16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/171/12826.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (171) апрель 2011 года

Миражи и действительность энергорынка России

Выставки и конференции Евгения ДУШАНИНА

ЧТО: энергетические выставки и конференции Russia Power-2011 и HydroVision Russia-2011.
ГДЕ: Москва, Экспоцентр на Красной Пресне.
СОСТОЯЛОСЬ: 28‑30 марта 2011 года.

Как утверждают организаторы, оба мероприятия собрали рекордное количество посетителей – почти 6 тысяч человек. Экспоцентр на Красной Пресне посетили министр энергетики РФ Сергей Шматко, председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод и генеральный директор ОАО «Атомэнергомаш» Владимир Кащенко.

В нынешнем году общая площадь экспозиции превысила 3,4 тысячи квадратных метров, а число экспонентов из более чем пятидесяти стран мира составило свыше ста пятидесяти. Около 85 процентов из них – оте­чественные компании, более 11 процентов – компании из стран Евросоюза.

На конференции Russia Power- 2011, а точнее, на ее стратегической и технической сессиях, обсуждался широкий спектр важнейших вопросов современной энергетической отрасли.

Сергей Шматко, министр энергетики РФ:

– Надеюсь, это мероприятие позволит наметить совместные, эффективные действия, необходимые для обеспечения безопасного будущего российской энергетики.

Стоит отметить, что программы Russia Power-2011 и Hydro- Vision Russia-2011 действительно учли самые последние тенденции в развитии отечественной энергетики. В том плане, что и направления, и круглые столы были посвящены именно сегодняшним чаяниям отрасли, включая многие острые и неудобные вопросы.

Юрий Ерошин, вице-президент по управлению портфелем производства и трейдингу ОАО «Фортум»:

– К сожалению, российские регуляторы не видят, что основной способ снижения цен на энергорынке – это его полная либерализация. В том числе на стороне потребителя. Если у каждого потребителя будет возможность выбирать, у кого покупать электроэнергию, то поставщики неизбежно будут снижать цену. Хотелось бы обратить внимание и на сокращение регуляторного вмешательства государства в энергорынок при росте контрольных функций.

Антон Попов, заместитель генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство»:

– Совсем недавно я вернулся из Швеции. Были мы в правительстве Швеции. При выходе из госрегулирования в Швеции были созданы три компании, конкурирующие друг с другом, и цена на рынке поднялась в полтора раза. Так что здесь вопрос «регулировать – не регулировать» в условиях широкой распространенности сетей, удаленности генерации и малой плотности наших энергопотребителей пока не настолько однозначный.

Что касается формулировки «Российский энергетический рынок – мираж или действительность?», то в данном случае название круглого стола не совсем соответствует тому, что сейчас происходит в стране. Мне кажется, что основной тренд будет следующий – системообразующие вещи в ближайшее время рыночными не станут. Это атомная энергетика. Это магистральные сети. Розница в моем понимании должна стать рынком, когда потребитель будет иметь право выбирать где ему покупать электроэнергию.

Федор Опадчий, директор по развитию и сопровождению рынков ОАО «Системный оператор ЕЭС»:

– Мы должны определить для себя, где баланс между развитием и теми возможностями экономики, которые у нас есть, чтобы обеспечить это развитие.

Мы должны определить понятный тренд – чего мы ожидаем от действующих, ранее введенных мощностей? Я думаю, что в отборе на следующий год мы постараемся улучшить некоторые моменты без принципиального изменения модели. Сейчас обсуждается ряд технических моментов, которые, может быть, помогут решить ситуацию в тех или иных вопросах.

Нужно для себя честно ответить на вопрос – где у нас имеет смысл регулировать рынок, какие проблемы рынок может решить, а какие не стоит пытаться решать. Есть много вещей, которые должны решаться за счет хорошо работающих процедур. А в принципе, рынок есть. Он работает неплохо.

Степан Солженицын, ведущий эксперт по стратегии развития McKinsey:

– Россия отличается от большинства стран таким вопросом: а кто решает, где тот самый баланс, о котором говорилось ранее? Как устроена система управления всей отраслью? Кто же ответствен за все?

Ответственным за все получается либо никто, либо премьер страны, или самая верховная власть. Даже на уровне министерств больше волнуются о движении энергокомплекса, чем о снижении тарифа на практике, поэтому нам надо говорить не только о механизмах, которые сейчас упоминались, но и об изменении того, как принимаются решения – либо путем их децентрализации, что сейчас очень непопулярно, либо как минимум пересмотреть хотя бы, на самом высоком, федеральном уровне, порядок принятия решений.

Лучше иметь комплексный план. Механизмы рынка работают, но не решают проблем в комплексе. Я бы держался не за рынок, а за то, чтобы наши планы были комплексными, прозрачными и говорили не только о том, что построить, но и кому, сколько это будет стоить и как будет распределяться прибыль. И даже если в результате этого мы окажемся в совершенно не рыночной отрасли, но при этом у нас был бы честный и четкий план, это было бы для страны, для энергетического сектора намного лучше.

Юрий Ерошин:

– Рыночные механизмы у нас есть. Просто у нас все же цена, отчасти, формируется на основании спроса и предложения. Но регуляторное вмешательство в эти цены чрезмерно и недопустимо для любого развитого рынка. Давайте делать рынок проще и прозрачнее. Тогда всем будет хорошо.

Сергей Трофименко, генеральный директор биржи «Арена»:

– Перспективы этого рынка мне все же кажутся позитивными. Я основываю свои выводы на тех обсуждениях, которые происходят в последнее время. И здесь я соглашусь с тем, что да, необходимо однозначно определить сегменты, которые будут регулироваться особым образом, и определить сегменты, которые будут двигаться в рыночных направлениях и регулировать эти сегменты достаточно осторожно. И основным критерием всего этого должны быть все те же простота и прозрачность.

Виталий Королев, начальник управления контроля на рынках электрической энергии Федеральной антимонопольной службы:

– Мы как государственный орган, который также играет довольно серьезную роль в регулировании рынка электроэнергии, оцениваем происходящие процессы как положительные. Удалось либерализовать оптовый рынок электроэнергии, за исключением объема потребления населением, что уже, собственно, соответствовало планам правительства РФ, и, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию, в том числе предвыборный период, удалось все‑таки сохранить те темпы либерализации, которые были, и довести их до ста процентов. Кроме того, на наш взгляд, сформирован, в целом конкурентный рынок мощности в оптовом звене.

Я тоже за прозрачность и простоту. Это однозначно. Что касается оценки, то оптовый рынок в целом конкурентный. А в рознице, конечно, нужно еще много работать. Предпосылки для этого созданы.

Кстати, на конференции вопрос о том, что ряд участников рынка проявляет недовольство из‑за чрезмерного регуляторного вмешательства со стороны государства, поднимался и журналистами, в том числе в вопросах к министру энергетики.

Сергей Шматко:

– В условиях достаточно высоких цен и, самое главное, продолжающейся динамики роста цен на электроэнергию мы не можем допустить чрезмерной нагрузки на потребителя.

Основными источниками финансирования модернизации должны становиться не цены на электричество: нужно все‑таки научиться привлекать долгосрочные деньги на свои программы модернизации. Компании должны сконцентрироваться на том, чтобы показывать свою эффективность и убеждать финансовый рынок, что этим компаниям в данном секторе экономики можно давать долгосрочные инфраструктурные деньги.

Когда говорят о причинах роста цен, то говорят о несовершенстве и о том, что рынок электроэнергии оказался неэффективным, он не работает.

Те решения, которые мы сегодня разработали, привели к дискуссии среди, например, генераторов о том, что мы изменяем наши принципы и не собираемся реализовывать нашу стратегию на выход на свободное ценообразование, как это было записано в реформе электроэнергетике. Во-первых, финансово-экономический кризис внес свои коррективы в первоначальные планы.

С другой стороны, когда сегодня упрекают чиновников или правительство России в том, что мы корректируем свои планы, я бы хотел обратить внимание энергетиков, в том числе генерирующих компаний, что мы пошли им навстречу: в 2008 году, когда было совсем тяжело, то правительство, несмотря ни на что, в 2009 году значительно повысило тарифы на электроэнергию. И с 1 января у нас рынок электроэнергии либерализован на 100 процентов. Мы пошли навстречу генераторам и дали им возможность корректировать взятые на себя инвестиционные обязательства.

И мне сегодня крайне удивительно слышать мнения о том, что мы принципиально изменили свою позицию. Якобы мы отказались от успешного завершения реформы электроэнергетики и выхода на стопроцентно либерализованный рынок.

Я считаю, что это политика двойных стандартов. Нужно быть все‑таки социально ответственным бизнесменом и понимать, что если мы создаем такой рынок, который приводит в течение короткого времени к росту цены в отдельных секторах экономики, в отельных регионах на 30, 40 и до 80 процентов, то такие инвесторы нам не нужны. Это не инвесторы, а спекулянты. И мы им «сделаем ручкой».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (171) апрель 2011 года:

  • «Умная энергетика» притягивает риски
    «Умная энергетика» притягивает риски

    Российская энергетика умнеет на глазах: «умные сети», позволяющие сглаживать пиковые нагрузки, интеллектуальные системы учета, «умные дома» – все это уже не фантазии, а реальность. Но внедрение интеллектуальных технологий создает новые риски, связанные как с нападениями злоумышленников, так и с некорректными действиями пользователей. Какие предосторожности стоит соблюсти, чтобы минимизировать возникновение этих угроз? Российские компа...

  • Счетчик с удаленным доступом – эффективное решение
    Счетчик с удаленным доступом – эффективное решение

    Автоматизация учета электроэнергии является непременным условием эффективности функционирования энергосистем в современных рыночных условиях. ...

  • Энергокомпания обратилась за помощью
    Энергокомпания обратилась за помощью

    Одна из крупнейших японских энергокомпаний ТЕРСО (Tokyo Electric Power Company, Inc.) в экстренном порядке запросила у японских банков инвестиции в размере 1,5 триллиона иен (около 18 миллиардов долларов США) на покрытие расходов, вызванных работами по устранению аварии на АЭС «Фукусима-1» и ремонтом тепловых электростанций компании. ...

  • На «Распадскую» нашелся покупатель
    На «Распадскую» нашелся покупатель

    ОАО «Распадская» может продать 80 процентов своих акций «Мечелу». ...

  • Своевременная аттестация рабочих мест как средство повышения качества производства
    Своевременная аттестация рабочих мест как средство повышения качества производства

    На производственных предприятиях, технология работы которых связана с риском для здоровья и жизни персонала, а так же при возникновении подобного риска в связи с использованием потенциально вредных материалов, законодательством предусмотрен ряд компенсаций и льгот для сотрудников. ...