Навязчивая идея о супермонопольном рубильнике - это утопия - Энергетика и промышленность России - № 1 (17) январь 2002 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/17/1023.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (17) январь 2002 года

Навязчивая идея о супермонопольном рубильнике - это утопия

Энергетика Материал подготовил Евгений Жуков

Валентин Попов - генеральный директор ОАО «Тобольские межрайонные электрические сети»

Многострадальная Русь порядком натерпелась за свои нелегкие века от революций и реформаций, от перестроек и экспериментов, от рокировок и перетасовок, которые чаще всего оканчивались неуспехами и болезненными ударами по человеческим судьбам.

Вот и сегодня в нашем «энергетическом королевстве», например, никак не утихомирятся волны, вздыбленные концепцией реформ РАО «ЕЭС России», названной «скромно» вторым ГОЭЛРО.

Поскольку Анатолий Чубайс порядком поднаторел в манипуляциях с крупными объектами собственности, он и в своей программе-максимум ратует за немедленное укрупнение, т.е. монополизацию отрасли. Если сегодня у РАО «ЕЭС России», как утверждает столичная пресса, 43 тысячи километров электромагистралей (менее двух процентов всех линий державы), то, следуя аппетитам крутого олигарха, после реформы а-ля Чубайс, РАО планирует взять под контроль все сто процентов «электрониток». А это однозначно ведет к необузданной, неограниченной власти - как экономической, так и политической. Любому понятно, что, собрав в один кулак существующие электросети, легче единолично командовать в любом регионе. Неугоден, скажем, чем-то потребитель всесильному монстру, он тут же «шасть» к рубильнику - и отрезал строптивого от источника тока своим «точечным» или «веерным» методом.

Удивляет другое. Любой так называемый судьбоносный документ, а тут речь идет о масштабной государственно-образующей структуре, обязан иметь доказательно-прозрачный прогноз последствий реформаторского нововведения. У РАО нет такого документа. Что это? С закрытыми глазами очередной раз головой в омут?

Неужели не победят трезвые силы и большому РАО будет позволено скушать младших партнеров - электроснабжающие предприятия коммунальной энергетики, которых раздраженно старший брат все время норовит заклеймить бранным словом «перепродавец». Ему ли не знать, что наши подразделения снабжают клиента, «доставляют» к его розеткам электричество. Мы четко вписались в город, район. Мы рядом с потребителями, не за тридевять земель от него, не в офисах далекой Москвы.

А если уж так хочется охватить нас какой-нибудь реформой, передайте всех нас, все сети «малой энергетики», в эксплуатацию акционерным обществам или подобным компаниям, рожденным по воле трудового коллектива на принципах частного капитала. При этом сохраняется структурная самостоятельность коммунальной энергетики, повышается интерес персонала к результатам своего труда, к экономической стабильности, к социальной защищенности.

РАО просто обязано понять, что в провинции свои традиции и правила, свой уклад и взаимоотношения.

Истоки нашего предприятия, к примеру, уходят в далекий одиннадцатый год минувшего столетия. Начинали с электростанции в сорок киловатт. А к Первомаю двадцать пятого года смонтировали вторую в сто пятьдесят кВт и зажгли «лампочки Ильича» в частном секторе. В сегодняшнем названии живем с января семьдесят второго года. Тогда мы стали не производящей, а передающей электроэнергию фирмой, эксплуатирующей распределительные сети и оборудование. Сегодня у нас 885 километров ЛЭП, 318 трансформаторных подстанций, почти две тысячи абонентов. Мы обслуживаем Тобольск, рабочие поселки Туртас, Сетово, Нижние Аремзяны, Демьянку, Большой Уват - одиннадцать населенных пунктов Тобольского, Вагайского, Уватского районов. В коллективе 255 квалифицированных профессионалов, в любую минуту, в любых некомфортных условиях готовых устранить любой сбой в сетях.

