16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/172/12890.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (172) апрель 2011 года

Теплоэнергетика: назревшие перемены

Теплоснабжение Иван СМОЛЬЯНИНОВ по материалам пресс-центра ЗАО «Межрегионэнергогаз»(предоставлены специально для «ЭПР»)

Электроэнергетика испытание рынком перенесла болезненно. Пока промышленность и население медленно оправляются от шока, задача – не повторить ошибок реформы при создании рынка тепла.

Прежде чем что‑то менять, принято анализировать текущее положение вещей, а оно, судя по коммунальным инцидентам, то и дело возникавшим этой зимой в разных регионах страны, весьма безрадостное: «Поселки N-ской области замерзают по вине коммунальщиков», «Спор хозяйствующих субъектов привел к срыву отопительного сезона в городе К» и т. п…

С каждым годом становится все сложнее бороться с энергетическим и коммунальным «наследством» советского периода. Наибольшее распространение в то время приобрели ТЭЦ, строительство которых в условиях высокой централизации энергосистемы СССР и государственной монополии было вполне оправданным. При низких ценах на энергоносители приемлемым было даже содержание этих предприятий – ориентированных на производство электроэнергии и лишь попутно производивших тепло. Небольшие удаленные города и поселки были тогда щедро одарены котельными (чаще всего работающими на электроэнергии и мазуте), которые по сей день тяжким грузом «висят» преимущественно на балансе муниципальных предприятий.



Критическая масса

Через несколько десятков лет мы получили то, чего следовало ожидать: при слабом финансировании обновления и капитального ремонта ТЭЦ и котельных оборудование безнадежно устарело морально и заметно обветшало. Из-за цен на топливо, растущих не по дням, а по часам, цено­образование на рынке тепловой энергии перестало вписываться в рамки нормальных экономических законов. Одновременно критической массы достиг вопрос ремонта теплосетей. Степень износа сетевого хозяйства в северных регионах доходит до 80 процентов, а огромная протяженность сетей на территории нашей необъятной Родины предопределяет крайне высокий уровень потерь тепла при передаче. В результате все, что остается не обанкроченным, не отключенным за топливные долги и не вышедшим из строя от старости, легко добивается штормовыми ветрами, снегопадами, ледяными дождями и прочими погодными катаклизмами.

Казалось бы, проблемы объективные, никто не виноват, и, более того, все отлично знают, что делать: разрабатывать новые программы развития теплоснабжения регионов, привлекать в отрасль инвестиции, в том числе зарубежные, заниматься, наконец, энергосбережением и экономией топливно-энергетических ресурсов, отдавать приоритет новому строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетей, увеличивать в топливном балансе страны долю угля и торфа… Вот только строительство и технологии требуют, во‑первых, финансирования, во‑вторых, контролируемости и управляемости.

Значит, неизбежно формирование рыночных механизмов организации и управления теплоснабжением регионов. А это, в свою очередь, означает разделение единой системы на производителей, сетевые и сбытовые компании, перекраивание нормативно-правовой базы функционирования теплоэнергетики, внедрение учетных и биллинговых систем на рынке производства, поставки и потребления тепловой энергии, вытекающую оттуда очередную волну реформы ЖКХ с перекладыванием немалой доли ответственности за содержание теплоэнергетического хозяйства и финансовой нагрузки на неготовое к этому население… В общем, один в один – российская реформа электроэнергетики, совсем недавно крайне болезненно подошедшая к официальному завершению.



Обжегшись на молоке...

Опыт реформирования электроэнергетики заставляет настороженно относиться к перспективе создания свободного рынка тепловой энергии. Ведь остроту перехода на рыночные рельсы в электроэнергетике в полной мере ощутили на себе не только участники рынка, но и буквально каждый гражданин. Форсированно изменилось многое: законодательная база, структура рынка, механизмы тарифообразования. Но если бизнес худо-бедно успел адаптироваться, то почва, на которой должен расти новый рынок, оказалась слабо подготовленной к таким потрясениям. Пореформенное законодательство в области электроэнергетики на практике то и дело вступает в противоречие с ранее созданными законодательными актами в смежных отраслях, главным образом в ЖКХ. Сила мысли и изобретательность юридических служб энергокомпаний до сих пор работают на пределе своих возможностей, заполняя пробелы, додумывая и интерпретируя существующую нормативную базу.

Неготовыми к переменам также остались инженерная инфраструктура и новые собственники старого жилого фонда с давно вышедшими из строя системами энергообеспечения. Сформулированная глобальная и экономически «правильная» стратегия в реальной жизни во многом оказалась применима с той же долей успеха, с какой на реальный рынок может быть переложена теория из учебника.

Рыночный механизм эффективен, когда он работает в подлинно рыночных условиях. В то же время реалии нашего рынка – это по‑прежнему существенное влияние государства. Кроме того, муниципальные и федеральные государственные предприятия, содержащие объекты генерации, часто ограничены в возможности рационально реагировать на рынок и развивать адекватные рыночные отношения: действуя в рамках бюджетных лимитов и субсидий, они вынуждены направлять средства в первую очередь на закупку топлива, необходимого для выполнения своих прямых социально значимых функций по жизнеобеспечению населения.

Ради защиты граждан устанавливаются фиксированные тарифы на тепловую и электрическую энергию. Иначе никак, ведь аксиома «энергия общая и должна быть бесплатной» будет жить в умах россиян еще долго. Между тем регулируемые тарифы оказываются экономически не обоснованными, поскольку за необходимую модернизацию, за строительство мощностей нужно платить. В результате и за себя, и за население платят предприятия. Причем если многие крупные предприятия и энергетические компании могут хотя бы частично покрыть свои затраты на несение некой социальной ответственности благодаря различным федеральным субсидиям, то малому бизнесу приходится совсем туго.

Когда стало очевидно, что в таком виде существование круговорота платежей и задолженности неприемлемо, ответственность за жизнеобеспечение граждан стали потихоньку перекладывать на самих граждан. Однако и тут – камень преткновения: когда людям начали объяснять, что именно они являются собственниками внутридомовых сетей и прочего коммунального добра, поднялась мощная волна возмущения, ибо осознание собственности дырявых сетей душу гражданам ничуть не греет…



Кому править бал?

Передача в частные руки неэффективных, убыточных котельных, наносящих ущерб окружающей среде, и изношенных сетей с огромными потерями – дело непростое. Между тем переход на рыночные рельсы – процесс даже не реформаторский, а революционный, и готовы к нему должны быть не только стрелочники и машинисты, но и пассажиры, а главное – сами новые рыночные рельсы и окружающая инфраструктура. А для этого нужно строить, обновлять, модернизировать, налаживать. Сначала – навести порядок, затем – передавать имущество новоявленным собственникам на содержание.

Осталось выяснить, кто сегодня строит и «наводит порядок». Дело это непростое, и основным заказчиком здесь являются правительство и администрации разных уровней. Хотя есть и меньшинство предприятий, перешедших на рыночные принципы функционирования.

Небольшим предприятиям, строящим энергообъекты для собственных нужд, хватает и небольших квалифицированных компаний-подрядчиков. Но когда дело касается обновления всей энергосистемы Богом забытого муниципалитета, необходимы огромные ресурсы: топливные, финансовые, человеческие, инвестиционные (государственные и частные), а также ресурсы в виде новых технологий. Такие проекты под силу сегодня только энергетическим гигантам: это и нефтяные компании, и объединенные генерирующие компании, а также мощные вертикально-интегрированные компании, такие, как «Газпром».

Эффективнее всего на этом рынке работают компании, сконцентрированные на одном направлении деятельности, но имеющие доступ к обширным ресурсам материнских организаций. Так, в системе ОАО «Газпром» строительством энергетических объектов активно занимается ЗАО «Межрегионэнергогаз». С 2005 года эта компания реализует проекты строительства «под ключ» объектов тепло- и электроэнергетики малой и средней мощности в России и за ее пределами.



Государственное дело

Сегодня деятельность компании четко отвечает всем потребностям отрасли. ЗАО «Межрегионэнергогаз» участвует в разработке государственных, региональных программ в области коммунальной энергетики, создавая системы энергоснабжения для новых жилых микрорайонов, осуществляя комплексную реконструкцию систем теплоснабжения сельских и городских поселений. Кроме того, в портфеле компании – проекты строительства и модернизации систем теплоснабжения промышленных потребителей (в том числе сооружение высокоэффективных электростанций малой мощности с совместной выработкой электрической и тепловой энергии). Нередко компания сама выступает инвестором, заказчиком и генеральным подрядчиком, работая практически автономно и аккумулируя все необходимые ресурсы.

Теплоэнергетика активно готовится к переменам. В апреле прошлого года постановлением правительства были определены правила и параметры долгосрочного рынка мощности для теплогенерирующих компаний, которые с января 2011 года учитываются при расчете тарифов на новую мощность. Министерство энергетики провозгласило курс на создание, начиная с 2011 года, «полноценного, цивилизованного рынка тепла».

А ведущие компании в строительстве систем теплоснабжения ищут возможности для новых проектов, чтобы рыночный механизм в теплоэнергетике стал по‑настоящему эффективным.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (172) апрель 2011 года: