16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/193/13808.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (193) март 2012 года

Минэнерго представило программу по нефтепродуктопроводам

Министерство энергетики на заседании правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности представило программу развития нефтепродуктопроводов в России.

Поручение по подготовке министерством такой программы было дано на правительственной комиссии по ТЭКу 7 ноября 2011 года. Программа предполагает развитие системы магистральных нефтепроводов и продуктопроводов (МНПП) в рамках генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года.

В программе заложены следующие принципы развития системы магистральных нефтепродуктопроводов: мониторинг планов нефтяных компаний по модернизации и строительству нефтеперерабатывающих предприятий и фактического хода этих работ; учет потребностей крупных центров потребления в нефтепродуктах (с разбивкой по типам продуктов, их качественным характеристикам, способу поставки, стоимости транспортировки, прогнозу потребления в будущем); учет экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции; предоставление нефтяными компаниями гарантий по заполнению трубопроводов, в том числе на условии «качай или плати».

В документе рассмотрены варианты развития системы магистральных нефтепроводов и продуктопроводов для обеспечения нефтепродуктами крупных центров потребления, уже имеющих доступ к системе НПП, строительство новых трубопроводов в направлении крупных центров потребления, не имеющих доступа к системе. Также в нем отражен вариант развития НПП путем восстановления ранее существовавших трубопроводов.

С учетом фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов будет идти по двум направлениям. В первую очередь внутренний рынок будет обеспечен топливом, в то же время избыточные объемы произведенных нефтепродуктов будут экспортироваться в северном и южном направлениях для повышения конкурентных возможностей российских НПЗ.

Таким образом, в случае наличия необходимой ресурсной базы при рассмотрении вопроса строительства новых продуктопроводов, реконструкции и модернизации старых в каждом конкретном случае ключевым является вопрос экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции с учетом конкуренции между различными видами транспорта как по стоимости, так и по условиям транспортировки нефтепродуктов.

Минэнерго считает, что одним из главных сдерживающих факторов увеличения объемов поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом является неоднородность качественных характеристик выпускаемого топлива. Так, при смешении нефтепродуктов разных классов происходит снижение общего уровня качества топлива в трубопроводной системе.

В программе развития нефтепродуктопроводов учтен баланс производства и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке страны. Так, в результате модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России, которая соотносится со сроками перехода на производство нефтепродуктов экологических классов в соответствии с требованиями Технического регламента по топливу, к 2016 году будут созданы производства, выпускающие однородную высококачественную продукцию.

Фактическая реализация нефтяными компаниями инвестиционных программ модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствии с четырехсторонними соглашениями, подписанными с Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом в июле 2011 года, позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов в 2015‑2016 годах на 58 процентов к уровню 2011 года. Опережающими темпами будет расти производство дизельного топлива (на 69 процентов), что приведет к более чем двукратному превышению его объемов над потребностями внутреннего рынка, несмотря на рост его использования в локальном энергообеспечении.

Таким образом, реализация планов нефтяных компаний по модернизации НПЗ, позволяющая, в частности, снизить их перевозку по железным дорогам, которые не справляются с объемами, что в последнее время вызывает серьезные проблемы, позволит обеспечить внутренний рынок моторным топливом и другими видами нефтепродуктов, подключить новые нефтеперерабатывающие заводы – Волгоградский и Саратовский НПЗ, новые центры потребления, в том числе Ростов-на-Дону, расширить поставки в Москву, изменить географию экспорта нефтепродуктов с использованием нефтепродуктопроводов, расширить пропускные способности НПП «Кириши – Приморск» (проект «Север»), построить магистральный НПП «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»).

По итогам ежегодного мониторинга Минэнерго России будет вносить уточнения в Генеральную схему нефтяной отрасли до 2020 года в части развития системы магистральных трубопроводов.


СПРАВКА

Субъектом осуществления программы станет ОАО «АК «Транснефтепродукт» – одна из крупнейших в мире и единственная в России компания, транспортирующая светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) по нефтепродуктопроводам от семнадцати нефтеперерабатывающих заводов из тридцати пяти крупных НПЗ (мощностью переработки не менее 1 миллиона тонн нефти в год), расположенных в России и Белоруссии, в различные регионы России, стран Таможенного союза, а также в страны дальнего зарубежья по системе магистральных нефтепродуктопроводов. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт» составляет 19,2 тысячи километров.

ОАО «АК «Транснефтепродукт» транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по собственной трубопроводной системе, затем железнодорожным транспортом). Средняя загруженность системы МНПП составляет 60‑65 процентов. Транспортировка светлых нефтепродуктов по системе «АК «Транснефтепродукт» в 2011 году составила 29, 6 миллиона тонн.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (193) март 2012 года:

  • С электронной подписью на «ты»
    С электронной подписью на «ты»

    Согласно требованиям государства, организациям энергетического комплекса необходимо тесно взаимодействовать с системой электронного документооборота – ЕИАС ФСТ России. ...

  • В Воронеже формируется энергетический кластер
    В Воронеже формируется энергетический кластер

    В Воронеже открылся завод «Сименс трансформаторы», который будет выпускать силовые трансформаторы класса напряжения до 220 кВ, а также тяговые трансформаторы для локомотивов и поездов. ...

  • Впереди планеты всей
    Впереди планеты всей

    В четвертом квартале 2011 года Холдинг МРСК реконструировал и ввел в эксплуатацию более шестидесяти приоритетных электросетевых объектов. ...

  • Землетрясение в Туве: энергооборудование в строю
    Землетрясение в Туве: энергооборудование в строю

    Специалисты ОАО «Тываэнерго» (МРСК Сибири) заявили, что землетрясение не отразилось на работе электросетевого хозяйства республики. ...

  • Столица поедет на электричестве
    Столица поедет на электричестве

    В Экологическом центре правительства Москвы подписан меморандум о развитии в российской столице экологически чистого электрического транспорта и зарядной инфраструктуры. ...