И нам больно терять все эти добрые традиции, если возьмет верх предвзятое мнение о коммунальной энергетике таких знатоков дела, как заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов. «Перепродавцы - это, безусловно, плохо, безусловно, вред, безусловно, зло». В некоторых субъектах Федерации, известно, ликвидировали это «зло». Хлебнули «небесной манны» и скоренько ретировались на круги своя, восстанавливая разруганную «коммуналку». Не так ли поступили в Новосибирской, Саратовской, Вологодской областях, на Ставрополье? Эти регионы сегодня, пожалуй, уже не заманишь под знамена «реформ Чубайса».

Да, у нас немало проблем. Но есть и уверенность, что постепенно мы решим эти проблемы, опираясь на стойкость и работоспособность коллектива. А коллектив у нас действительно отменный. Таким людям, конечно же, хотелось, кроме моральных почестей, приподнять зарплату. Хотя бы до уровня Тобольских электрических сетей ОАО «Тюменьэнерго». Чтобы хоть как-то пополнить финансы, мы находим «приработок», дополнительные услуги населению и организациям. Правда, эти собственные средства зачастую уходят на покрытие долгов наших абонентов-неплательщиков. Нынче, например, в «Тюменьэнерго» передали миллион двести тысяч рублей за долги бюджетных организаций. А всего таковых накопилось свыше 23 миллионов рублей.

Пока обременительны для нас и льготы, продекларированные государством, не разработавшим механизм действия этих документов. Кроме ветеранов войны и труда, такими льготами пользуются сотрудники суда, прокуратуры, УВД, налоговой полиции и др. Реализовав льготу, эксплуатирующие энергопредприятия вынуждены этот денежный груз принимать на свои плечи. Только в нынешнем году нам не компенсированы затраты на подобные льготы в порядке четырех с половиной миллионов рублей.

Они не оплачивают потребленную энергию в полном объеме. Нельзя сказать, что и частный абонент стопроцентно рассчитывается за израсходованные киловатты. Сложности наши понятны. РАО из высокопрестольных кабинетов учит нас: нехорошему должнику - никакой пощады. Пусть при лучине сидит. Но повторяюсь, что, отключая микрорайон, мы ущемляем интересы аккуратных абонентов, идущих рядом с должниками.

РАО не видит глаза малообеспеченного пенсионера или бедной многодетной матери, оно далеко от них. А контролеры наших межрайсетей почти ежедневно бывают в таких семьях и видят слезы матери, в квартире которой мал мала меньше. Родительница с трудом экипировала старшенького в школу. А чем столоваться? Как платить за электричество? За тепло, за квартиру? И таких отключать? Вот и обвиняют нас в мягкотелости да в нерешительности. Человечность, гуманность не убавят авторитета энергетическому предприятию.

Давайте сегодня же скажем друг другу: поменьше реформаторского пылу, поменьше поисков «козла отпущения», побольше дела - будничного и честного. Тогда коммунальная энергетика, достойно и многолетне несущая свой крест, не будет «бельмом в глазу» у «дальнозоркого» РАО, замахнувшегося искоренить ее.




Юрий Ворсин - генеральный директор ОАО «Коммунальная энергетика» ЗАТО, г. Большой Камень Приморского края

На заседании правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ 18 декабря 1998 г. было принято решение о недопустимости ликвидации коммунальных энергопредприятий и передачи функций или имущества энергопредприятий. Госстрой России, ФЭК России, МАП России и другие министерства считают необходимым создать равные условия функционирования для коммунальной энергетики на потребительском рынке электрической энергии. Такой подход одобрен и правительственной комиссией по реформированию ЖКХ в Российской Федерации.

Отмечено, что коммунальные электрические организации являются равноправными субъектами рыночных отношений наравне с организациями РАО «ЕЭС России» в области электроснабжения, отвечающими за энергообеспечение потребителей.

В соответствии с первой статьей Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в РФ» коммунальные энергопредприятия относятся к энергоснабжающим организациям. Ни по законодательству, ни по характеру выполняемых функций они не могут быть отнесены ни к потребителям, ни к «перепродавцам» или «потребителям-перепродавцам», посредникам.

Однако в течение нескольких лет РАО «ЕЭС России» проводит целенаправленную кампанию по захвату имущества коммунальных электросетей, делая это для ликвидации конкурентов на энергетическом рынке России. С этой целью применяются различные меры силового давления вплоть до ограничения или прекращения подачи электроэнергии. Устраняя коммунальные электрические сети с потребительского рынка электрической энергии, РАО «ЕЭС России» укрепляет свой монополизм, а тем временем ухудшаются качество энергоснабжения, ситуация с эксплуатацией сетей и соответственно увеличиваются потери. Также ограничивается хозяйственная самостоятельность коммунальных электросетей: они просто лишаются статуса энергоснабжающих организаций.

Анализ ситуации, сложившейся на территории Приморского края, по передаче функций энергосбыта показал, что данная акция не привела к снижению тарифов для потребителей, а повлекла за собой увеличение тарифов. Более того, учитывая неправомерность передачи функций энергосбыта и ее негативные последствия, в Приморском крае главы муниципальных образований были вынуждены принять решение о возврате энергосбыта в городах Спасск-Дальний, Находка, Партизанск и т.д.

ОАО «Коммунальная энергетика» ЗАТО г. Большой Камень осуществляет электроснабжение г. Большой Камень, г. Фокино и 17 сел. Создана в 1968 году на базе Шкотовского предприятия электрических сетей. Сегодня на балансе нашего общества находятся 733 воздушные линии электропередачи напряжением 0,4-10 кВ, 463 км кабельных линий, 601 трансформаторная подстанция с суммарной установленной мощностью трансформаторов 260 680 кВА. Износ основных фондов нашего общества составляет 53,3%, что свидетельствует о необходимости увеличения объема работ по капитальному ремонту электрооборудования сетей.

Недостаточность средств на восстановление и реконструкцию электрических сетей за счет затратных составляющих тарифов, установленных РЭКом, заставила наше общество искать пути компенсации недостающих средств. Мы расширили работу в сфере услуг: увеличили объемы работ по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажных и наладочных работ в электроустановках на договорной основе, работы по капитальному ремонту бесхозных и аварийных сетей, расположенных на территориях муниципальных образований, по соответствующим договорам с администрациями, а также освоили разработку и изготовление на производственной базе общества соответствующим структурным подразделением всех металлоконструкций и изделий, необходимых для ремонтных и строительно-монтажных работ на ЛЭП и ТП. Подобная практика привела к повышению уровня платежей и значительному обновлению эксплуатационного фонда.

Однако в Приморском крае готовится новая акция по ликвидации коммунальных предприятий с передачей имущества в АО «Энерго». Проектной концепцией реструктуризации РАО «ЕЭС России» предусмотрено включение предприятий и организаций коммунальных электросетей (всеми доступными и недоступными способами) в региональные дочерние энергокомпании. Объем притязаний РАО «ЕЭС России» и их региональных структур в достижении поставленной цели с каждым годом нарастает и достигает невиданных масштабов при расширяющемся наборе мер: от передачи функций сбыта электроэнергии до изъятия имущества за «непробиваемые» долги структур федерального подчинения. Реализация вышеуказанного пункта концепции приведет к ликвидации конкурирующих коммунальных электросетевых предприятий, не говоря об искусственно создаваемых непростых условиях повседневной деятельности предприятий и организаций коммунальных электросетей по обеспечению надежного электроснабжения коммунально-бытовых и других потребителей.

Совершенно очевидно, что при реформах электроэнергетики интересы стабильного и надежного энергоснабжения населения и экономики должны иметь приоритетное направление. Поэтому мы, представители малой энергетики, считаем необходимым рассмотреть следующие шаги на пути ее реформирования:

1. Обеспечение условий для работы коммунальных энергоснабжающих организаций - акционерных обществ в качестве субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМа).

2. Создание условий для достижения положительных и стабильных результатов финансовой деятельности предприятий коммунальной энергетики - акционерных обществ, в том числе путем устранения негативного влияния внешних факторов, обусловливающих периодическое воспроизводство кризиса неплатежей (формирование задолженности бюджетных организаций в условиях лояльности органов местного самоуправления и пр.).

3. Защиту от принятых неверных управленческих решений, наносящих ущерб объектам наземной и подземной инфраструктуры и финансовый ущерб деятельности электроэнергетики (несогласованная застройка на инженерных сетях, повреждение действующих сетей посторонними лицами и организациями).

4. Формирование постоянного источника инвестиционных ресурсов для воспроизводства систем электроснабжения в городах и иных населенных пунктах в связи с естественным выбытием фондов (в процессе износа, старения), для ликвидации отставания в создании схемы распределительных сетей от темпов застройки населенных пунктов.

5. Формирование обоснованного тарифа, учитывающего основные составляющие предприятий и организаций коммунальных электросетей.

6. Определить объем законотворческой деятельности, которая должна предшествовать проведению реформирования электроэнергетики, включая разработку и принятие законов о федеральной энергосистеме, о коммунальной энергетике и об электроснабжении. Именно детальное рассмотрение этих вопросов, на наш взгляд, способно предотвратить масштабный кризис в российской энергетике.




Владимир Барков - директор МП «Владивостокское предприятие электросетей»

В Приморском крае до 70-х годов, как и во всей России, эксплуатацией электрических сетей от генератора до лампочки занималось Дальэнерго. Но к этому времени разрослись города, потребление электроэнергии стало неотъемлемой частью быта людей... Для них были построены разветвленные электрические сети 6/0,4 кВ, для управления которыми требовались специальные диспетчерские службы, оперативные и ремонтные бригады.

Для Дальэнерго основной задачей была выработка электроэнергии и передача ее до городов и населенных пунктов. Содержание городских сетей по своей важности стояло на втором месте. К тому же состояние производственно-технической базы Дальэнерго не позволяло нам оперативно перестроиться.

Перебои в электроснабжении микрорайонов с многоэтажными домами создают проблемы с приготовлением пищи, может прекратиться поступление воды и тепла. Для жителей многоэтажных домов электроэнергия стала неотъемлемой частью нормальной жизни и рассматривалась не как товар, а как коммунальная услуга. Но Дальэнерго производило и реализовывало электроэнергию как товар и для промышленных предприятий, и для населения. А за качество и бесперебойность электроэнергии как коммунальной услуги несли ответственность коммунальные отделы городов. Естественно, что рано или поздно произошел разрыв между обязанностью и ответственностью. Все это создавало проблемы для руководителей городов и районов. В этой ситуации, поняв необходимость реорганизации в электроснабжении населения городов, еще Совет Министров РСФСР своим постановлением в 1969 г. принял решение о передаче электрических сетей городов и районов в коммунальное хозяйство данных образований.

На территории Приморского края на основании постановления Совета Министров создано 18 предприятий электрических сетей, которые обеспечивали электроэнергией 84% населения края. При участии местных властей на всех предприятиях были построены производственные базы, учебные полигоны, приобретена специальная техника. Созданы работоспособные коллективы, укомплектованные подготовленным персоналом. Кроме того, местные власти помогали нам в вопросах строительства жилья, решали проблемы детских садов и другие социальные вопросы. Все это стимулировало к работе в этих предприятиях: как следствие, во всех предприятиях была налажена стабильная работа по текущему и капитальному ремонту электрических сетей, что привело к практически бесперебойному электроснабжению населения края. Дальэнерго за эти годы стало называться ОАО «Дальэнерго», но проблем у них за эти годы не только не убавилось, но, видимо, увеличилось.

Начиная с конца 70-х годов в Приморье ежегодно проводятся так называемые разгрузки. Вначале ограничивали в основном энергоемкие предприятия, а население отключали редко и ненадолго, на 20 - 30 минут. В 90-х годах, когда энергоемких предприятий практически не оставалось, все последствия данных «акций» легли на плечи населения.

Разгрузки начали проводить с начала зимы, а время отключений стало увеличиваться. Так, если во Владивостоке в 1998/1999 году разгрузки продолжались до 2 часов (это время, за которое не должна замерзнуть система отопления), то в зиму 2000/2001 года время отключений по разгрузке стало достигать 5-6 часов. А в районах включали только ночью. Жилищные службы сутками дежурили в подвалах жилых домов, отогревая паяльными лампами систему отопления. Средства массовой информации на все лады расписывали «приморский кризис», ища виновных.

Да, в этой ситуации нельзя обвинять только ОАО «Даль-энерго», хотя их основная задача - качественная и бесперебойная подача электроэнергии. В этой ситуации присутствует целый букет проблем. Но ведь такой же букет, только, может, поменьше, и у коммунальных сетей, которые не выпустили ситуацию из-под контроля. Последние зимы ОАО «Дальэнерго» не обеспечивало жилье теплоносителем необходимой температуры. В жилых домах температура падала до 18 - 120 C. Население включало всевозможные обогреватели. Как следствие, все это отразилось на муниципальных сетях. Горели проводки, кабели, трансформаторы. Дежурные бригады меняли за сутки до 50 сгоревших предохранителей. Ремонтные бригады иногда сутками, сменяя друг друга, вешали провода, ремонтировали кабели, меняли трансформаторы. А ведь это не простая работа. Проводка, кабели, предохранители нужно покупать. Спасибо администрации города: в этом положении она оказывала нам посильную финансовую помощь.

До 1997 года все муниципальные предприятия края были основными «потребителями-перепродавцами».

Владивостокское предприятие электрических сетей (ВПЭС) было лишено права сбыта с июля 1997 года. К этому моменту ВПЭС рассчитывалось с ОАО «Дальэнерго» по транзитному счету. Реализация достигла 80%. В остальные 20% входили неплательщики, финансируемые из всех уровней бюджета. Коммерческие потери на тот период были равны нулю. Их полное отсутствие объяснялось очень просто - была прямая заинтересованность предприятий как поставщиков, так и потребителей электроэнергии. Заинтересованность в максимальном получении прибыли, а значит, и в проведении постоянной работы по снижению технических и коммерческих потерь. Вовремя выплачивалась заработная плата, отчислялись налоги. В необходимом объеме выполнялись работы по ремонту повреждений в сетях.

После того как ОАО «Дальэнерго» стало само собирать денежные средства за электроэнергию по прямым договорам с абонентов, практически с первого месяца ВПЭС стало недополучать до 50% необходимых денег. Вызвано это было отсутствием опыта работы с частными абонентами, особенно с населением. Резко возросли коммерческие потери. В четвертом квартале 1998 года потери составляли 41,8%, в текущем году они уменьшились, но все равно превышают все допустимые нормы.

По условиям договора вся оплата за электроэнергию должна проходить через транзитный счет. Однако часть расчетов проводилась по принципу взаимозачетов, что снижало объем «живых» денег на транзитных счетах. Всяческие обращения и просьбы повысить уровень оплаты, вернуть задолженность ни к чему не приводили. Объяснения, что если остановятся муниципальные сети и жители не будут получать электроэнергии, то решение всех глобальных проблем никому не будет нужно, что необходимо уделять достаточное финансовое внимание муниципальным сетям, также не дали положительных результатов.

За последние 30 лет ничего не изменилось в отношении городских электрических сетей. Сегодня на балансе ОАО «Даль-энерго» есть сети 6/0,4 кВ, но состояние их оставляет желать лучшего. В регионе много брошенных военных городков и объектов, где, между прочим, остались жить люди. Но ОАО «Дальэнерго» просто не берет их на баланс, потому что не может отремонтировать. За эти годы так и не были построены базы и не были созданы условия для нормальной эксплуатации сетей 6/0,4 кВ.

В последние годы на уровне Правительства РФ неоднократно рассматривался вопрос о коммунальной энергетике. На заседаниях правительственных комиссий от 18 декабря 1998 года и 27 октября 1999 года было принято решение о недопустимости ликвидации коммунальной энергетики, передачи ее функций или имущества крупным региональным энергопредприятиям, а также был сделан вывод о необходимости создания равных условий для функционирования коммунальной энергетики и предприятий-монополистов на потребительском рынке. Несмотря на это, в Приморском крае проводится новая акция по захвату имущества коммунальной энергетики. Главам муниципальных образований в срок до 1 января 2002 г. было рекомендовано передать в соответствии с действующим законодательством РФ имущество предприятий электрических сетей, находящихся в муниципальной собственности, в собственность или доверительное управление ОАО «Дальэнерго» на срок не менее 10 лет.

Хотя такая постановка вопроса противоречит мнению правительственной комиссии и Закону о местном самоуправлении, рекомендации эти пытаются внедрить, оказывая давление на глав администраций. Многие главы понимают, что после передачи сетей ОАО «Дальэнерго» становится беспредельным монополистом и начнет диктовать свои условия в этом жизненно важном вопросе. Опыт последних лет доказывает, что ОАО «Дальэнерго» не будет уделять должного внимания состоянию муниципальных сетей и постарается переложить ответственность на местные власти. По Закону о местном самоуправлении глава администрации отвечает за качество коммунальных услуг не только перед населением, но и перед прокурором. В подобном положении главы администраций понимают всю нелепость данного шага и не соглашаются передать муниципальные электрические сети в собственность ОАО «Дальэнерго». Как результат, их шантажируют, отключая на несколько дней целые города.

Сегодня у ВПЭС есть договор с ОАО «Дальэнерго» на транзит, а последующие договоры с абонентами ОАО «Дальэнерго» заключает напрямую и деньги собирает само. Это уже вписывается в систему электроснабжения первого этапа реструктуризации 2001 - 2002 годов, разработанную РАО «ЕЭС России». Так зачем же им еще и сети? А, собственно, для того, чтобы, не платя ни копейки, пополнять свои активы.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (17) январь 2002 года:

  • В Казахстане появился уникальный газоперерабатывающий завод

    В ноябре в Актобе (Казахстан) введена в эксплуатацию первая очередь нового газоперерабатывающего завода для очистки попутного нефтяного газа Жонажольского месторождения. Мощность установки - 215 млн. кубометров очищенного газа в год. Проект финансировался совместно компаниями «КазТрансГаз» и ТОО «Еркин газ» из собственных средств компаний. ЗАО «КазТрансГаз» надеется окупить расходы в течение нескольких месяцев. В феврале 2002 года буд...

  • Япония: Segway изобрел японский дедушка

    66-летний профессор японского Университета электронных коммуникаций Казуо Ямафудзи заявил о том, что это он на самом деле изобрел Ginger - двухколесный самобалансирующий самокат на электрической тяге. Около года назад известный американский изобретатель Дин Камен заинтриговал общественность просочившимися в СМИ слухами о том, что им изобретено нечто, что должно перевернуть представление людей о том, как должны выглядеть города. Как ...

  • Энергетики прошли переподготовку

    В Хабаровске финансово-экономические службы акционерных обществ энергетики Дальнего Востока проходили профессиональную переподготовку на информационно-консультативном семинаре «Переход на новый план счетов бухгалтерского учета. Вопросы составления бухгалтерской отчетности на 2001 год». Семинар был организован Дальневосточным представительством РАО «ЕЭС России» «Востокэнерго» с привлечением специалистов компаний «Аудит-энерго» и «Прайс...

  • США: Aтомные станции США в опасности

    Комиссия по ядерному регулированию организовала секретные испытания с целью определения готовности охраны находящихся в ее ведении объектов к отражению нападений террористов. При этом в тренировочных нападениях принимали участие только три террориста при содействии одного доверенного лица внутри предприятия, сообщает «The New York Times». Даже при таких сравнительно несложных условиях охрана большинства объектов показала плохие резуль...

  • Москва готова

    Правительство столицы одобрило ход подготовки городских служб к зимним холодам. Установлен ежедневный контроль над теплоснабжением жилищного фонда, число аварий на трассах по сравнению с прошлым сезоном значительно снизилось. Существенной проблемой остается обеспечение теплом ведомственных домов, за содержание которых федеральный бюджет задолжал городу 1 млрд. руб. В то же время мэр Москвы Юрий Лужков обратил внимание на недопустимос...