16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/173/12931.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (173) май 2011 года

Применение золошлаков сделают выгодным

Производство для энергетики Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект, стимулирующий максимальное применение золошлаковых отходов (ЗШО) в экономике страны.

Закон будет предусматривать разработку стандартов использования вторичной продукции из ЗШО. Этот документ должен стать существенным шагом к решению проблемы ЗШО – одной из самых важных задач, стоящих перед угольной генерацией РФ.
В чем заключается новизна предлагаемого законопроекта, какие ориентиры ставили перед собой разработчики, каких сложностей они ожидают? На вопросы «ЭПР» отвечает Игорь Кожуховский, генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) – одной из организаций, участвующих в разработке «золошлакового» законопроекта.

– Игорь Степанович, само название вашей организации вызывает ассоциации с планированием и стратегическим развитием отрасли. Как получилось, что АПБЭ пришлось решать проблему утилизации золошлаковых отходов?

– На самом деле решение «золошлаковых» вопросов прямо связано с основными направлениями деятельности АПБЭ. Напомню, что АПБЭ является преемником многих задач, которые решало прежде РАО «ЕЭС России», – от разработки стратегических документов развития отрасли до решения задач экологической политики, таких, как решение проблем золошлаковых отходов. В частности, 10‑11 июля 2008 года в рамках Экологической программы РАО «ЕЭС России» Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике совместно с Сибирской энергетической ассоциацией провело в Новосибирске Всероссийское совещание по вопросам переработки и использования золо­шлаковых материалов (ЗШМ), которое дало «старт» системному решению проблем утилизации ЗШО и вовлечению их в хозяйственный оборот.

По итогам совещания при Комитете по энергетике Государственной думы создана и функционирует рабочая группа по проблеме расширения использования золошлаковых отходов под руководством председателя комитета Юрия Липатова. Я являюсь его заместителем. Основная задача рабочей группы – подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления в части стимулирования использования и переработки ЗШО.

В настоящее время, по данным ЗАО «АПБЭ», в электроэнергетической отрасли утилизируется и используется только 10 процентов золошлаков (около 2,5 миллиона в год). Еще 22,5 миллиона тонн ЗШО ежегодно размещается в золоотвалах угольных ТЭС в дополнение к накопленным ранее 1,5 миллиарда тонн.

Удельные затраты на эксплуатацию золошлакоотвала, экологические платежи, инвестиционные расходы и тому подобное составляют до 5‑7 процентов себестоимости производства энергии на угольной ТЭС. В частности, стоимость строительства нового золошлакоотвала достигает 2‑4 миллиардов рублей, стоимость строительства ограждающей дамбы может достичь 1 миллиарда рублей, при этом затраты такого рода включаются в тариф и полностью оплачиваются конечными потребителями электроэнергии и тепла. Не будем забывать о необходимости отвода новых территорий под золошлакоотвалы, фильтрацию и пыление золоотвалов, большом потреблении воды в системе гидрозолоудаления. А в обозримом будущем в связи с ужесточением российского природоохранного законодательства прогнозируется многократное (до пятидесяти раз) увеличение платы за размещение отходов (включая золошлаковые), платы за землеотвод и так далее.

Сегодня в России действует 179 ТЭС на угольном топливе (около 30 процентов всех мощностей ТЭС). Золошлаковые отвалы на многих электростанциях переполнены (пример – ситуация на Березовской ГРЭС-1, Новочеркасской, Рефтинской, Троицкой, Южно-Кузбасской ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-9 и другие), при этом расширение отвалов невозможно либо требует значительных затрат. Если ничего не предпринимать, эти электростанции нужно будет останавливать и выводить из энергосистемы в ближайшие годы (и это в условиях намечаемого увеличения угольной генерации!). Таким образом, сегодня уже никто не спорит с тем, что накопленные объемы ЗШО – барьер на пути развития угольной генерации в России.

АПБЭ, проводя прогнозные балансовые расчеты в электроэнергетике, обязано учитывать «фактор ЗШО» и осуществлять деятельность по расширению их использования.

– Что сделано за это время?

– Важнейший из итогов деятельности нашей рабочей группы – проект Федерального закона № 466482‑5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях увеличения использования золошлаковых отходов», внесенный на рассмотрение Государственной думы РФ 6 декабря 2010 года депутатами Евгением Туголуковым и Юрием Липатовым.

Законопроект способствует формированию государственной политики, стимулирующей максимальное использование ЗШМ в экономике страны, созданию целостного комплекса правовых и нормативных документов в сфере обращения с ЗШМ, обеспечению стабильной работы угольных ТЭС (снижение рисков ограничения угольной генерации, роста тарифов на электро- и теплоэнергию и увеличения платы за размещенные ЗШО из‑за переполнения золоотвалов).

Документ вносит изменения в федеральные законы об отходах, охране окружающей среды, о закупках для государственных и муниципальных нужд («Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89‑ФЗ», «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ», Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Во-первых, предложенные изменения направлены на установление статуса вторичной продукции из золошлаковых отходов на основе их сертификации (обеспечение легитимности продукции и услуг на основе ЗШО). Во-вторых, они предусматривают стимулирование «производителей» золо­шлаковых отходов к расширению их использования (обеспечение повышения надежности функционирования угольной генерации, повышение ее эффективности). И наконец, они предполагают стимулирование организаций – потенциальных потребителей золошлаковых отходов к использованию ЗШО при выполнении ими государственных и муниципальных заказов (расширение сфер использования ЗШО, удешевление продукции, повышение экологической и экономической эффективности деятельности).

Очень важно, что законопроект предусматривает установление национальных стандартов, сводов правил по использованию вторичной продукции из ЗШО, а также разработку федеральной программы в области обращения с ЗШО, установление требований к объемам их использования на предприятиях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, законопроект предполагает разработку региональных программ в области обращения с отходами, в том числе – программ, обязывающих собственников или иных законных владельцев ЗШО использовать золошлаки для получения вторичной продукции, для рекультивации земель, программ, обеспечивающих экономическое стимулирование применения ЗШО (в частности, путем размещения заказов на вторичную продукцию из ЗШО для государственных и муниципальных нужд).

Если законопроект будет принят, то уже с 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели и юридические лица – участники оптового рынка электрической энергии и мощности и иные владельцы ЗШО будут обязаны ежегодно увеличивать их использование до достижения долей от объемов ежегодного образования ЗШО текущего выхода, установленных правительством, осуществлять деятельность по использованию золошлаковых отходов собственными силами или заключать договор на переработку и/или реализацию.

– Учитывался ли при работе над законопроектом опыт других государств?

– Безусловно, мы использовали в своей работе зарубежный опыт. К примеру, мы принимали в расчет, что в Германии и Дании использование ЗШО в производстве строительных материалов достигло практически 100 процентов их годового выхода.

При этом в Германии вообще запрещено иметь золошлакоотвалы. До 50‑70 процентов годового выхода ЗШО используют в США, Великобритании, Польше, Китае. Изменения, внесенные в законодательство Индии в 1999 и 2003 годах, привели к повышению в стране объемов утилизации ЗШО с 29,6 процента годового выхода в 2003‑2004 годах до 53 процентов в 2007‑2008 годах, что составило порядка 70 миллионов тонн в год.

Анализ показал, что в других странах переработка и использование ЗШО координируется в рамках национальных и международных ассоциаций, таких, как Европейская ассоциация продуктов сжигания угля, Американская ассоциация угольной золы, Германская ассоциация по маркетингу минеральных продуктов.

Первые шаги в этом направлении сделаны и в нашей стране. По инициативе ЗАО «АПБЭ», Сибирской энергетической ассоциации и ООО «Восток» в настоящее время создается Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов. В инициативную группу также вошли представители ОАО «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО ЕЭС», ОАО «СУЭК», «Энел ОГК-5», «РАО Энергетические системы Востока» и других компаний.

– Какие варианты применения золошлаков наиболее перспективны?

– Исследования и практика подтвердили, что золошлаковые отходы угольных ТЭС являются качественным и дешевым минеральным сырьем.

Крупные потребители на товарном рынке – строительная индустрия и промышленность строительных материалов. Использование золошлаков снижает себестоимость строительных материалов (цемент, сухие строительные смеси, бетон, строительные растворы) самое меньшее на 15‑30 процентов. Применение ЗШО в земляном полотне автомобильных дорог способствует снижению себестоимости работ.

Наконец, на основе подпрограммы «Автомобильные дороги», входящей в состав федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010‑2015 годы)» нами были выполнены расчеты потенциально возможных объемом использования ЗШО угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог с учетом того, что объем оплачиваемых земляных работ при сооружении земляной насыпи из ЗШО равен приблизительно 10 тысячам кубических метров на 1 километр.

