16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/167/12611.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (167) февраль 2011 года

Как проверить электродвигатель при приемке у поставщика

Электротехника Роман ЛЕОНОВ

Приемка – первый этап отношений между потребителем и производителем электродвигателя, и, чтобы исключить из этих отношений посредника и перевозчика, необходимо провести ряд действий, упреждающих негативные факторы.

Факторы эти – брак транспортировки, несоответствие полученного товара заказу и стандартам, недолжное качество изделия.



Подводные камни

Большинство производителей электродвигателей используют при реализации своей продукции крупные, специализированные торговые организации, те, в свою очередь, более мелкие и так далее. Поэтому конечному потребителю электродвигатель поступает через третьи, а то и через пятые руки, и это при условии, что электродвигатель не поставляется в составе оборудования – насоса, вентилятора или более сложного агрегата.

Хотя торговля восстановленными электродвигателями пошла на спад из‑за значительного повышения стоимости материалов, в частности эмальпровода, делающего восстановление электродвигателей для продажи практически невыгодным, на рынке по‑прежнему появляются электродвигатели после длительного складского хранения, «неликвиды», которые недобросовестные поставщики, восстановив только внешний вид, выдают за новые.

И отдельно нужно отметить развитие у крупных трейдеров так называемых «сборочных производств», которые, в связи с введением высоких ввозных пошлин на двигатели ниже 7,5 кВт (ВОВ 56‑132), выполняют сборку электродвигателей из поставленных из Китая комплектующих.

На фоне тотальной экономии на материалах, приводящей к снижению качества продукции, а также падения грамотности обслуживающего оборудование персонала возникает потребность в дополнительных мерах проверки поставляемых товаров.

С какими же неприятными моментами может столкнуться потребитель?

Электродвигатель может иметь повреждения, полученные при разгрузке/погрузке или транспортировке; не соответствовать заявленному качеству (производитель, тип, значимые характеристики); иметь истекающий или уже истекший гарантийный срок; быть восстановленным; комплектность поставки электродвигателя может быть неполной.

Прежде всего, необходимо знать, что асинхронный электродвигатель – это стандартизированное изделие с заранее заданными техническими свойствами. И чтобы не запутаться в номенклатуре, необходимо использовать некий оценочный критерий, позволяющий систематизировать и структурировать все возможные варианты, облегчить замену и обеспечить унификацию. Таким критерием служит Государственный стандарт России, описывающий требования к электродвигателям, выпускаемым, экспортируемым и потребляемым в масштабах нашей страны и государств бывшего СССР.



Вопросы стандартизации

В проектировании и производстве электродвигателей массовая зависимость примененного количества динамного железа от количества, примененного в обмотке металла, является определяющей: сколько железа и меди, такова и мощность на валу. Другая составляющая – это как разместить железо и медь в ограниченном объеме наиболее эффективно. Эту задачу тоже решает стандарт.
Основными параметрами стандартизации являются:
• мощность и скорость вращения вала двигателя;
• установочные размеры – высота оси вращения вала, геометрические размеры креплений электродвигателя к оборудованию;
• присоединительные размеры – диаметр и длина рабочего конца вала, размеры шпоночного соединения.

Существуют и другие важные стандартизированные параметры: степень защиты IP, климатическое исполнение и категория размещения, исполнение по способу монтажа IM, класс изоляции, значения уровней шума и вибрации, КПД и прочее, относящиеся не только к электродвигателям, а к машиностроению вообще.

Звеном, объединяющим все вышеперечисленные характеристики электродвигателя, является высота оси вращения (ВОВ). Именно эта величина служит определяющей габаритной характеристикой конструкции электродвигателя и дает представление о применяемости мощностного ряда в указанном габарите.

Следующее – упрощенная до одной буквы совокупность установочных размеров (L-long – длинный, M-medium, средний, и S – short – короткий), которая определяет длину станины при заданной ВОВ. Буквами «А» или «В» обозначается длина пакета, которая регулирует мощность в пределах одного размера станины.

Далее следует значение полюсности электрической машины, которое соответствует теоретической скорости вращения вала ротора (2р – 3000 об/мин, 4р – 1500 об/ мин, 6р – 1000 об/мин, 8р – 750 об/мин).

Достаточно знать стандарт, по которому изготовлен электродвигатель, высоту оси вращения вала ротора, букву установочного размера и полюсность электрической машины, чтобы однозначно определить ее мощность, равно как установочные и присоединительные размеры. И соответственно, зная геометрические размеры электрической машины, можно определить ее тип.

Таким образом, чтобы установить соответствие паспорта электродвигателя паспортной табличке, отгрузочной накладной и самому электродвигателю, достаточно иметь под рукой ГОСТ и линейку, а явным поводом для углубленной проверки или отказа в приемке будет обнаружение несоответствий.



Внимание на паспорт

На что еще нужно обратить внимание, проводя приемку электродвигателя? Конечно, это паспортная табличка. Она должна быть расположена на станине электродвигателя и надежно закреплена. На ней указываются важные при приемке данные: производитель – у более ответственных производителей или экспортеров это фирменный знак, название, адрес и телефон, у менее ответственных – просто логотип; стандарт, в соответствии с которым изготовлен электродвигатель, – обычно это полный номер ГОСТа или ТУ; дата изготовления – многие производители не пишут точную дату изготовления (только месяц), поэтому надпись может быть такой: «12.10».

Большое значение при идентификации электродвигателя в случаях разногласий имеет заводской номер. Если он присутствует в отгрузочной накладной, то вам повезло с поставщиком. Отправив запрос изготовителю и указав в нем дату изготовления, заводской номер и тип мотора, всегда можно проверить, действительно ли этот двигатель выпускался на соответствующем предприятии.

В паспорте электродвигателя в обязательном порядке должны быть отражены вышеперечисленные данные. Они могут быть дополнены другими сведениями, но, безусловно, не должны иметь различий с паспортной табличкой.

Проверив паспорт и паспортную табличку, переходим к накладной. Запись о товаре в накладной должна позволять идентифицировать поставляемый товар и соответствовать паспортной табличке и паспорту; в противном случае предъявить претензию будет сложно.



Верь глазам своим

Теперь вернемся к электродвигателю и внимательно на него посмотрим. Паспорт практически всех электродвигателей вложен в клеммную коробку, и, чтобы с ним ознакомиться, нужна отвертка. Открыв ее и вынув паспорт, проверьте крепление вводного устройства: оно должно быть плотным, в наличии должны иметься все резиновые уплотнения и штуцера для подключения кабеля. Рукой проверьте надежность закрепления выводных концов обмотки на клеммнике, наличие маркировки на выводных концах.

Двигатели, имеющие переключение типов «звезда», «тре­угольник», должны поставляться вместе с пластинами для сборки нужного подключения. Если вас устраивает, как подключена обмотка, не забудьте убрать пакетик с пластинками из вводного устройства.

Осмотрите рабочий конец вала. На защитном колпачке не должно быть следов ударов, он не должен быть деформирован, его предназначение – задержать консервационную смазку и тем самым защитить вал от коррозии. Вал двигателя должен свободно вращаться от руки, при вращении не должно быть слышно скрежета, стука, ударов. Под защитным колпачком должна быть шпонка. Вал может иметь незначительный люфт при движении вдоль оси вращения.

Осмотрите подшипниковые щиты на предмет сколов в местах крепления к станине электродвигателя, а также у вала. В месте, где предположительно установлен подшипник, из‑за дефектов сборки или транспортировки возможно появление круговой трещины. На болтах крепления подшипниковых щитов и подшипниковых крышек не должно быть следов от инструмента. На торгующих предприятиях практикуется «перекрутка» щитов под клиента, а это прямое нарушение инструкции по эксплуатации, которое может привести к выходу подшипникового узла из строя и однозначному отказу от гарантийных обязательств. Обратите внимание на целостность масленок и маслопроводных трубок у двигателей большого габарита.

Осмотрите защитный кожух встроенного центробежного вентилятора электродвигателя: он не должен иметь мест прорыва воздухозаборной решетки и вмятин, препятствующих свободному вращению вентилятора. Для осмотра заднего щита кожух придется снять.

Проверьте рым-болт двигателя: он должен быть лишен сгибов и надежно крепиться в станине.

Осмотрите станину двигателя на предмет сколов оребрения. Незначительные сколы не помешают работе двигателя (допустима потеря 10 процентов начальной охлаждающей поверхности), однако, если важна эстетика мотора, нужно взять этот факт на заметку.

Покраска электродвигателя должна быть равномерной и одинаковой на всех деталях. Чтобы проверить, не покрашен ли этот электродвигатель вторично, достаточно снять ножом или отверткой верхний слой краски. Краску следует снимать в углублениях и неровностях деталей электродвигателя.

Если при приемке вы обнаружили какие‑либо дефекты, необходимо оформить это актом. Акт составляется работниками предприятия, имеющими полномочия на такое действие (например, мастер, кладовщик), и утверждается руководством. В акте в свободной форме нужно описать недостатки поставленной продукции, после чего он совместно с претензией заказным письмом с уведомлением отправляется поставщику, а в отгрузочной накладной делается запись о поставке товара ненадлежащего качества. При этом указывается, что составлен акт, и приводятся реквизиты акта.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (167) февраль 2011 года:

  • НЛМК опередил «Северсталь»
    НЛМК опередил «Северсталь»

    ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» выиграло конкурс на право разработки третьего шахтного поля Усинского угольного месторождения в Республике Коми. ...

  • ТГК-14 могут отключить от тепла
    ТГК-14 могут отключить от тепла

    ОАО «ТГК-14» рискует лишиться теплоснабжающего бизнеса в Улан-Удэ. Причина недовольства горожан и местных властей – бесконечные ЧП на городских ТЭЦ, продолжающиеся с начала отопительного сезона. ...

  • Блиц

    Фондовая биржа ММВБ в соответствии с внутренними нормативными актами приостановила с 31 января 2011 года торги в ЗАО «ФБ ММВБ» обыкновенными акциями ОАО «Интер РАО ЕЭС» дополнительного выпуска (государственный регистрационный номер 1‑03‑33498‑E-001D), а также приняла решение о внесении с 3 февраля 2011 года изменения в параметры обыкновенных акций ОАО «Интер РАО ЕЭС» (государственный регистрационный номер выпуска 1&#...

  • Все новации силовой электроники
    Все новации силовой электроники

    ЧТО: VII Международная выставка и конференция «Силовая электроника и энергетика». ГДЕ: Москва, выставочный комплекс «Крокус экспо». СОСТОЯЛОСЬ: 30 ноября – 2 декабря 2010 года. ...

  • Билл Гейтс хочет помочь с реакторами на быстрых нейтронах
    Билл Гейтс хочет помочь с реакторами на быстрых нейтронах

    Американская компания TerraPower, одним из основателей которой является Билл Гейтс, предлагает «Росатому» сотрудничество ­в разработке реактора нового поколения на быстрых нейтронах. ...