16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/171/12790.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (171) апрель 2011 года

Благими намерениями...

Реформа российской электроэнергетики преследовала цель увеличения объема инвестиций в отрасль, повышения эффективности ее предприятий и обеспечения надежного, бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Художник Василий Александров

Поскольку у государства не было возможности осуществлять необходимое финансирование за счет бюджета или повышения тарифов ввиду риска возникновения социальной напряженности, единственным способом избежать коллапса российской энергетической системы в связи с растущим спросом на электроэнергию и износом оборудования было привлечение частных инвесторов, что, в свою очередь, было невозможно без демонополизации секторов отрасли, реструктуризации вертикальной интеграции единой энергетической системы России и либерализации тарифов на электроэнергию.



Вызывающая ситуация

Через десять лет, с либерализацией рынка, переходный этап реформирования электроэнергетики завершился. С января 2011 года по решению российского правительства электроэнергия поставляется всем группам потребителей (кроме населения) по свободным ценам. Казалось бы, все по плану, однако последние месяцы критика в адрес реформы звучит все более жесткая, а заголовки материалов в СМИ и вовсе пестрят сообщениями о ее провале.

Причина – в ценах на электроэнергию, а точнее – в их росте. Предполагалось, что возникшая на рынке конкуренция заставит генерирующие компании вкладывать деньги в модернизацию и повышение эффективности и надежности мощностей, сделает стоимость электроэнергии действительно зависимой от реального соотношения спроса и предложения, более того, планировалось, что в условиях конкуренции электричество должно подешеветь. А в реальности – цены показывают обратную динамику.

В феврале на эту проблему обратил внимание российский премьер-министр. На заседании президиума правительства РФ Владимир Путин резко раскритиковал ситуацию с ценами на электричество и потребовал от регионов не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15 процентов для конечных потребителей в текущем году. Однако по прогнозам Мин­энерго РФ в 2011 году рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию превысит 15 процентов в 38 субъектах Федерации, в том числе рост тарифов в 33 субъектах составит 15‑25 процентов, а в пяти – более 25 процентов. Как заявил министр энергетики Сергей Шматко, в ряде регионов «это и 30, и 40 процентов».

В чем же причина роста цен? В правительстве считают, что в росте тарифов на электричество есть как объективные факторы – рост цен на топливо (по газу – на 15 процентов), так и «рукотворные» – рост доли сетевой составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на RAB-регулирование. В Минэнерго основной причиной превышения 15‑процентного роста конечных цен на электроэнергию в 2011 году также называют тарифные решения для МРСК.

«Вызывающей» назвал ситуацию с ростом тарифов на передачу электроэнергии по распределительным сетям (установленным на 2011 год) в российских регионах президент России Дмитрий Медведев, выступая в марте на президиуме Госсовета по развитию электроэнергетики. Президент потребовал не допустить существенного роста цен для потребителей и поручил правительству до середины мая разработать меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию, отметив при этом, что данные меры не должны отпугнуть инвесторов от вложения в российскую электроэнергетику.

Кроме того, президент отметил, что одной из острейших проблем отрасли остается морально и физически устаревшая инфраструктура. По словам главы государства, в генерации доля оборудования, работающего более тридцати лет, составляет около 40 процентов, в сетевом комплексе – более 50 процентов, и что причиной ряда крупных аварий и отключений в электроэнергетическом комплексе (включая аварию на подстанции Чагино в Москве в 2005 году и на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году) стал износ оборудования. И это при растущих ценах генерирующих и сетевых компаний!

Напомним, цель реформы РАО – привлечение средств инвесторов в генерацию и получение необходимых для осуществления модернизации средств сетевыми хозяйствами. Сложности с реализацией данной стратегии всем известны: и случившийся экономический кризис, и коррупционно-бюрократические барьеры, и стремление инвесторов «оттянуть» срок взятых при покупке активов обязательств. К настоящему времени те договоры, которые обязывали новых собственников генерирующих активов инвестировать в строительство новых генерирующих мощностей (договоры на поставку мощности – ДПМ), переподписаны с новыми сроками ввода объектов генерации в эксплуатацию, что, безусловно, сказывается как на инвестиционном климате отрасли, так и на реальном секторе рынка электроэнергии и мощности (росте цен). Инвесторы стремятся вернуть вложенные средства в максимально короткий срок, повышая цены, и сдерживает их исключительно контроль инфраструктурных организаций над ценообразованием на оптовом рынке.

Достижение вышеуказанной цели (привлечения инвестиций) может быть реализовано путем роста цен на рынке в регионах с неэффективной (проще говоря, дорогой) генерацией и/или в регионах с плохой электросетевой инфраструктурой, что стало бы причиной сетевых ограничений и, как следствие, роста цен на электроэнергию.

В первом случае инвесторы должны были «ринуться» строить новые электрические станции в субъектах Российской Федерации с высокой ценой на электроэнергию (мощность), во втором – ФСК и Холдинг МРСК в своем тарифе должны были получить средства на инвестпрограмму, которая учитывала бы необходимые технологические решения существующих проблем.

Следует отметить, что с технической точки зрения инвестпрограмма РАО (как в части востребованности новой мощности, так и модернизации электросетевого хозяйства страны) была достаточно хорошо проработана и учитывала потребности в мощностях всех регионов РФ.

Однако по факту – цены в электроэнергетическом секторе растут, а износ оборудования в генерации и сетевом хозяйстве по‑прежнему пугает своими масштабами. Получается, с одной стороны, рост цены на электроэнергию для конечного потребителя – это результат самой реформы, заключающийся в необходимости модернизации существующей мощности, которая имеет просто катастрофические параметры износа! Но с другой стороны, выходит, что, получая средства на рынке, генерирующие компании и сети не вкладывают их (в достаточном количестве!) в модернизацию. По словам российского президента, несмотря на то что инвестиции и ввод мощностей, казалось бы, растут, за последние двадцать лет эффективность отрасли практически не повысилась.



И волки сыты, и овцы целы

На заявления президента правительство отреагировало сообщением о готовности сдержать рост тарифов на электроэнергию на уровне 15 процентов во всех российских регионах. В числе мер по сдерживанию цен для конечного потребителя – сглаживание роста тарифов для ФСК и МРСК в 2011 году, секвестирование целевых инвестиционных средств в тарифе «Рос­энергоатома» и «РусГидро», отказ от индексации платы за мощность, пересмотр тарифа для «вынужденных» генераторов. В результате этих решений предполагается, что доход энергокомпаний в 2011 году сократится на 64 миллиарда рублей.

Несмотря на предостережения президента, рвение российских властей сдержать цены на электроэнергию не на шутку насторожило иностранных инвесторов. В своем письме к Владимиру Путину генеральные директора ОГК-4, «Фортум» и «Энел ОГК-5» отметили, что намерения правительства по сдерживанию тарифов на электроэнергию вызывают непонимание и тревогу, так как «дают повод усомниться в незыблемости обозначенных ранее основных параметров функционирования оптового рынка». Кроме того, в своем письме бизнесмены отмечают, что серьезным нарушением данных ранее обещаний со стороны государства является рассматриваемая возможность по снижению цен в рамках договоров на предоставление мощности (ДПМ).

Эти документы должны гарантировать возврат инвестиций в течение определенного срока. Доходность на инвестированный капитал по ДПМ составляет 14‑15 процентов в течение десяти лет. Именно под такие гарантии иностранные инвесторы обязались вложить в строительство новой генерации 5,5 миллиарда евро, подчеркивают авторы обращения. Непоследовательность правового регулирования в энергетике «заставляет частных, в том числе иностранных, инвесторов самым серьезным образом проанализировать дальнейшую стратегию развития активов в России», – отмечается в письме.

Впрочем, в ответ на это обращение инвесторов в правительстве заверили, что Россия не собирается регулировать тарифы на электроэнергию, снижая их уровень в ущерб ранее принятым договоренностям с инвесторами. А Минэнерго поспешило подсчитать совокупный объем инвестиций в российскую электроэнергетику: по данным ведомства, в 2011 году он составит 1,06 триллиона рублей, что на 54 процента превышает инвестиции предыдущего года (690 миллиардов), в 2012 году инвестиции будут увеличены до 1,14 триллиона рублей, а в 2013‑м составят 1,126 триллиона рублей. С учетом того, что сейчас изношенность оборудования в электрогенерации требует замещения почти 50 процентов мощностей, России до 2030 года необходимо вводить по 7 ГВт новой мощности, или более 160 ГВт совокупно, отмечают в министерстве.

Тем не менее оптимизма инвесторам эти заявления не прибавили. Они предупреждают, что без повышения цен не смогут привлечь средства, необходимые для модернизации генерирующих мощностей и удовлетворения растущего спроса на электроэнергию. Если учесть, что целью всей энергореформы было привлечение средств инвесторов в генерацию и получение необходимых средств сетевыми хозяйствами, мы получили «замкнутый круг»: получается, что само государство пытается сдержать заложенные в реформу РАО механизмы, заявляя о намерении «обуздать» аппетиты энергетиков.

– С одной стороны, мы говорим о значительной изношенности энергоинфраструктуры, и для ее модернизации нужны большие деньги, с другой стороны – мы понимаем, и это приоритет, что значительных всплесков на рынке цен на электричество быть не должно, – отметил глава ведомства Сергей Шматко. Повернуть ситуацию в нужное русло обещает Минэнерго – уже в мае министерство планирует представить программу формирования тарифов на электроэнергию.



Кто крайний?

Рядовому потребителю, по большому счету, все равно, кто виноват в росте цен, – он недоволен самим фактом удорожания электроэнергии. А поскольку из всей цепочки ему приходится общаться именно с энерго­сбытовой компанией – гарантирующим поставщиком (ГП), зачастую потребитель рост тарифов ассоциирует именно с ним. А после того как на том же заседании президиума Госсовета Дмитрий Медведев высказал мнение о том, что на розничном рынке электроэнергии не создана эффективная конкуренция и ограничен вход новых игроков, с резкой критикой ГП выступили ряд представителей региональных властей, обвинив в скачке цен на электроэнергию именно энергосбытовые компании.

Из чего складывается розничная цена на электроэнергию для промышленных потребителей? Из стоимости электроэнергии на оптовом рынке, сбытовой надбавки, тарифа на передачу электроэнергии по сетям и инфраструктурных платежей. При этом в структуре розничной цены (по данным НП ГП и ЭСК) 45,8 процента приходится на генерацию (стоимость электроэнергии (мощности) на оптовом рынке), 51,4 процента – тариф на передачу, и лишь 2,7 процента и 0,1 процента – на сбытовую надбавку ГП и инфраструктурные платежи, соответственно.

При этом если сбытовая надбавка ГП практически не изменилась, то рост тарифа на услуги по передаче энергии составил в 2011 году в среднем порядка 40 процентов (а в ряде регионов – 60‑100 процентов!). Цены оптового рынка электроэнергии и мощности в среднем увеличились на 7‑9 процентов. Таким образом, наибольшую долю в конечной стоимости электроэнергии составляет плата за услуги по передаче, что связано с большой изношенностью сетей в большинстве российских регионов и срочной необходимостью их модернизации. А гарантирующий поставщик менее всего заинтересован в росте цен для потребителей, поскольку для него, прежде всего, важна 100‑процентная собираемость платежей.

По данным НП ГП и ЭСК, в настоящий момент прогноз среднего темпа роста конечной цены на электроэнергию на розничном рынке для потребителей (кроме населения) в 2011 году – 23 процента. Рост по регионам неравномерен в связи с тем, что неравномерны распределение вынужденной генерации по ЗСП (зонам свободного перетока мощности), рост АЭС/ГЭС, а также рост тарифов на передачу для региональных сетей и ФСК. По решению премьер-министра Владимира Путина для удержания темпов роста цен на электроэнергию в 2011 году на уровне не более 15 процентов до 1 мая 2011 года будут пересмотрены тарифы вынужденной генерации, ЦИС (целевые инвестиционные средства) ГЭС и АЭС, тарифы ФСК и тарифы на передачу в регионах.

Что касается конкуренции, то если среди генерирующих компаний она на данный момент действительно отсутствует, то среди энергосбытовых компаний конкуренция за конечного потребители, как раз наоборот, развивается активно. Так, если в 2009 году количество субъектов оптового рынка (покупателей, осуществляющих коммерческую деятельность либо самостоятельно работающих на оптовом рынке) составляло 202, то в 2010 году – уже 277. В 2011 году в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) Российской Федерации появились более 400 новых точек поставки – и это результат работы коммерческих энергосбытовых компаний.

Более того, ежегодно какая‑то доля «квалифицированных» потребителей самостоятельно выходит на оптовый рынок, тем самым являясь причиной роста цен для конечных потребителей на рознице и убытков (выпадающих доходов) для гарантирующих поставщиков.

Механизмы доступа потребителей на оптовый рынок методично и целенаправленно упрощаются и в настоящее время уже доведены до минимальных требований: согласования технической документации со смежными субъектами оптового рынка – необходимый с точки зрения учета потребленных энергоресурсов механизм. Однако и это, казалось бы, логичное требование в ближайшее время предполагается упразднить, что приведет к расхождению в оценке (учете) потребленных энергоресурсов и, как следствие, распределению в большей степени финансовой нагрузки на добросовестных участников рынка (гарантирующих поставщиков)!

Следует отметить, что энергосбытовые компании, имеющие статус ГП, ограничены в отношении своих возможностей механизмами регулирования розничного рынка, в то время как энергосбытовые компании, осуществляющие коммерческую деятельность, не ограничены в своих возможностях по «декларации своих намерений» по снижению цен конечным потребителям. Чего на самом деле обеспечить не могут, так как механизмы, заложенные в модель оптового и розничного рынков, не имеют таковых возможностей.

В целом, появление новых участников в энергосбытовом секторе не может стать причиной снижения цен для конечного потребителя! Ведь все без исключения энергосбытовые компании не имеют возможности влиять на цену оптового рынка, так как такая возможность попросту не определена правилами рынка – все сбыты приобретают электрическую энергию по цене, сложившейся в конкретный час суток исходя из состава генерирующего оборудования. То есть ни один коммерческий сбыт не может (не имеет механизмов) снизить конечную цену для потребителей, поэтому в нынешних условиях компании, заманивающие потенциальных потребителей ценами «ниже, чем у ГП», просто пытаются ввести их в заблуждение, а конкуренция сводится к «демпингу» сбытовой надбавки, которую гарантирующий поставщик не имеет возможности определить пропорционально трудозатратам: большую часть на население, меньшую на промышленность. Таким образом, гарантирующие поставщики – механизм перекрестного субсидирования в каждом регионе, а это, в свою очередь, причина отсутствия у гарантирующих поставщиков конкурентных механизмов на рынке.



Что делать?

Вывод: от появления новых субъектов оптового рынка, равно как и появления новых точек поставки существующих субъектов (иными словами – от появления новых участников), цена на оптовом рынке не снизится. Более того, для оставшихся на розничном рынке потребителей цена может только вырасти, так как гарантирующий поставщик будет вынужден распределить величину стоимости своих услуг на оставшихся у него на обслуживании потребителей.

Конкуренция в существующей модели рынка – это, прежде всего, конкуренция за эффективного потребителя. На данный момент единственная возможность создания конкурентных механизмов на рынке электроэнергии (мощности) является дифференциация сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков. Иными словами, необходимо добиться того, чтобы все оплачивали свою долю стоимости услуг, которая приходится на каждую группу потребителей, как это происходит во всех отраслях экономики.

Что же делать потребителю? Свободные цены на электроэнергию вынуждают более рационально подходить к ее использованию. Самое время задуматься об актуальных вопросах энергосбережения и энергоэффективности. Собственные расходы на электроэнергию можно снизить за счет прогнозирования электропотребления, введения современных систем учета, проведения энергосберегающих мероприятий. Гарантирующие поставщики в этом вопросе встают на защиту потребителя, предлагая компаниям энергосервисные контракты (включающие энергетические обследования, модернизацию оборудования, оценку потенциала энергосбережения и прочее), призванные в конечном счете оптимизировать затраты потребителей на электроэнергию.

Кроме того, государством предприняты усилия по повышению энергоэффективности экономики, и достижение именно этой цели может и должно решить отмеченные российским руководством проблемы.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (171) апрель 2011 года:

  • У забайкальских энергетиков – второй этап
    У забайкальских энергетиков – второй этап

    Руководство ОАО «ТГК-14» приняло решение сократить сроки исполнения инвестиционной программы. ...

  • ОГК-4 начала торговать фьючерсами
    ОГК-4 начала торговать фьючерсами

    ОАО «ОГК-4» начало торговлю фьючерсами на электроэнергию, а во второй половине текущего года введет систему прогнозирования цен на нее. ...

  • Во Владивосток приходит газ
    Во Владивосток приходит газ

    Генеральный директор «РАО ЭС Востока» Иван Благодырь и глава Дальневосточной генерирующей компании Михаил Шукайлов проинспектировали газификацию объектов ДГК. ...

  • Договорились сотрудничать
    Договорились сотрудничать

    Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Холдинг МРСК» и правительством Вологодской области. ...

  • АЗС для электромобилей
    АЗС для электромобилей

    В Израиле планируют впервые в мире создать общенациональную сеть зарядных станций для электромобилей. Разработчиком уникального проекта стали специалисты компании Better Place. ...