По расчетным данным, на период до 2015 года требуется 200,2 миллиона тонн ЗШО, в том числе по годам: 2011 год– 41,2 миллиона тонн, 2012 год – 41,3 миллиона тонн, 2013 год – 36,9 миллиона тонн, 2014 год – 38,6 миллиона тонн, 2015 год – 42,2 миллиона тонн. При этом суммарный годовой выход ЗШО угольных ТЭС составляет всего 20‑30 миллионов тонн. Но в золошлакоотвалах ТЭС накоплено достаточно ЗШО, которые могут быть использованы при сооружении земляного полотна автомобильных дорог, что резко снизит расход бюджетных средств, выделяемых на строительство автомобильных дорог.

– Насколько актуален экологический аспект применения золошлаков?

– При использовании ЗШО в строительных материалах возникает проблема психологического свойства. Многие специалисты без достаточных на то оснований постарались создать негативный образ ЗШО, утверждая, что они токсичны, радиоактивны и тому подобное.

Конечный потребитель продукции, произведенной с использованием ЗШО, может под влиянием этой ложной отрицательной информации отказаться от приобретения подобного товара. Однако следует помнить, что любой строительный материал проходит обязательную сертификацию, что исключает его негативное воздействие на здоровье людей.

В соответствии с законопроектом, собственник отходов осуществляет перевод в категорию вторичной продукции только те ЗШО, которые прошли обезвреживание, обработку, переработку и/или получившие сертификат соответствия природоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям в порядке, установленном правительством.

– Какие сложности могут возникнуть?

– Основная сложность состоит в том, что процесс взаимодействия собственников золошлаковых отходов, специализированных организаций, занимающихся переработкой и утилизацией этих отходов, и потребителей продукции, которая производится с использованием отходов, не урегулирован на всех стадиях.

Потребители не готовы формировать долгосрочные заказы на продукцию, использующую ЗШМ, что связано и с упомянутыми выше психологическими опасениями, и с отсутствием техусловий на использование золошлаковых материалов. Неясно, будет ли предоставляться производителями долгосрочная гарантия поставки золошлаковых материалов со стабильными качественными характеристиками и приемлемыми ценами.

Собственники отходов готовы продать их по низким ценам кому угодно. Но как только они видят, что из их отходов кто‑то производит качественный продукт и получает прибыль, они взвинчивают цены, и бизнес по утилизации рушится. Нужно долгосрочное предложение больших объемов ЗШО с известными качественными характеристиками и по стабильным долгосрочным ценам. Тогда будут созданы условия для структурирования инвестиционных проектов по переработке ЗШО в материалы и продукцию для разных сфер возможного использования.

Но основная сложность состоит в том, чтобы собрать в единую картину и упорядочить отношения между субъектами из разных отраслей, до сих пор слабо взаимодействовавших друг с другом. Эти вопросы можно будет эффективно решать в рамках создаваемой национальной ассоциации и в условия принятия законопроекта по ЗШО.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (173) май 2011 года:

  • Последний взнос в укрепление энергосистемы
    Последний взнос в укрепление энергосистемы

    Последний платеж в размере 400 миллионов рублей в уставный капитал ОАО «Сахалинская энергетическая компания» внесло ОАО «РАО Энергетические системы Востока». ...

  • Применение золошлаков сделают выгодным
    Применение золошлаков сделают выгодным

    В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект, стимулирующий максимальное применение золошлаковых отходов (ЗШО) в экономике страны. Закон будет предусматривать разработку стандартов использования вторичной продукции из ЗШО. Этот документ должен стать существенным шагом к решению проблемы ЗШО – одной из самых важных задач, стоящих перед угольной генерацией РФ. В чем заключается новизна предлагаемого законопроекта...

  • Чернобыль: репортаж двадцать пять лет спустя
    Чернобыль: репортаж двадцать пять лет спустя

    Двадцать пять лет назад мировая история и практическая наука получили подтверждение теории: даже мирный атом может быть очень опасен, и никакие меры предосторожности нелишни, когда речь идет о нем. ...

  • Энергия синергии
    Энергия синергии

    Группа компаний «ИНВЭНТ» – пример предприятия, за несколько лет проделавшего путь от молодой компании до инженерно-производственного холдинга национального значения. ...

  • ИЦ «Бреслер»: от энергии молодости к энергичности бизнеса
    ИЦ «Бреслер»: от энергии молодости к энергичности бизнеса

    Лозунг любой компании дает ей не только определенный имиджевый статус в отраслевых кругах: он может стать и принципом корпоративной жизни, и стимулом для роста, и правилом ведения бизнеса. ...