, государство не жалеет денег на модернизацию сетей. Настолько ли плачевно состояние в отрасли, что пора уже предложить кардинальные новейшие технологии?
– Я бы не углублялся в сетевое хозяйство – это не наша прерогатива, мы больше работаем в генерации. Сети принадлежат государству, поэтому оно в них и инвестирует средства. И модернизация имеет отношение не только к состоянию фондов, но и к функционированию энергетической системы в целом, в частности для того, чтобы обеспечить баланс, потому что задача сетей – обеспечивать равномерность распределения ресурсов и направить потоки энергии туда, где это в определенный момент времени наиболее востребовано. И в этом смысле нужна не только технологическая модернизация, имеющая отношение к состоянию сетевого оборудования, но, опять‑таки, требуется обновление сетевой инфраструктуры, подразумевающее должную гибкость и способность реагировать на потребности в электро- и теплоэнергии. Потому что разобщенность в отрасли приводит к тому, что где‑то у нас избыточная, где‑то дефицитная электроэнергия.
То, что государство инвестирует в сети, – это хорошо. Сети – это транспорт. Государство предпочло расставить приоритеты в пользу нового строительства. Главным стимулом для ввода новых мощностей стали договоры о предоставлении мощности (ДПМ), подписанные всеми ОГК и ТГК. Таким образом, отраслевой инвестиционный потенциал удалось сосредоточить на новых энергоблоках, а существующим станциям остались только ремонтные бюджеты. Гарантии возврата инвестиций в новое строительство делают невыгодными вложения в модернизацию существующих мощностей. В итоге строим новые 28 ГВт и руинизируем существующие 160. Выход – необходимо «уравнять в правах» киловатты, полученные в результате модернизации, с киловаттами новых энергоблоков. Будет ли это ДПМ2, ДПММ или что‑то еще – пока предмет для обсуждения.
– О модернизации отрасли мы говорим достаточно давно, но серьезными итогами похвастаться не можем, выходит так?
– Я не употребляю терминов «все» и «ничего». Когда мы говорим про модернизацию, то подразумеваем, в первую очередь, энергоэффективность. Мы идем в ВТО, и модернизация – это конкурентоспособность, здесь должен быть знак равенства. Когда мы говорим, что у нас ничего не производится, это неправда: производятся автомобили, работает нефтемаш, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение. Судите сами: «Силовые машины» обеспечены заказами на ближайшие десять-пятнадцать лет; все машиностроительные предприятия Екатеринбурга сегодня работают; в Московской области людей с рабочими специальностями найти крайне сложно. Поэтому неразумно говорить, что все плохо. Всё работает. Насколько эффективно – вопрос. Ответ в словах «модернизация и эффективность». Я имею в виду энергоэффективность как эффективность управления, логистики, сбыта. И здесь одна из фундаментальных ошибок, которая сводится к тому, что модернизацию принимают сейчас как обновление парка станков. По нашим данным, количество высокотехнологичных установок, ввезенных в нашу страну, больше, чем в любой стране Европы.
– В чем проблема?
– В том, что если можно построить суперкомпьютер и нагрузить его работой, то модернизация – это многоярусная конструкция. Мы сейчас занимаемся модернизацией Уральского турбинного завода. Есть инвестиционная программа, где модернизация станков занимает не более 50 процентов всей программы. Гораздо важнее оцифровка процессов, создание новых продуктов, тема автоматизации разработки проектных работ, автоматизации документооборота на предприятии, автоматизация процедур и технологических процессов, аутсорсинг, который предполагает, что сегодня предприятие не нуждается в принципе «всё внутри» – мы можем покупать элементную базу на стороне. Так вот, станки – это не самая значительная часть работ.
– Но ведь и ГОСТы, и СНиПы далеко не совершенны, и это тоже осложняет модернизацию. Вы говорили о том, как остро мы нуждаемся в новых техрегламентах…
– Что такое стандарты? Они должны меняться один-два раза в год. Поэтому, когда мы говорим, что у нас что‑то производится по регламенту 1984 года, нас просто не понимают. И потом, если мы хотим что‑то экспортировать и не в состоянии предоставить заказчику документацию, которую он привык видеть, то мы никогда полноценно не осуществим этот экспорт.
– При этом мы успешно пользуемся не только импортными технологиями, но и центрами по их сервисному обслуживанию. Известно, например, что осенью прошлого года вы открыли такой центр швейцарской компании Sulzer. Почему выбрана именно эта компания и в чем суть предлагаемых решений?
– Сервис – это услуга. Наша компания рассматривает долгосрочный сервис как клиентоориентированный многопрофильный взаимовыгодный бизнес, направленный на поддержание эффективности и надежности эксплуатируемого оборудования на протяжении жизненного цикла. В данном случае речь идет о ремонте и модернизации насос-ного и другого оборудования. Наш центр в состоянии изменить «начинку» насоса любого производителя, при этом на выходе мы получаем насос Sulzer с его ресурсом, эффективностью, КПД, что для заказчика оборачивается большой экономией и преимуществами. Хотя, конечно, это дороже, чем приобрести российский аналог. Но именно этот производитель делает всю свою продукцию в соответствии с требованиями американского технологического института, и это совпадает с нашими ГОСТами. Это примерно так же, как сравнивать немецкую и китайскую сантехнику. Китайское оборудование выходит из строя гораздо чаще, потому что изготовлено на основе дешевых материалов.
– При этом китайские производители настолько демократичны в ценах, что могут «подвинуть» любого европейца…
– Дело в том, что китайские производители быстро обучаемы и конкурентоспособны. Естественно, китайское оборудование и материалы дешевле отечественных или европейских. Мы, допустим, покупаем в Китае литье. И я скажу, что оно дешевле европейского процентов на 20, а не в разы. Иными словами, китайские производители не находятся в катастрофическом отрыве от Чехии и Польши. Если наши производители будут находиться в той же правовой среде и они должны будут сделать оборудование на той же основе, то тема эффективности и сокращения издержек будет показательной.
– Планируете ли вы открывать новые аналогичные центры?
– В Химках мы открыли сервисный центр по насосам. По сервисному направлению есть планы по обслуживанию газовых турбин, которое мы реализовываем совместно с Sulzer. И, безусловно, занимаемся сервисным обслуживанием паровых турбин совместно с УТЗ. И здесь мы как раз двигаемся не в сторону штучных плановых ремонтов, а в сторону долгосрочного сервисного сопровождения, когда мы продаем часы работы оборудования. У нас есть долгосрочные сервисные договоры по газовым турбинам, и будем представлять долгосрочные сервисные договора по паровым турбинам.
– Вы недавно представили на рынок новые турбины, разработанные совместно с Уральским турбинным заводом. В чем преимущества технологии?
– Принципиально новых турбин за последние пятьдесят лет не появилось. А вот тема повышения их эффективности, безусловно, есть. Известна печальная статистика: более половины парка турбин крупных энергокомпаний выработали свой ресурс на 45 процентов, 5 процентов парка турбин изношены более чем на 70 процентов, около 59 процентов всех установленных в России паровых турбин требуют срочной замены или модернизации. Нарастающий дефицит установленной мощности должен покрываться, в том числе, надежной работой вновь вводимого и модернизацией действующего оборудования.
Безусловно, мы работаем над новыми продуктами. И будем представлять их как продукты модернизации существующего парка, который у нас достаточно большой. Если речь не идет об изменении характеристик, то это ремонт. Если мы меняем характеристики оборудования, то это модернизация. И мы меняем следующие параметры: межремонтную надежность, эффективность – КПД, повышение мощности (по заказу клиента). Эти три вещи – основные направления нашей стратегии. К сожалению, у нас есть неутешительные итоги отказа от модернизации и ремонта. Например, в 2006 году произошел пожар на Рефтинской ГРЭС. Авария произошла из‑за несоблюдения регламента сервисных работ на турбине. В результате аварии разрушен один из самых современных энергоблоков – № 10 и поврежден энергоблок № 9. Мощность станции снизилась на 27 процентов; восстановления заняли полтора года; энергосистема Свердловской области единовременно потеряла 1000 МВт. И таких примеров множество. Тогда как при проведении реконструкции, допустим, паровой турбины Т-100‑130 с увеличением тепловой и электрической нагрузки мы получаем следующие результаты: восстановление ресурса на 220 тыс/ч, повышение мощности на 10‑25 МВт, увеличение тепловой нагрузки на 28 Гкал, повышение экономичности на 2,5‑3 процента.
– Ваш главный акционер – ГК «Ренова» формирует общую стратегию для всей корпорации. Были ли у вас предложения, отличающиеся от политики компании?
– Политика компании разрабатывалась коллегиально с участием руководителей бизнеса. Ключевое слово для высокотехнологичного блока – это модернизация всего, что есть. Практически все предприятия, входящие в группу, имеют достаточно серьезные инвестиционные программы и стремятся к появлению новых продуктов и оптимизации производств. Скажу так, что в масштабах группы заметна тенденция в перераспределении портфеля в сторону высокотехнологичных активов.
– В частности?
– Швейцарская, российская группы, научные разработки, бизнес внутри корпорации – конструкторское бюро и др.
– Известно, что ваша компания занимается формированием зарубежной инфраструктуры ГК «Ренова». Какие конкретно проекты вы реализуете за рубежом?
