16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/174/12970.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (174) май 2011 года

Отечественному машиностроению обещают светлое будущее

Власть Антон КАНАРЕЙКИН

На Всероссийском съезде машиностроителей в Тольятти Владимир Путин рассказал о перспективах отрасли.

По его мнению, они хороши, но есть над чем работать.

Специалисты обсудили вопросы, связанные с состоянием отечественного машиностроения в посткризисный период и с решением сложных и масштабных задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению промышленности.



Вернуть позиции

На этих же темах остановился и Владимир Путин. Как отметил глава правительства, сейчас в мире всерьез заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации. И уже понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы – это иллюзорная будущность.

– Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции, – сказал премьер.

По словам Путина, российские предприятия должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке. И в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли. Как подчеркнул премьер-министр, этот рынок оценивается в десятки триллионов рублей, и, конечно, необходимо играть заметную роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг.

– Мы сегодня создаем научно-образовательные комплексы мирового уровня – национальные исследовательские университеты. Этот статус присвоен, в том числе, и ведущим техническим вузам страны. На финансирование этого направления с 2010 по 2014 год направим 45 миллиардов рублей, – подчеркнул он.

Вместе с тем, как заметил Владимир Путин, сегодня отрасль демонстрирует хорошие показатели роста, причем не только традиционно лидирующее автомобилестроение. За минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно – в тяжелом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил почти 25 процентов.

За ближайшие три года оте­чественные энергетические компании планируют вложить в закупку нового оборудования более 3 триллионов рублей, и закупать они его будут у российских производителей. И главное, как отметил премьер, сейчас совместно с бизнесом у государства есть четкие планы действий практически во всех секторах машиностроения: есть понимание, какие инструменты надо использовать и для модернизации производства, и для расширения экспорта, и для развития наукоемких технологий. В целом обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счет отечественного оборудования, произведенного с максимальной локализацией комплектующих.



Будем покупать свое, если оно есть

– В частности, – сказал Владимир Путин, – мы продолжим политику стимулирования рыночного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов. Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференций иностранным компаниям и поставщикам. Это совсем не значит, что их нужно выдавливать с рынка, но часто, к сожалению, преференциями они у нас пользуются большими, чем наши собственные производители.

При этом премьер-министр особо отметил: вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии. И по его словам, государство будет продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере.

Затронул премьер и вопросы модернизации: по его словам, основные фонды предприятий машиностроительного комплекса физически и морально изношены. При этом коэффициент обновления технологического оборудования, станков составляет не более 1 процента в год. Этот вопрос еще предстоит решать.



Фонд для привлечения капитала

Что касается международных инвестиций, то, по словам Путина, Россия намерена в полной мере использовать преимущества промышленной кооперации, формирования технологических альянсов. Объем прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 году увеличился более чем в полтора раза – с 4,4 миллиарда почти до 7 миллиардов долларов США:

– И мы будем продолжать создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей. В этой связи отмечу, что формируется специальный фонд для привлечения зарубежного капитала в экономику России, для софинансирования крупных совместных проектов. На формирование этого фонда мы в этом году за счет дополнительных доходов бюджета направим 62 миллиарда рублей. При этом наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнерами – это высокий уровень локализации, о котором я уже говорил, и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости.

Что касается вопросов экспорта, то, по мнению премьера, российский машиностроительный комплекс должен решать серьезные задачи по увеличению его объемов, и в этом государство должно оказывать системную поддержку отечественным компаниям, которые выходят на глобальные рынки.

– В частности, на совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники. Кроме того, если мы предоставляем кредиты другим странам под крупные проекты, такие займы должны быть связанными, то есть предполагать обязательную закупку нашего оборудования. Это касается не только энергомашиностроения, но и, разумеется, других отраслей машиностроения, – подытожил Путин.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (174) май 2011 года: