16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/172/12890.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (172) апрель 2011 года

Теплоэнергетика: назревшие перемены

Тепловая энергетика Иван СМОЛЬЯНИНОВ по материалам пресс-центра ЗАО «Межрегионэнергогаз»(предоставлены специально для «ЭПР»)

Электроэнергетика испытание рынком перенесла болезненно. Пока промышленность и население медленно оправляются от шока, задача – не повторить ошибок реформы при создании рынка тепла.

Прежде чем что‑то менять, принято анализировать текущее положение вещей, а оно, судя по коммунальным инцидентам, то и дело возникавшим этой зимой в разных регионах страны, весьма безрадостное: «Поселки N-ской области замерзают по вине коммунальщиков», «Спор хозяйствующих субъектов привел к срыву отопительного сезона в городе К» и т. п…

С каждым годом становится все сложнее бороться с энергетическим и коммунальным «наследством» советского периода. Наибольшее распространение в то время приобрели ТЭЦ, строительство которых в условиях высокой централизации энергосистемы СССР и государственной монополии было вполне оправданным. При низких ценах на энергоносители приемлемым было даже содержание этих предприятий – ориентированных на производство электроэнергии и лишь попутно производивших тепло. Небольшие удаленные города и поселки были тогда щедро одарены котельными (чаще всего работающими на электроэнергии и мазуте), которые по сей день тяжким грузом «висят» преимущественно на балансе муниципальных предприятий.



Критическая масса

Через несколько десятков лет мы получили то, чего следовало ожидать: при слабом финансировании обновления и капитального ремонта ТЭЦ и котельных оборудование безнадежно устарело морально и заметно обветшало. Из-за цен на топливо, растущих не по дням, а по часам, цено­образование на рынке тепловой энергии перестало вписываться в рамки нормальных экономических законов. Одновременно критической массы достиг вопрос ремонта теплосетей. Степень износа сетевого хозяйства в северных регионах доходит до 80 процентов, а огромная протяженность сетей на территории нашей необъятной Родины предопределяет крайне высокий уровень потерь тепла при передаче. В результате все, что остается не обанкроченным, не отключенным за топливные долги и не вышедшим из строя от старости, легко добивается штормовыми ветрами, снегопадами, ледяными дождями и прочими погодными катаклизмами.

Казалось бы, проблемы объективные, никто не виноват, и, более того, все отлично знают, что делать: разрабатывать новые программы развития теплоснабжения регионов, привлекать в отрасль инвестиции, в том числе зарубежные, заниматься, наконец, энергосбережением и экономией топливно-энергетических ресурсов, отдавать приоритет новому строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетей, увеличивать в топливном балансе страны долю угля и торфа… Вот только строительство и технологии требуют, во‑первых, финансирования, во‑вторых, контролируемости и управляемости.

Значит, неизбежно формирование рыночных механизмов организации и управления теплоснабжением регионов. А это, в свою очередь, означает разделение единой системы на производителей, сетевые и сбытовые компании, перекраивание нормативно-правовой базы функционирования теплоэнергетики, внедрение учетных и биллинговых систем на рынке производства, поставки и потребления тепловой энергии, вытекающую оттуда очередную волну реформы ЖКХ с перекладыванием немалой доли ответственности за содержание теплоэнергетического хозяйства и финансовой нагрузки на неготовое к этому население… В общем, один в один – российская реформа электроэнергетики, совсем недавно крайне болезненно подошедшая к официальному завершению.



Обжегшись на молоке...

Опыт реформирования электроэнергетики заставляет настороженно относиться к перспективе создания свободного рынка тепловой энергии. Ведь остроту перехода на рыночные рельсы в электроэнергетике в полной мере ощутили на себе не только участники рынка, но и буквально каждый гражданин. Форсированно изменилось многое: законодательная база, структура рынка, механизмы тарифообразования. Но если бизнес худо-бедно успел адаптироваться, то почва, на которой должен расти новый рынок, оказалась слабо подготовленной к таким потрясениям. Пореформенное законодательство в области электроэнергетики на практике то и дело вступает в противоречие с ранее созданными законодательными актами в смежных отраслях, главным образом в ЖКХ. Сила мысли и изобретательность юридических служб энергокомпаний до сих пор работают на пределе своих возможностей, заполняя пробелы, додумывая и интерпретируя существующую нормативную базу.

Неготовыми к переменам также остались инженерная инфраструктура и новые собственники старого жилого фонда с давно вышедшими из строя системами энергообеспечения. Сформулированная глобальная и экономически «правильная» стратегия в реальной жизни во многом оказалась применима с той же долей успеха, с какой на реальный рынок может быть переложена теория из учебника.

Рыночный механизм эффективен, когда он работает в подлинно рыночных условиях. В то же время реалии нашего рынка – это по‑прежнему существенное влияние государства. Кроме того, муниципальные и федеральные государственные предприятия, содержащие объекты генерации, часто ограничены в возможности рационально реагировать на рынок и развивать адекватные рыночные отношения: действуя в рамках бюджетных лимитов и субсидий, они вынуждены направлять средства в первую очередь на закупку топлива, необходимого для выполнения своих прямых социально значимых функций по жизнеобеспечению населения.

Ради защиты граждан устанавливаются фиксированные тарифы на тепловую и электрическую энергию. Иначе никак, ведь аксиома «энергия общая и должна быть бесплатной» будет жить в умах россиян еще долго. Между тем регулируемые тарифы оказываются экономически не обоснованными, поскольку за необходимую модернизацию, за строительство мощностей нужно платить. В результате и за себя, и за население платят предприятия. Причем если многие крупные предприятия и энергетические компании могут хотя бы частично покрыть свои затраты на несение некой социальной ответственности благодаря различным федеральным субсидиям, то малому бизнесу приходится совсем туго.

Когда стало очевидно, что в таком виде существование круговорота платежей и задолженности неприемлемо, ответственность за жизнеобеспечение граждан стали потихоньку перекладывать на самих граждан. Однако и тут – камень преткновения: когда людям начали объяснять, что именно они являются собственниками внутридомовых сетей и прочего коммунального добра, поднялась мощная волна возмущения, ибо осознание собственности дырявых сетей душу гражданам ничуть не греет…



Кому править бал?

Передача в частные руки неэффективных, убыточных котельных, наносящих ущерб окружающей среде, и изношенных сетей с огромными потерями – дело непростое. Между тем переход на рыночные рельсы – процесс даже не реформаторский, а революционный, и готовы к нему должны быть не только стрелочники и машинисты, но и пассажиры, а главное – сами новые рыночные рельсы и окружающая инфраструктура. А для этого нужно строить, обновлять, модернизировать, налаживать. Сначала – навести порядок, затем – передавать имущество новоявленным собственникам на содержание.

Осталось выяснить, кто сегодня строит и «наводит порядок». Дело это непростое, и основным заказчиком здесь являются правительство и администрации разных уровней. Хотя есть и меньшинство предприятий, перешедших на рыночные принципы функционирования.

Небольшим предприятиям, строящим энергообъекты для собственных нужд, хватает и небольших квалифицированных компаний-подрядчиков. Но когда дело касается обновления всей энергосистемы Богом забытого муниципалитета, необходимы огромные ресурсы: топливные, финансовые, человеческие, инвестиционные (государственные и частные), а также ресурсы в виде новых технологий. Такие проекты под силу сегодня только энергетическим гигантам: это и нефтяные компании, и объединенные генерирующие компании, а также мощные вертикально-интегрированные компании, такие, как «Газпром».

Эффективнее всего на этом рынке работают компании, сконцентрированные на одном направлении деятельности, но имеющие доступ к обширным ресурсам материнских организаций. Так, в системе ОАО «Газпром» строительством энергетических объектов активно занимается ЗАО «Межрегионэнергогаз». С 2005 года эта компания реализует проекты строительства «под ключ» объектов тепло- и электроэнергетики малой и средней мощности в России и за ее пределами.



Государственное дело

Сегодня деятельность компании четко отвечает всем потребностям отрасли. ЗАО «Межрегионэнергогаз» участвует в разработке государственных, региональных программ в области коммунальной энергетики, создавая системы энергоснабжения для новых жилых микрорайонов, осуществляя комплексную реконструкцию систем теплоснабжения сельских и городских поселений. Кроме того, в портфеле компании – проекты строительства и модернизации систем теплоснабжения промышленных потребителей (в том числе сооружение высокоэффективных электростанций малой мощности с совместной выработкой электрической и тепловой энергии). Нередко компания сама выступает инвестором, заказчиком и генеральным подрядчиком, работая практически автономно и аккумулируя все необходимые ресурсы.

Теплоэнергетика активно готовится к переменам. В апреле прошлого года постановлением правительства были определены правила и параметры долгосрочного рынка мощности для теплогенерирующих компаний, которые с января 2011 года учитываются при расчете тарифов на новую мощность. Министерство энергетики провозгласило курс на создание, начиная с 2011 года, «полноценного, цивилизованного рынка тепла».

А ведущие компании в строительстве систем теплоснабжения ищут возможности для новых проектов, чтобы рыночный механизм в теплоэнергетике стал по‑настоящему эффективным.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (172) апрель 2011 года:

  • В «Евросибэнерго» запланировали IPO
    В «Евросибэнерго» запланировали IPO

    В компании «Евросибэнерго» в следующем году планируют провести IPO на Гонконгской бирже. ...

  • Солнечная установка с высоким давлением
    Солнечная установка с высоким давлением

    В конце марта на юге Испании была введена экспериментальная электростанция, использующая ряд интересных решений для повышения КПД. ...

  • «Ленэнерго» привлекло кредиты
    «Ленэнерго» привлекло кредиты

    ОАО «Ленэнерго» привлекло шесть кредитных линий на общую сумму 5,525 миллиарда рублей. ...

  • Зеленые опоры для северных территорий
    Зеленые опоры для северных территорий

    Во время ремонта и реконструкции электрических сетей специалисты «Карелэнерго» используют проверенные временем чокеры и современную автомобильную технику. ...

  • Блиц

    ОАО «ФСК ЕЭС» выплатило девятый купонный доход по облигациям серии 04. Общая сумма платежа держателям облигаций составила 218,4 миллиона рублей, купонный доход на одну облигацию – 36 рублей 40 копеек. Размещение выпуска рублевых облигаций серии 04 ФСК ЕЭС состоялось 12 октября 2006 года на ММВБ. Четвертый облигационный заем выпущен сроком на пять лет, общая номинальная стоимость выпуска составила 6 миллиардов рублей. Став...