16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/169/12676.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (169) март 2011 года

АЭС на голодном пайке. Кадровом

Первая полоса Антон КАНАРЕЙКИН

После долгого периода застоя и даже упадка в России вновь обратили внимание на атомную энергетику. В стране строятся новые атомные электростанции, на уже работающих достраивают дополнительные энергоблоки.

В общем, можно говорить о некоем ренессансе атомной промышленности. И это прекрасно: развитие атомной энергетики – настоящая модернизация страны не на словах, а на деле, за атомной энергетикой будущее.

Вот только один вопрос: а кто будет работать на наших новеньких станциях?

Проблема кадрового голода уже давно признана в России всеми. Предприятия в отчаянии ищут квалифицированных рабочих, предлагают очень хорошие зарплаты, но все тщетно: старые кадры ушли, а молодежь поголовно идет в вузы, за дипломами юриста или экономиста, пусть даже эти дипломы будет выдавать какой‑нибудь гидрометеорологический институт.

Или вот пример: рядом с нашей редакцией есть Университет растительных полимеров, который готовит весьма востребованных технических специалистов. Но, само собой, там есть и экономические специальности, и даже… культурология. Кто объяснит, где намерен работать выпускник с дипломом культуролога, полученным в Университете растительных полимеров?
В техникумы идти никто не хочет, и как убедить молодежь поступать на рабочие специальности, пока непонятно…



Где их учат

Впрочем, это ведь еще только одна сторона медали: отечественной промышленности также не хватает молодых квалифицированных инженеров. Часть выпускников профильных вузов уезжает работать за рубеж, ну а та часть, что остается, зачастую нужной квалификацией не обладает. Вот и приходится российским предприятиям доучивать своих инженеров уже на производстве, отправляя их на разные курсы переподготовки и повышения квалификации.

Однако этот метод вряд ли применим на АЭС: уж больно велика здесь цена ошибки, чтобы пускать на атомную станцию человека без достаточного уровня знаний и умений. Так что же делать? Как атомная энергетика решает вопросы с кадрами – ведь гастарбайтеров на место рабочих, например, реакторного цеха не возьмешь…

На самом деле, проблема есть, и серьезная: в России сейчас строятся три новые атомные станции – Нововоронежская АЭС-2, Ленинградская АЭС-2 и Балтийская АЭС. Кроме того, на уже действующих атомных станциях – на Ростовской, Калининской и Курской АЭС строятся новые энергоблоки, а на Белоярской АЭС – новый энергоблок под новейший реактор на быстрых нейтронах БН-800. Кому работать на этих объектах?

В России всего около 4‑5 учебных заведений, готовящих кадры для эксплуатации атомных энергетических установок. Конечно, специалисты-атомщики нужны не во всех цехах, на некоторых участках можно задействовать специалистов из традиционной энергетики (разумеется, с хорошей подготовкой). Но все же проблема нехватки кадров остается. Как говорят представители «Росатома», частично этот вопрос решается ротацией кадров между атомными станциями. На новые АЭС часть кадров будет перемещена с уже действующих атомных станций, они займут здесь руководящие посты, а часть кадров будет набрана из молодежи. Что вполне логично, так как в целях безопасности не стоит набирать на станцию только новичков. Однако полностью этим способом проблему не решить, к тому же и на уже действующих АЭС ушедшие кадры надо будет кем‑то заменять.



Корпорация в поисках

Нельзя сказать, что эту проблему в «Росатоме» не замечают. Сам глава госкорпорации Сергей Кириенко заявил, что «нам требуется все больше людей в отрасли». Причем, по его словам, для атомной отрасли вопрос качества подготовки кадров является принципиальным. О том, насколько предприятия отрасли заинтересованы в квалифицированных молодых специалистах, свидетельствует тот факт, что студенты профильных вузов начинают общаться с этими компаниями фактически с первого курса. Студентов направляют на предприятия для выполнения учебных исследовательских работ, на производственные и преддипломные практики. Для них организуют и ознакомительные экскурсии на предприятия.

Для того чтобы решить проблему с квалифицированными кадрами, «Росатом» на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (НИЯУ МИФИ) в 2010 году создал Центр карьеры. Как сказано на сайте Центра, цель его создания – развитие рынка труда для молодых специалистов атомной отрасли. Главная задача Центра – создание и продвижение современных технологий трудоустройства и карьерного развития студентов и выпускников. То есть с помощью Центра «Росатом» намерен разрабатывать и проводить программы набора молодых специалистов, а также продвигать бренды компаний, входящих в госкорпорацию, на молодежный рынок труда. Кроме того, в Центре студенты и выпускники профильных вузов могут получить консультацию по вопросам трудоустройства и актуальных вакансий.

Кроме того, каждый год «Рос­атом» проводит «Ярмарку вакансий», стараясь заинтересовать студентов и выпускников профильных вузов в работе на предприятиях отрасли. Надо признать, что эти меры дают свои положительные результаты, и в итоге в вузах, готовящих молодых атомщиков, создается нечто вроде системы распределения, при которой подавляющее большинство выпускников этих вузов трудоустраивается по специальности.

Не забывают в «Росатоме» и о создании кадрового резерва, что и правильно, так как квалифицированными кадрами должен руководить квалифицированный руководитель. Надо сказать, программа создания кадрового резерва «Росатома» предусматривает трехуровневую организацию резерва: высший уровень – это уровень госкорпорации, так называемый «Золотой резерв»; затем идет резерв дивизиона и резерв конкретной организации. Резерв дивизионов создается на должности заместителей директоров ключевых организаций дивизиона и руководителей подразделений управляющей компании дивизиона. Резерв организации – это талантливые молодые сотрудники, имеющие потенциал к росту, которые могут претендовать на должности начальников цехов, заведующих лабораториями и начальников отделов госкорпорации.



Вспомнить о рабочих

Увы, все эти благие и полезные начинания не могут решить проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров. Дело в том, что здесь «Росатом» практически бессилен: вопросом среднего специального образования должно заниматься соответствующее министерство, однако никаких позитивных сдвигов здесь не происходит. Все выпускники школ идут в вузы, хотя смысла в этом уже немного (в том числе и в материальном плане – зарплаты квалифицированных рабочих повыше зарплат многих менеджеров).

Средний срок адаптации специалистов на предприятиях отрасли растянулся уже до 4 лет, фактически предприятья заново обучают пришедшего к ним молодого сотрудника. И ладно бы, если бы было кого обучать, проблема в том, что на рабочие специальности люди просто не идут.

Какие меры помогут решить эту проблему? Ну, прежде всего – повышение производительности труда. В соседней с Россией Финляндии на строительстве энергоблока работают в два-три раза меньше рабочих, чем у нас. Но это, разумеется, лишь вспомогательная мера.

Главное, что «Росатому» необходимо проявить внимание к профильным техникумам. Возможно, имеет смысл развить практику присоединения таких учебных заведений к НИЯУ МИФИ, как, например, было сделано с Волгодонским политехническим техникумом, который готовит выпускников по целому ряду специальностей, востребованных в атомной отрасли. Здесь теперь «Росатом» сам формирует заказ на подготовку кадров, а также участвует в разработке учебных программ и стандартов качества образования.

Возможно, стоит придумать какую‑нибудь другую схему. Главное, необходимо понимать, что в случае, если этим вопросом не заниматься, работать на прекрасных новых отечественных атомных станциях будет некому.

СРО, Атомная энергетика, АЭС, Росатом, Кабельная арматура, Провод

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.