– Пока только пробуем освоить технологии зарубежных партнеров, связанных с покрытиями, все это происходит с вовлечением российских ученых и интеллектуальных сил. Но научно-техническая история может затянуться на годы, у нас есть совместные проекты с институтом Патона, МГТУ им. Н. Э. Баумана, УрФУ, ЦКТИ, Роснано, НПП Мотор, МЭИ, ЦНИИТМАШ и др. Но следует понимать, что коммерциализация процесса будет не скорой.
– Только что в России прошли президентские выборы. Что вы ожидаете от нового руководителя страны?
– Хочется, чтобы управление не было ручным, даже в рамках предприятий. Мы со своей стороны пытаемся автоматизировать отдельно взятое производство, чтоб сделать его слаженным механизмом. Хочется, чтоб энергетика перестала быть отраслью с ручным управлением, чтоб начатые реформы были продолжены, чтобы не было фундаментальных противоречий, таких, как механизм возврата инвестиций – ДПМ, его нет по мощностям, получаемым в результате модернизации. Поэтому получается, что строить новые блоки выгодно, а модернизировать – нет.
– Вы предлагаете какую‑то схему в рамках возврата инвестиций на мощностях, получаемых по итогам модернизации?
– Я предлагаю продолжить движение в сторону рынка, установить единые правила для вновь построенных мощностей и мощностей, получаемых в результате модернизации. Мотивируя энергетиков на модернизацию, нужно сделать так, чтоб появился рынок тепловой энергии, и еще важно, чтоб довести систему технического регулирования до какого‑то здравого завершения, гармонизации. Это чрезвычайно важно для машиностроения. Если этого не сделать, то процедура адаптации в ВТО превратится в прах.
– Какие планы поставила компания на этот год и какие риски могут сопровождать их реализацию?
– Планы касательно нашей компании прописаны в стратегии. Риски могут быть связаны с кризисами, которые никто не отменял. В стратегии УТЗ написано, что к 2015 году мы хотим владеть портфелем заказов, сбалансированным в таких долях – новое оборудование, модернизация и обслуживание существующего парка. И это ключ к стрессоустойчивости бизнеса.
– А почему планы составлены именно до 2015 года?
– Мы отказались от пятилеток и выбираем более короткий срок. Хотя, если учесть, что я принял руководство компанией в 2011 году, то как раз в 2015 году можно подвести итог моей первой пятилетки в ЗАО «Ротек».
ЗАО «Ротек» входит в число предприятий российской бизнес-группы «РЕНОВА». Компания занимается поставкой, модернизацией, долгосрочным сервисом турбинного оборудования; комплексной диагностикой и техническим аудитом роторного оборудования; тепломассообменным оборудованием, долгосрочным сервисом энергетического оборудования.
ЗАО «Ротек» сотрудничает с дивизионами SULZER по долгосрочным сервисным проектам. Осуществляет управление производственными активами ЗАО «УТЗ».
Электрические сети, Генерация, ГРЭС , Минэнерго, Мощность, ОГК , Сети , ТГК , Турбины, Электроэнергия , Энергия , Кабельная арматура, Машиностроение, СРО,
Отправить на Email
-
13.02.2021 23:33:20 Славяна РУМЯНЦЕВА«Россети Московский регион»: новые проекты карантинного года
251
Цифровые проекты, мощности для борьбы с COVID-19 и повышение надежности электроснабжения столицы: «Россети Московский регион» подводит итоги прошедшего года.
Электрические сети, Россети, Коронавирус, Энергоснабжение, Цифровизация
13.02.2021 23:26:04 Подготовил Евгений ГЕРАСИМОВИнновационные решения «Прософт-Системы» для первой цифровой подстанции «Россетей» в Саратовской области235
Компания «Прософт-Системы» принимает участие в проекте по созданию первой цифровой подстанции в Саратовской области — ПС 110/10 кВ «Сазанлей» филиала ПАО «Россети Волга» — «Саратовские распределительные сети». На данный момент завершен этап работ по монтажу и испытаниям первой очереди оборудования на объекте.
Электрические сети, Подстанции, Автоматизация в энергетике, АСУ ТП, АИИС КУЭ
13.02.2021 23:06:23 Подготовил Евгений ГЕРАСИМОВПервая цифровая. ПС «Сазанлей» – шаг к цифровой трансформации245
Энергетики «Россети Волга» завершили очередной этап работ по созданию первой цифровой подстанции в Саратовской области.
Электрические сети, Подстанции, Автоматизация в энергетике, АСУ ТП
13.02.2021 03:41:58 Славяна РУМЯНЦЕВАРабочее колесо для Туполангской ГЭС232
На Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) завершено изготовление первого рабочего колеса гидротурбины в рамках проекта по обновлению Туполангской ГЭС в Узбекистане. Колесо предназначено для гидроагрегата (ГА) № 3. Завершение изготовления полного комплекта оборудования для модернизации ГА №3 запланировано на второй квартал 2021 года.
Гидроагрегат, Турбины, АСУ ТП, Гидроэнергетика
13.02.2021 00:27:03 Алена БЕХМЕТЬЕВАЭдуард Галеев: «В числе наших приоритетов — модернизация и повышение энергоэффективности»325
Несмотря на то что 2020 год выдался непростым, АО ««ТГК-16»», входящее в Группу компаний ТАИФ, уверенно продолжило курс, заданный ранее. Энергетики не только обеспечили надежное энергоснабжение потребителей в условиях пандемии, но и реализовали планы по модернизации, повысили энергоэффективность своих объектов. Более того, как стало известно в декабре, заявка ««ТГК-16»», единственная из Татарстана, вошла в предварительный перечень проек...
ТГК, Энергоэффективность, Модернизация в энергетике, ДПМ
-
14.01.2015 Ирина КРИВОШАПКАЗамена теплосетей – только в планах
968
До 2013 года в Санкт-Петербурге должны быть заменены все магистральные теплосети с диаметром труб от 400 миллиметров и с износом двадцать пять
лет и выше.Электроэнергетика, Сети, ТГК, Кабельная арматура, Провод
14.01.2015Опыт в биогазовой отрасли1098
ЧТО: Отраслевая конференция «Модернизация электросетевого комплекса Юга России.
Энергосбережение и энергоэффективность как основа энергоэффективной экономики»
в рамках выставки «Энергетика и ресурсосбережение Юга России – EPIS-2012».
ГДЕ: Краснодар, выставочный центр «Кубань экспоцентр».
КОГДА: 16‑17 октября 2012 года.СРО, Энергия, Кабельная арматура
14.01.2015Операторы и оперативники нажились на конденсате903
Управление Следственного комитета России по Томской области завершило расследование уголовного дела о хищении углеводородного конденсата Лугинецкого месторождения (ОАО «Томскнефть»).
Кабельная арматура, Провод
14.01.2015 Беседовала Ирина КРИВОШАПКАТранзитеры мировых технологий в Россию3191
Баланс соотношения «качество – цена» в продукции компании «ЭнергоТрейдинг» подтверждается четырехлетней деятельностью на российском рынке.
Электрические сети, Изоляция, Мощность, ОГК, Радиация, Сети, ТГК, Тепловые сети, Кабельная арматура, Провод, Тепловая энергетика, СРО
-
12.05.2018 05:55:14Цифровизация: от концепции – к практическим решениям
25845
Круглый стол «Цифровые технологии в управлении энергетическими системами», организованный «Энергетикой и промышленностью России» в рамках Российского международного энергетического форума, мы стремились сориентировать на предельно конкретные вопросы. В начале мероприятия модератор – главный редактор «ЭПР» Валерий Пресняков отметил, что участникам предоставляется возможность рассказать о своих практических решениях, так или иначе нацелен...
Инновации
12.06.2018 19:59:26 Славяна РУМЯНЦЕВАЦифровизация энергетики: от «интеллектуальных» турбин до «умных» сетей24431
Никогда прежде мир не был так тесно связан и настолько «оцифрован», как сегодня. Дигитализация уже превратилась в неотъемлемую часть настоящего.
Цифровизация, Smart Grid, Инновации, Турбины
19.06.2018 13:52:08 Павел ШАЦКИЙ, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг»ДПМ-2: драйвер роста или обуза для потребителей?21749
Философский вопрос о первичности «курицы или яйца» в случае с перспективами российской энергетики звучит так: стимулировать ли инвестиции в энергетику с целью технологического прорыва в целом ряде секторов экономики или сдерживать тарифы, чтобы дать фору для развития несырьевым секторам?
Электроэнергетика, Инвестиции
21.10.2018 06:54:56К обновлению с КОММодом: роли и декорации очередной модернизации14541
ДПМ-2, ДПМ-штрих и, наконец, новое, пока неизвестное широкой отраслевой публике понятие – КОММод, обозначают одну программу, цели и суть которой заключаются в модернизации генерирующих мощностей отечественной энергетики. Все просто и сложно одновременно, поскольку профессиональное сообщество разделилось на тех, кто ждет от грядущей программы прорывных результатов, и на тех, кто осторожно заявляет о назревших рисках.
Модернизация в энергетике
28.06.2018 19:04:06 Зуев А. Г., Главный инженер по технической поддержке ИБППреимущество модульной архитектуры при выборе источника бесперебойного питания (ИБП)12179
Одно из требований, стоящих перед современными ИБП, наряду с качеством электрических параметров оборудования – его надежность и экономические показатели. Попытаемся разобраться с особенностью применения разных типов ИБП, отличающихся архитектурой построения.