16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/170/12740.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (170) март 2011 года

Сила отечественного машиностроения

Энергетика: новости Бахтиёр АБДУЛЛАЕВ

В 1994 году «Электрозавод» возглавил Леонид Владимирович Макаревич. В то время он был одним из самых молодых директоров промышленных предприятий в стране.

Сегодня, спустя 17 лет, генеральный директор Холдинговой компании «Электрозавод» считается одним из лучших управленцев. Сам Леонид Владимирович говорит, что секрет бурного развития холдинга очень прост: «Нужно уметь правильно расставлять приоритеты, честно работать и видеть перед собой цель».

– Вы говорите о высоком потенциале отрасли…

– Я всегда говорю о высоком потенциале энергомашиностроения и нашего человека, наших возможностях в любых условиях. Обо всей промышленности я не могу говорить, только про то, что мы делаем. Могу подтвердить, что если ты хочешь что‑то сделать и делаешь с желанием и любовью, то рано или поздно результат придет, вне зависимости от внешних факторов.

– В декабре прошлого года президент Дмитрий Медведев собирал Совет безопасности и говорил на нем об обеспечении энергетической безопасности России. Эта тема вас непосредственно касается.

– Энергетическая безопасность касается всех. Помните ту знаменитую московскую аварию на подстанции? На второй час после аварии все население столицы поняло, каково без электроэнергии и тепла. А мы основное звено, определяющее надежность. Я всегда предметно перевожу, что такое энергобезопасность. В любом конкретном случае, где аварии – это в первую очередь техника, оборудование.

В СССР была построена самая надежная энергосистема и система энергобезопасности. И не зря сегодня Китай, Индия, США изучают и повторяют этот опыт. Во многом Россия его не потеряла, и сегодня этот вопрос на особом контроле у президента и премьер-министра. После того как это направление возглавил заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Иванович Сечин, произошел значительный рост финансовых вливаний, в том числе и за счет формирования новой системы тарифообразования, и как следствие роста ряда отраслей, которые работают на энергетику. И не случайно сегодня на информационном поле 30‑40 процентов самых значимых новостей так или иначе связаны с развитием энергетического хозяйства нашей страны. И я с уверенностью могу сказать, что тема энергобезопасности не просто обсуждается – на ее реализацию направляются огромные средства. Кстати, первый шаг в этом направлении в свое время был сделан Анатолием Чубайсом.

– Насколько знаю, энергетической безопасностью в СССР озабочены были всегда.

– Совершенно верно. Еще в 80‑е годы было принято закрытое постановление ЦК КПСС, которым планировали к 2005 году полностью модернизировать все фонды, которые строились в начале 50‑х годов (той же Саяно-Шушенской ГЭС). Другое дело, что после 1991 года те решения были на время забыты.

Когда 15‑16 лет назад мы решили развиваться в этом направлении, перед нами встал ряд вопросов: способна ли отрасль активно развиваться, что лежит в ее основе, что дает возможность этому направлению жить? Ответ лежал на поверхности. Первое – это высочайший уровень научной школы. Весь мир сегодня развивается благодаря фундаментальным знаниям, традициям, заложенным еще в СССР. В большой мере основоположниками высоковольтного трансформаторостроения были инженеры и конструкторы «Электрозавода». Таких школ в СССР существовало две – Запорожская (Украинская) и Московская. Сегодня нам удалось объединить у себя в компании их потенциал. Уже несколько лет в состав холдинга «Электрозавод» входит Всеукраинский институт трансформаторостроения (ОАО «ВИТ»). Основная задача ученых и специалистов ВИТа заключается в проведении исследований на математических и физических моделях новых конструкций и изготовлении опытных образцов трансформаторного и реакторного оборудования.

– Главный вопрос, который задаешь себе применительно к тому или иному производству, – есть ли спрос на его продукцию?

– Колоссальный! У нас 11 тысяч потребителей. Страна развивается, потребляет электроэнергию. Отрасль, в которой мы работаем,– это не просто энергетика, это все классы напряжения, это изделия от самых маленьких до многотонных агрегатов, это множество звеньев от транспортировки до монтажа и сервисного обслуживания. Залог успеха отрасли в высокой надежности нашей продукции. Причем, не забудем, что надежность и качество – это две разные вещи. Немаловажный вопрос здесь – технологии. 16 лет назад у нас были идеи, средства, рабочие руки, не было самого главного – передовых технологий. На тот момент мы безнадежно отстали в развитии энергомашиностроения от западных стран. Тогда в стране сложно было найти высокотехнологичное предприятие, все промышленные объекты были построены в 50‑х годах.

Мы приняли программу на ближайшие 15 лет с целью обновить нашу технологию, но очень быстро пришли к тому, что ее попросту надо создавать заново. Какие‑то моменты перенимали у иностранных предприятий, не стеснялись учиться, задавать вопросы. Приобрели научно-исследовательский институт, начали создавать свои школы, закупили новейшее технологическое оборудование. Важнейшая составляющая трансформаторостроения – системы и методики испытания оборудования. Это одна из областей, без которой высоковольтное энергомашиностроение не может существовать. Мы сконцентрировали конструкторские разработки (прикладные и фундаментальные), институты, технологию испытаний и передовое производство.

Сегодня мы, как любая крупная мировая компания, имеем возможность изготавливать не только отдельный элемент, но и предоставлять полный комплекс работ и услуг, строить объекты «под ключ». В СССР каждое предприятие выпускало по кускам свое оборудование, а затем некая структура все это объединяла в единое целое. Западные же компании изначально стремились строить объект с нуля и при этом каждый элемент объекта делать самим. На сегодняшний день и наша компания обладает такими возможностями.

– Вы всё начали с нуля, ломая старую систему и вживаясь в новый рынок?

– Мы поставили перед собой эту задачу много лет назад и, я считаю, справились с ее реализацией. Мы сначала сами начали комплектовать объекты, затем проектировать их, специально создали инжиниринговый центр и проектный институт. Сами разрабатываем и производим оборудование специально для каждой подстанции, при необходимости закупаем и иностранные комплектующие, которые пока наша промышленность не освоила. Своими силами осуществляем доставку оборудования, пусконаладочные, монтажные работы, а после сдачи объекта осуществляем и сервисное обслуживание. На сегодня мы сдали более 30 объектов «под ключ», каждый из которых стоит миллиарды рублей.

– Получается, что между «Электрозаводом» 1994 года и компанией «Электрозавод» образца 2011 года дистанция огромного размера?

– Мы выстроили вертикально-интегрированную холдинговую компанию «Электрозавод», не имеющую аналогов в России, в структуре которой тот, «советский» «Электрозавод» является лишь маленькой составной частью. У нас есть инжиниринг с разработкой, проектированием, сервисом, производством, научными школами. За 15 лет мы вложили в модернизацию более 16,5 миллиарда рублей «живых» денег. По сути, вкладывали всю свою прибыль в процесс модернизации всего производственного цикла и строительство новых мощностей. Основная часть этой огромной работы завершена в 2009 году.

– Мало того, вы не только развиваете то, что имели, но и строите новые предприятия?

– Со временем мы поняли, что существующих мощностей нам уже не хватает для освоения новой номенклатуры выпускаемых изделий и приняли решение о строительстве новых заводов. В России сегодня сложно найти компанию, которая самостоятельно может спроектировать и построить один из самых современнейших заводов в Европе. Мы эту задачу успешно решили. Примером тому новый завод в Республике Башкортостан. Это уникальное по всем параметрам предприятие, аналогов которому в России нет.

– Вы построили в Башкирии новый завод. Почему в Башкирии? Почему не пошли за Урал?

– Что касается Уфы, это центр России. Учитывали логистику и многие другие параметры. С точки зрения диалога власти и бизнеса в Башкирии все четко. Когда принимали решение о новом строительстве, все вопросы решали очень досконально и оперативно. К сожалению, так происходит далеко не везде. В свое время предлагали построить подобный завод в Московской области. Так кроме отписок и бюрократических барьеров ничего не получили. Видимо, есть регионы, которым инвестиции не нужны. Ну и кто от этого выигрывает? Башкортостан сегодня сотрудничеством доволен – колоссальные инвестиции в развитие экономики региона, многомиллионные поступления в региональный бюджет, новые рабочие места.

Мы не только в Башкирии завод построили. Мы каждый год сдаем по заводу, и это не шутка! В 2009 году запустили Уфимский трансформаторный завод, который уже сегодня выпускает самое инновационное энергетическое оборудование. В 2010 году открыли завод по производству транспонированных проводов – продукции, которая в России до сих пор не выпускалась! В этом году завершаем строительство завода по производству коммутационного оборудования в Уфе и, конечно же, сдаем новый завод мощных трансформаторов в Москве. Открытие новой производственной площадки в Москве вписывается в программу президента и правительства по развитию инноваций в отечественной промышленности и станет событием действительно общероссийского масштаба. В 2012 году планируем запустить запорожский завод, построенный на базе реконструируемых площадей ОАО «ВИТ».

– Новые мощности – новые рынки сбыта…

– Сегодня наша компания – обладатель технологий, производства, конструкторских возможностей, испытательных мощностей, которым позавидуют многие. И мне не стыдно сказать руководству страны, что таким предприятиям, как наше, нужна государственная протекция. А в чем она может выражаться? Да в предоставлении отечественным предприятиям долгосрочных контрактов на 5‑10 лет. И слава богу, принятая правительством стратегия формирования тарифов на основе RAВ позволяет сегодня это делать. Ведь основной целью долгосрочного тарифо­образования является привлечение инвестиций для расширения и модернизации инфраструктуры всего энергетического комплекса. Давая возможность энергетическим компаниям долгосрочно инвестировать в развитие энергосистемы, государство оказывает и мощнейшую поддержку отечественной промышленности в виде долгосрочных заказов на разработку и производство того же энергетического оборудования. Мы готовы и будем самым активным образом участвовать в этих программах, наши мощности позволяют удовлетворить все потребности энергетиков. Следующий шаг в этом направлении за нашими энергетическими корпорациями, ждем от них долгосрочных контрактов…

Энергобезопасность страны, в моем понимании, может осуществляться только тогда, когда ты сам можешь ее обеспечить. Если не можешь, то это энергозависимость.

– Новый облик компании впечатляет, но, согласитесь, у «Электрозавода» есть и славная история.

– Полностью согласен с вами. «Электрозавод» – это 80‑летняя история становления и развития отечественного трансформаторостроения. У «Электрозавода» два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени. Один, кстати, орден Ленина № 2 за освоение целинных земель: на Урале, в Оренбургской области, есть совхоз «Электрозавод». Эталон пшеницы твердых сортов на лондонской бирже до сих пор называется «электрозавод»! «Электрозаводу» посвящены стихи Владимира Маяковского. Среди тех, кто учился и работал у нас на предприятии, были будущие секретари ЦК КПСС, министры, руководители крупных промышленных объединений, известные деятели искусства и ученые. Станция метро, мост, улица в Москве – все это Электрозавод. В 50‑х годах «Электрозавод» разделили на три предприятия. Прошло время, и сегодня мы все их объединили. Не побоюсь показаться пафосным и повториться, но «Электрозавод» – это сила!
Сила отечественного машиностроения
СПРАВКА

Леонид Владимирович Макаревич родился 27 апреля 1961 года. В 1987 году окончил Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе по специальности «Организация управления производством машиностроительной промышленности». В 1990 году возглавил Межотраслевое государственное объединение по разработке и производству средств вычислительной техники. С ноября 1994 года возглавляет холдинговую компанию «Электрозавод». Женат, двое детей.



СПРАВКА

ОАО «Электрозавод» – крупнейшая в России многопрофильная интегрированная компания, ориентированная на комплексную реализацию проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов энергетики. В настоящий момент предприятия компании производят более 3,5 тысячи наименований энергетического оборудования: от трансформаторов и реакторов до специализированной коммутационной и преобразовательной техники. В составе компании электротехнические заводы, собственные научно-исследовательские институты, инжиниринговые и сервисные центры. География поставок оборудования марки «Электрозавод» насчитывает более 60 стран мира и охватывает все регионы России. В компании работают более 4,5 тысячи человек.




Россия, 107023, Москва, Электрозаводская ул., 21
Тел. (495) 777-82-26, факс (495) 777-82-11
E-mail:info@elektrozavod.ru www.elektrozavod.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (170) март 2011 года:

  • Эксперты советуют покупать акции энергокомпаний
    Эксперты советуют покупать акции энергокомпаний

    Снижение котировок электроэнергетических компаний в свете намерений правительства ужесточить регулирование сектора и ограничить рост тарифов открывает широкие возможности для покупки энергетических акций. ...

  • Достижения представили на Юге
    Достижения представили на Юге

    ЧТО: XIV ежегодная специализированная выставка «ЭЛЕКТРО-2011. Электротехника и энергетика». ГДЕ: Ростов-на-Дону. СОСТОЯЛОСЬ: 1‑3 марта 2011 года. ...

  • Миллиарды в Дальний Восток
    Миллиарды в Дальний Восток

    Стало известно, что на развитие энергосистемы Дальнего Востока федеральный бюджет выделяет 16 миллиардов рублей. Эти деньги получит ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» для инвестпроектов текущего года. О том, какие это будут проекты, рассказывает первый заместитель генерального директора ОАО «ДВЭУК» Дмитрий Селютин. ...

  • Абоненты создают неплатежи, власти должны их ликвидировать
    Абоненты создают неплатежи, власти должны их ликвидировать

    Отопительный сезон подходит к концу. Энергетики и коммунальщики готовятся к новым мероприятиям и программам. ...

  • Краснодарская ТЭЦ превратится из старейшей в самую современную
    Краснодарская ТЭЦ превратится из старейшей в самую современную

    Электростанция нового поколения. С высоким уровнем экономической и экологической эффективности. Покрывающая энергонагрузки одного из крупнейших регионов страны – Юга России. ...