16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/168/12631.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (168) февраль 2011 года

«Социальная реклама – тоже двигатель прогресса или нечто большее?»

Энергетика: особый взгляд Борислав ФРИДРИХ

Что такое реклама?

Ну конечно, на ум приходит банальный ответ: реклама – двигатель прогресса.

Есть и более научные определения, например: «Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение».

Мне нравится этот ответ, потому что он не несет в себе никакой моральной окраски. В конце концов, сама по себе реклама – это не зло и не добро. Но что, если мы поговорим о том виде рекламы, которая называется социальной? О, это совсем другое дело, скажете вы? Эта реклама хочет сделать нас лучше, она призывает нас бросить курить, помогать инвалидам и т. д... Может ли такая реклама быть плохой? Не спешите с ответом...



Повесят за долги...

Вообще, социальная реклама – это реклама, направленная на достижение благотворительных и других общественно полезных целей. То есть дело это, безусловно, полезное и нужное, вот только зачастую социальная реклама благодаря излишне креативным рекламщикам принимает такую форму, что лучше бы ее и не было. Разумеется, и целей своих такая реклама не достигает. Более того, такая реклама не вызывает ничего, кроме возмущения.

В качестве примера можно вспомнить историю, произошедшую прошлым летом в Нижегородской области, где коммунальные службы города Дзержинска избрали очень нестандартный способ борьбы с должниками. Улицы города были украшены ярко-оранжевыми плакатами, в центре которых крупным шрифтом красовалась надпись: «За долги повесят». И только вблизи можно было разглядеть, что мелким шрифтом уточнялось: повесят не самих должников за жилищно-коммунальные услуги, а только их фотографии. Шестьдесят четыре плаката развесила компания «Нижегородские коммунальные системы», которая занимается содержанием и обслуживанием тепловых сетей в Дзержинске. Таким образом коммунальщики надеялись воздействовать на совесть неплательщиков, задолжавших НКС около 350 миллионов рублей.

Размещение плакатов с обещанием «вздернуть» должников стало продолжением другой акции, которую коммунальщики города проводили в 2009 году. Тогда на улицах города были размещены фотографии злостных неплательщиков, а также были указаны их фамилии и суммы долга. Как поясняли в пресс-службе компании, таким способом коммунальщики боролись за права добросовестных плательщиков, страдающих из‑за должников.

Однако акция вызвала не раскаяние, а гнев и возмущение у всего города, так как жителям Дзержинска было очень неприятно постоянно ходить мимо плакатов, которые обещали «повесить за долги». После их появления местные жители пожаловались на действия коммунальщиков в мэрию, губернатору и в антимонопольную службу. Шокирующие плакаты стали предметом обсуждения на экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Нижегородском УФАСе. Однако коммунальщиков это не смутило, и в сентябре на улицах города появились фотографии неплательщиков с припиской: «Как и обещали – повесили». В итоге федеральная антимонопольная служба даже возбудила дело в отношении компании «Нижегородские коммунальные системы». По мнению антимонопольщиков, такая неоднозначная наглядная агитация нарушает закон о рекламе: ведь согласно закону, реклама не должна призывать к насилию и жестокости.

Впрочем, есть и более удачные примеры воздействия коммунальных служб на чувства неплательщиков. Так, весной прошлого года «Российские коммунальные системы» запустили акцию «Коммунальная весна», лицом которой стал известный боксер Николай Валуев. Она проходила в марте в шести городах присутствия РКС: в Благовещенске, Владимире, Петрозаводске, Тамбове, Брянске и Березниках (Пермский край). На плакатах боксер с букетом подснежников призывал платить по коммунальным счетам. Подснежники, видимо, намекали на то, что коммунальщики готовы терпеть очень долго, а вид боксера-тяжеловеса должен был вбить в головы должников, что терпение все‑таки небезгранично.

В РКС заявили: идея пригласить Николая Валуева появилась после того, как выяснилось, что в кризис россияне почти перестали платить за услуги ЖКХ, а реальных механизмов воздействия на них нет. Не помогала даже угроза выселения. Итог рекламной акции оказался ошеломляющим: с помощью Валуева с подснежниками впервые за пять лет компания получила 102 процента собираемости платежей!



У мусора есть дом

Еще один пример положительной социальной рекламы наблюдали жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов России в январе: на улицах появились изображения пустых бутылок и банок, пытающихся добраться до урн. Креативная концепция социальной кампании в защиту окружающей среды от мусора под девизом «У мусора есть дом» была разработана и создана АМК Znamenka, заказчиком выступила компания News Outdoor.

Как рассказали создатели, целью акции стало воспитание социальной активности, ответственности, экологического мировоззрения, бережного отношения и любви к окружающей среде.

– Мы призываем к активной жизненной позиции. От каждого из нас зависит, будет ли город чистым. Если каждый из нас донесет мусор до урны, он не только поможет городу, но и одержит маленькую победу над своей ленью и равнодушием, – заявил управляющий директор News Outdoor Максим Ткачев.

Выглядели все эти банки, готовые арендовать мусорный контейнер и гарантировать чистоту, довольно трогательно, так же как и бутылки, просящие подбросить до урны. По крайней мере, яркая и оригинальная реклама вызывала улыбку и привлекала внимание. А главное, уж точно не вызывала желания назло рекламе мусорить где попало. Так что можно сказать, что своих целей реклама достигла.



Учимся сберегать энергию

Ну, а что же в нашей отрасли? Что пропагандирует социальная реклама в энергетике? Надо сказать, что пока мы отстаем в этом аспекте от запада. В России социальная реклама, затрагивающая нашу отрасль, – это, прежде всего, реклама энергосберегающих ламп. Дело, конечно, тоже полезное и нужное, но все-таки хотелось бы чего‑нибудь еще.

Например, в Канаде одна из крупнейших национальных энергокомпаний BC Hydro провела рекламную акцию под девизом Power Smart (потребляй с умом): в центре Ванкувера установили два грузовых контейнера, выкрашенных в фирменные цвета BC Hydro и переоборудованных для жилья. В каждом – комната и кухня с холодильником, телевизором и компьютером. Оба дома-контейнера подключили к цифровым счетчикам потребления энергии, чтобы наблюдать разницу между двумя стилями жизни. Жители и гости Ванкувера в течение нескольких дней могли наблюдать за жизнью двух актеров, один из которых относился к потреблению расточительно, другой – экономно. Ощутимая разница наглядно фиксировалась на цифровых счетчиках для всеобщего обозрения.

Конечно, нам до этого пока далеко, однако сам факт появления социальной рекламы, призывающей россиян беречь энергию и переходить на энергосберегающие технологии, не может не радовать. Главное – соблюсти тонкую грань между рекламой и навязыванием, поскольку появление плаката, на котором будет написано что‑нибудь вроде «Сберегай – или повесят», может нанести идее энергосбережения только вред.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (168) февраль 2011 года: