16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/177/13139.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (177-178) июль 2011 года

Тепловые сети: ждать нельзя модернизировать

Энергетика: тенденции и перспективы Яков РАПОПОРТ, Александр ШМЕЛЕВ, Максим БАРАНОВСКИЙ

Совокупность внутриполитических, социальных и экономических факторов, сложившаяся в 2011 году на фоне продолжающейся деградации технического состояния национальной теплосетевой инфраструктуры, делает невозможным дальнейший отказ от масштабной модернизации тепловых сетей российского ЖКХ на основе передовых технологических решений.

Давно пора

Созданная большей частью в 1960–80-х годах, российская теплосетевая инфраструктура имела нормативный коэффициент замены 0,04 исходя из расчетного срока службы стальной трубы в двадцать пять лет. Начиная с конца 80-х годов в масштабах страны замене подлежали 4 процента трубопроводов ГВС и отопления ежегодно.

С тех пор по факту реальные темпы замены теплосетей ни разу даже не приблизились к нормативным. Так, в рекордном 2008 году было заменено всего 1,7 процента сетей.

Сегодня, согласно различным источникам, количественная оценка уровня износа российских теплосетей находится в интервале 60–80 процентов. При этом качественная характеристика их состояния у участников отрасли разногласий не вызывает: положение, без преувеличения, драматическое.

Потери в российской системе теплоснабжения некоторыми экспертами оцениваются в 500 миллиардов рублей ежегодно. Это примерно 1,3 процента ВВП России.

При этом к началу весенне-летнего сезона 2011 года на российском рынке модернизации теплосетевой инфраструктуры окончательно оформилась ситуация, соответствующая ленинскому определению «революционной» – когда одни не могут, другие не хотят, и все это сопровождается «ростом активности масс и их готовностью к самостоятельному революционному творчеству».



Верхи не могут

Действительно, «верхи», если под ними понимать муниципальные и региональные власти, а также местных регуляторов тарифов, сегодня оказались в патовой ситуации, ключевые факторы которой являются, по сути, взаимоисключающими.

С одной стороны, есть очевидное понимание того, что сколько-нибудь значимые усилия по нормализации технического состояния теплосетевой инфраструктуры в том или ином виде должны найти свое отражение в тарифе.

С другой стороны, одной из важнейших тактических задач местных властей является недопущение роста тарифов выше установленного федеральным центром максимума (который изменяется в процентах к тарифу предыдущего года, причем вне всякой зависимости от того, мало или велико было его абсолютное значение в прошлом).

Исполняя требование о соблюдении предельного индекса роста тарифов, регуляторы на местах вынуждены зачастую не только полностью исключать из тарифа любого рода перспективные затраты, но и аннулировать фактически имеющиеся, де-юре не подлежащие секвестированию в принципе. Это уже привело к массовым судебным разбирательствам, одно из которых дошло до Конституционного суда России.

Эти конфликтующие обстоятельства можно было бы совсем не принимать во внимание –если форма имущественно-хозяйственных отношений между теплосетевой организацией и местной администрацией, а также возможности местного бюджета позволяют произвести ремонт и модернизацию сетевой инфраструктуры за счет бюджетных средств. Но денег в местных бюджетах сегодня на эти цели, мягко говоря, не хватает.

Одновременно в рамках Федерального закона №131 «О местном самоуправлении» и многочисленных подзаконных распоряжений и директив федерального центра буквально изо дня в день растет «градус» ответственности местных властей за обеспечение надежного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы. Задача обеспечения безаварийного функционирования тепловых сетей из, строго говоря, технической трансформировалась в политическую и, следовательно, первоочередную.



Низы не могут тоже

Положение «низов», если под ними понимать теплоснабжающие (теплосетевые) организации всех форм собственности, описывается еще проще, а противоречивость их положения еще очевиднее.

Руководители этих организаций несут персональную (вплоть до уголовной) ответственность за надежное теплоснабжение своих потребителей. При этом, как правило, фактическое состояние производственной базы (в первую очередь, тепловых сетей) возглавляемых ими предприятий с технической точки зрения гарантировать надежное теплоснабжение просто не позволяет.

Для масштабной замены многократно выработавших свой ресурс тепловых сетей теплоснабжающим организациям жизненно необходимы большие деньги, которых пока нет. Нет ни в местных бюджетах, ни в тарифах (по решению регулятора, исполняющего волю федерального центра).

Такие деньги есть в банках, но на рынок модернизации теплосетевой инфраструктуры они пока не идут – реальные условия, в которых действуют теплосетевые компании, как правило, в настоящее время исключают возможность залога муниципальной собственности, предоставления бюджетных гарантий и исполнения других требований традиционных кредитных институтов.

Довершает картину еще одно принципиальное обстоятельство – крайне негативное отношение населения к непрекращающемуся росту тарифов.

Круг замкнулся: населению и властям нужно надежное теплоснабжение – для надежного теплоснабжения нужен капитальный ремонт – для капитального ремонта нужны деньги – для денег нужен рост тарифов – рост тарифов категорически не нужен населению и властям.



Что делать?

Как представляется, разорвать эту причинно-следственную цепочку в привычной системе аргументации («деньги нужны сегодня, чтобы жизнь стала лучше завтра») практически невозможно.

Будем откровенны: лимит доверия общества к энергетикам в целом (и к тепловикам в частности) применительно к авансированию их производственных и инвестиционных планов фактически исчерпан. Ведь многолетний предыдущий опыт подобного рода в подавляющем большинстве случаев носил негативный характер: тарифы росли, качество и надежность услуг падали.

Отрасль, в которой из года в год исчезают зарытые – в буквальном смысле слова – в землю деньги, до сих пор имеет устойчивую репутацию «черной дыры» российского ЖКХ. Надо признать – не без оснований.

Следовательно, для поиска выхода из ситуации нужна другая логика, у которой есть шанс быть воспринятой потребителями как: а) необходимая; б) единственно возможная; в) справедливая; г) прозрачная.

Мы полагаем, что сегодня любой более-менее масштабный (затратный) проект в теплоснабжении, направленный на повышение качества и надежности предоставляемых услуг, может и должен быть сначала предъявлен в работающем виде потребителям – и только потом к оплате.

Новая конституция российского теплоснабжения – федеральный закон №190 – по духу своему ориентирован как раз на такую логику. Вне всякого сомнения, это заявка на превращение отрасли теплоснабжения, пребывающей в состоянии поглощающей деньги «черной дыры», в современный, респектабельный, инвестиционно привлекательный бизнес. Другой вопрос, что заявка эта пока носит во многом декларативный характер.

Закону «О теплоснабжении», чтобы он заработал, требуется еще более десятка нормативных актов, а профессиональному сообществу как минимум несколько лет, чтобы возникли прецеденты и адаптируемый опыт использования заложенных в ФЗ-190 механизмов (например, разработки и утверждения схем теплоснабжения, применения рассчитанных по RAB-методике долгосрочных тарифов и т. д.).

Между тем, представляя реальное техническое состояние российских тепловых сетей, мы отчетливо понимаем, что у большинства теплоснабжающих организаций этих нескольких лет на вынужденное ожидание и терпеливое бездействие нет.

Именно этими соображениями руководствовалась группа Полимертепло, разрабатывая и выводя на рынок свое предложение по кредитованию программ модернизации распределительных тепловых сетей.

Напомним, что в 2011 году группа Полимертепло предлагает теплоснабжающим и теплосетевым организациям системное решение по организации кредитного финансирования и реализации инвестиционных (производственных) программ по модернизации теплосетевого хозяйства, энерго-сбережению и повышению энергоэффективности распределительных тепловых сетей.

Суть предложения заключается в предоставлении теплоснабжающей организации в течение весенне-летнего сезона 2011 года на условиях кредита (без предоплаты, по согласованным спецификациям, в согласованные сроки) определенного объема гибких теплоизолированных полимерных труб производства группы Полимертепло и комплектующих к ним на сумму от 100 миллионов рублей.

Срок кредитования – до 24 месяцев, ставка – 9 процентов годовых. Заемщик осуществляет строительно-монтажные работы по укладке труб до начала отопительного сезона. Начисление процентов по кредиту будет производиться с 1 октября 2011 года (с началом отопительного сезона 2011/2012 года), погашаться кредит будет начиная с октября 2011 года по сентябрь 2013 года включительно, ежемесячно, по согласованному графику в течение 24 месяцев.

Мы видим единственно возможный выход из сложившегося положения в том, чтобы, несмотря на недостаток средств в текущем периоде, дать возможность теплосетевым компаниям реализовать масштабные инфраструктурные проекты уже сегодня.

Мы также видим выход в том, чтобы после реализации этих проектов дать теплосетевым компаниям время для использования всех существующих возможностей по рефинансированию своих обязательств: от бюджетного софинансирования и «длинных» лизинговых схем до целевых кредитов и долгосрочных тарифов.

Принимая на себя риски, связанные с реализацией производственной части инвестиционных программ модернизации теплосетей, группа Полимертепло тем самым делает ставку на успех институциональной реформы отрасли, векторы которой заданы федеральными законами «О теплоснабжении» и «Об энергосбережении».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (177-178) июль 2011 года:

  • Сибирские инновации в области анализа дымовых газов
    Сибирские инновации в области анализа дымовых газов

    При проектировании современных объектов теплоэнергетики невозможно обойтись без автоматизации. Только автоматизируя производственные процессы, можно понять, насколько эффективно работает предприятие, а сегодня необходимо понимать, и насколько экологично. Ну, а так как основным источником энергии служит углеводородное топливо, поэтому жизненно-важной задачей становится эффективное и экологичное его использование. ...

  • Пугачев отказался от угля
    Пугачев отказался от угля

    Это предприятие владеет лицензией на Элегестское угольное месторождение в Туве. ...

  • Предельный рост тарифов в 2012 году составит 10‑11 процентов

    Министерство экономического развития РФ предлагает установить предельный рост тарифов на электроэнергию в 2012 году на уровне 10−11, в 2013 году – 7−10, в 2014 году – 9−11 процентов. ...

  • Адлерская ТЭС глазами тепломонтажников
    Адлерская ТЭС глазами тепломонтажников

    Адлерская ТЭС, которой предстоит решить проблему энергодефицита Сочи и его окрестностей, – одна из важнейших «олимпийских» энергостроек и один из самых экологичных объектов новой российской энергетики. ...

  • Электрическое правосудие
    Электрическое правосудие

    Электричество – это не только тепло и свет. К сожалению, электричество – это и орудие убийства (или орудие правосудия, если взглянуть с другой стороны). ...