16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/191/13724.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (191) февраль 2012 года

Угольную модернизацию профинансирует бизнес

Российская угольная отрасль получила стратегию развития на два десятилетия вперед.

Долгожданная программа развития угольной промышленности до 2030 года, подписанная Владимиром Путиным в ходе январского визита в Кузбасс, предусматривает увеличение добычи угля на 30 процентов – с нынешних 330 миллионов тонн угля до 430 миллионов тонн, наращивание экспорта, преимущественно в восточном направлении – с 32 до 85 миллионов тонн.

Кроме того, этот документ подразумевает ввод 505 миллионов тонн новых и модернизированных угледобывающих мощностей при выбытии 375 миллионов тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий, сокращение уровня износа основных фондов с 70‑75 до 20 процентов. Стоимость программы составляет 3,7 триллиона рублей, при этом львиную долю необходимых средств составят частные инвестиции.

Еще год назад стоимость этой программы оценивалась в 2,6 триллиона рублей, а в первоначальном варианте, представленном на рассмотрение премьер-министра, значилось 3,29 триллиона рублей. В процессе доработки цена модернизации угольной отрасли увеличилась на треть, но размер инвестиций государства остался практически неизменным – 251,8 миллиарда рублей. Основная часть этих средств (195,5 миллиарда рублей) будет направлена на развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего – портов и железных дорог.

– В частности, планируется увеличить пропускную способность железных дорог со стороны Кузбасса в направлениях Черного, Баренцева и Балтийского морей, а также обеспечить развитие БАМа и железнодорожного узла в этом важнейшем угольном регионе. Мощности угольных терминалов в российских портах планируется увеличить с текущих 69 миллионов тонн до 190 миллионов тонн, – поясняет аналитик аналитического агентства «Инвесткафе» Павел Емельянцев.

Именно инфраструктурные ограничения являются одним из важнейших сдерживающих факторов для российской угольной промышленности. Сегодня основным фактором роста для российских угольщиков служит спрос на внешнем рынке, при этом наибольший рост потребления угля приходится на  Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань. Судя по ориентирам, названным в Программе развития угольной отрасли, экспортная формула роста будет действовать и в ближайшие два десятилетия: общий объем экспорта угля вырастет в 2,5 раза, в то время как внутреннее потребление увеличится с сегодняшних 184 до 220 миллионов тонн угля в год.

Основными центрами угледобычи станут традиционные угольные регионы – Кузбасс, Восточный Донбасс, Воркута, а также перспективные месторождения Тувы и Якутии.

Проблема в том, что уже сегодня добытый уголь застревает в пути. Одна из важнейших задач ближайших лет – снятие инфраструктурных ограничений для развития отрасли. Прежде всего, подчеркнул Владимир Путин, это касается «узких мест на железнодорожном транспорте, в портовом хозяйстве, чтобы не возникало уже набивших оскомину проблем с предоставлением вагонов, с пробками на железнодорожных линиях и в портах… Из-за проблем с вывозом продукции на ряде разрезов запасы на складах уже сегодня почти в три раза превышают все нормативы».

Поэтому программа развития угольной отрасли предусматривает ряд мер, в которых будут участвовать все заинтересованные стороны – государство, ОАО «РЖД», грузовладельцы, железнодорожные операторы. Для координации работы участников транспортных проектов премьер предложил создать саморегулируемую организацию, подобную «Совету рынка» в электроэнергетике. Первый шаг в этом направлении уже сделан: ОАО «РЖД», Внешэкономбанк и крупнейшие грузоотправители из различных отраслей промышленности, формирующие более 80 процентов железнодорожных грузов, подписали соглашение, позволяющее строить новые железнодорожные ветки и оптимизировать нагрузку на существующую транспортную сеть.

Соглашение предусматривает обеспечение полного вывоза грузов, предъявляемых грузоотправителями, за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий. В частности, промышленные организации совместно с РЖД на долгосрочной основе определяют объемы, сроки и направления перево-зок грузов. Железнодорожники, в свою очередь, определяют потребность в увеличении пропускных способностей железных дорог и оценивает возможную окупаемость данных проектов и способы финансирования.

В случае, если инвестиции окупаемы для РЖД, заключается договор с грузоотправителем, предусматривающий объемы и сроки осуществления перево-зок, долгосрочный уровень тарифа, взаимные гарантии сторон.

В случае расчетной неокупаемости проектов промышленные организации совместно с РЖД формируют проекты по развитию территории, включая железные дороги, и направляют во «Внешэкономбанк» обоснования реализации данных проектов за счет государственной поддержки.

Перечисленные вопросы «являются продолжением первого Госсовета, посвященного этой теме, в Междуреченске в 2003 году», – напомнил глава РЖД Владимир Якунин. Именно в ходе Госсовета 2003 года была разработана программа совершенствования магистрального железнодорожного транспорта. Сегодня РЖД обнадеживают зафиксированные на правительственном уровне обязательства бюджета по развитию инфраструктуры, в том числе путем выпуска инфраструктурных облигаций, а также прямых бюджетных инвестиций.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (191) февраль 2012 года: