16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/167/12578.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (167) февраль 2011 года

Проведение энергоаудита – только начало

Тема номера Ольга МАРИНИЧЕВА

Российский рынок энергоаудита нуждается в принятии жестких «правил игры», позволяющих отсеять мошенников и непрофессионалов.


В противном случае Россию захлестнет волна прокурорских проверок, связанных с проведением фиктивных энергоаудитов и мер по повышению энергоэффекивности, существующих только на бумаге. Так считает Андрей Лазарев, генеральный директор НП СРО «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов».

– Андрей Николаевич, как вы считаете, насколько актуальны вопросы, поставленные в недавнем докладе Министерства экономического развития о практике применения российского законодательства в саморегулируемых организациях? Как соотносятся эти выводы с вопросами, которые беспокоят самих энергоаудиторов и их объединения, стоит ли сделать вывод, что переход рынка энергетических обследований к саморегулированию оказался слишком непродуманным и слишком поспешным?

– На мой взгляд, ситуацию с развитием института саморегулирования в России можно определить с помощью старой доброй пословицы: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». При этом вопросы практического применения закона об энергоэффективности и деятельности энергоаудиторов в новых условиях волнуют не только Минэкономразвития, подготовившее многостраничный доклад о развитии института СРО в России, но и Минэнерго РФ, которое контролирует работу СРО в области энергетических обследований, сами СРО и отдельно взятых участников рынка энергоаудита.

Основные задачи настоящего момента, требующие как можно более быстрого решения, – это принятие усредненных тарифов на проведение энергетического обследования, необходимое для того, чтобы исключить демпинговое ценообразование и игру на понижение. Именно этот вопрос поднимался на последнем заседании координационного научно-технического совета в области энергетических обследований, здесь же была создана и рабочая группа, которой предстоит заниматься разработкой тарифной политики. Разумеется, это должна быть гибкая система тарифообразования, исключающая заведомо абсурдные ситуации – такие, к примеру, когда стоимость энергетического обследования котельной, построенной чуть ли не в тридцатых годах прошлого века, оказывается сопоставимой со стоимостью обследования сверхсовременной, начиненной всевозможными приборами учета и датчиками котельной. С другой стороны, отсутствие системы усредненных тарифов создает не менее абсурдные ситуации – игру на понижение, при которой победителем в тендере на право проведения энергетического обследования становится организация, предлагающая наименьшую цену. Такие ситуации имели место в практике участников нашего СРО. К примеру, в одном из вполне реальных конкурсов на право проведения энергоаудита участвовало более десятка претендентов, при этом максимальная стоимость энергетического обследования оценивалась в 74 миллиона рублей, минимальная – в 3‑4 миллиона.

– Как выглядят другие задачи по упорядочению рынка энергетических обследований, которые необходимо решить в ближайшее время?

– Второй важнейший вопрос – это утверждение правил проверки энергетических паспортов, поступающих на рассмотрение в Минэнерго. Мы надеемся, что решение этой задачи не только упростит работу достойных доверия участников рынка, но и поможет отсеву недобросовестных энергоаудиторов или просто мошенников, предлагающих проведение энергетического аудита за символическую сумму. Нам известны примеры «коммерческих предложений», предлагающих провести энерго­аудит за 10‑12 тысяч рублей без выезда на место, по фотографии, сделанной с помощью тепловизора. Вполне вероятно, что такие «письма счастья» найдут своего потребителя, судя по количеству организаций и предприятий, которые должны пройти обязательное энергетическое обследование, и по особенностям ценообразования в области энергоаудита, о которых упоминалось выше. Вопросы тарифо­образования, критерии проверки и утверждения энергетических паспортов, отсев недобросовестных участников рынка – задачи, которые должны решаться одновременно и как можно скорее, потому что от их решения зависит будущее энергоаудита в России. Или курс на рациональное расходование энергетических ресурсов станет реальностью (к этому есть серьезные предпосылки), или усилия, направленные на достижение этой цели, обернутся валом мошенничеств и необходимостью приступать к решению проблем энергоэффективности по второму кругу.

– На какой стадии находится решение этой задачи в настоящее время? Стоит ли рассчитывать, что заказчики, получившие рекомендации профессионалов-аудиторов, примут их советы как руководство к действию, или же вполне возможно, что в каких‑то ситуациях реальная жизненная практика потребует серьезной корректировки этих рекомендаций?

– Сегодня мы только приступаем к решению задачи по повышению энергоффективности – не только потому, что многие внутренние проблемы энергоаудиторской деятельности еще не решены, но и потому, что проведение энергоаудита является лишь начальной стадией работы по повышению энергоэффективности. Мало определить затраты и потери, найти резервы повышения энергоэффективности, в том числе варианты, выходящие за рамки стандартных и не всегда подходящих к конкретной ситуации решений. Необходимо просчитать еще и сроки окупаемости предлагаемого проекта, и его реалистичность (чаще всего проекты такого рода финансируются в рамках энергосервисных контрактов). При этом может оказаться, что стандартные, широко рекламируемые решения совершенно не подходят для реализации на практике. В этом убедились, в частности, наши волгоградские коллеги, приглашенные к выполнению проекта по модернизации уличного освещения.

Первоначально речь шла о замене обычных уличных светильников с ртутными лампами на светодиодные лампы, но в ходе натурных испытаний выяснилось, что перспективные в будущем светодиодные светильники пока что очень чувствительны к влажности и перепадам температур и при нашем климате могут использоваться исключительно для внутреннего освещения. Да и затраты на дополнительную герметизацию и обслуживание пробной партии светодиодных светильников для уличного применения оказались так высоки, что эффект от экономии электроэнергии в течение пяти-семи лет не покрывает этих затрат.

А наибольшую экономическую и энергоэффективность дает пока использование уличных люминесцентных светильников промышленного назначения – вариант, широко применяемый, к примеру, энергетиками Белоруссии, полностью окупающих свои затраты на замену за полтора года только за счет экономии электроэнергии, без учета сокращения затрат на обслуживание.
МНЕНИЕ

Д. т. н. Валентин КРАСНИК:

– Проработав в электроэнергетике более пятидесяти лет, я стал убежденным консерватором по новым технологиям в этой области.

Новые технологии могут успешно применяться и развиваться, если относятся к сферам энергосбережения, информационным ресурсам, геотермальной, ядерной энергетике, производства высокоэффективного энергетического оборудования и экологии.

За последние десятилетия технологическая база отечественной электроэнергетики постоянно ухудшалась, а сейчас в силу ее коммерциализации пришла в упадок.

Раньше отечественная отрасль была лучшей в мире. На ее основе была создана одна из самых надежных и экономичных в мире уникальная Единая энергетическая система, которая «успешно» разрушена рыночной энергетикой в виде отдельных коммерческих структур. Как следствие, в последние годы зарегистрировано множество аварийных ситуаций, выявляется массовое хищение электроэнергии, обнаруживается катастрофическая нехватка мощностей и деградация отдельных сфер энергетики, таких, например, как электросетевое хозяйство.

Вмешательство экономистов и дилетантов в область электроэнергетики изменило ее суть, превратив решение технических проблем в извлечение дивидендов.

Хочется верить, что придет время, когда мощность перестанет быть товаром и ею перестанут торговать (покупать, продавать, перепродавать, похищать, припрятывать и т. п.), электросетевые компании прекратят быть монополистами и диктовать свои условия во взаимоотношениях с потребителями электроэнергии, ликвидируется коррупция и экономические реформы в электроэнергетике.

Как консерватор я сторонник прежней ЕЭС, прежних правил пользования электроэнергией, а также возвращения электроэнергетики в государственную структуру, с созданием гарантированной базы для обеспечения надежной, экономичной и безопасной работы энергетического оборудования.

Госструктуры вновь станут ответственными за отраслевые катаклизмы, хищения электроэнергии, а также взаимоотношения потребителей с энергоснабжающими организациями. И только тогда термин «Электроэнергетика» в соответствии с ГОСТ 19431 в полной мере будет соответствовать определению: «Раздел энергетики, обеспечивающий электрификацию страны на основе рационального расширения производства и использования электрической энергии».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (167) февраль 2011 года:

  • Светодиод шагает по стране
    Светодиод шагает по стране

    ЧТО: Международная выставка светодиодных решений, чипов и оборудования для их производства LEDTechExpo-2011 (в рамках форума электронной промышленности в России и Восточной Европе). ГДЕ: Москва, выставочный комплекс «Крокус экспо». КОГДА: 19–21 апреля 2011 года....

  • Холода подогрели энергетиков
    Холода подогрели энергетиков

    Холодная зима 2009‑2010 года и рост потребления пара промышленными потребителями пошли на пользу генерирующим компаниям КЭС-Холдинга. ...

  • Атомщикам и гидроэнергетикам дали гарантии
    Атомщикам и гидроэнергетикам дали гарантии

    Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33 ФЗ «Об электроэнергетике» и статью 11 ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период». ...

  • ФСК пошла на мировую
    ФСК пошла на мировую

    ФСК ЕЭС заявила о намерении заключить мировое соглашение по иску о задолженности с ОАО «Кубаньэнерго». ...

  • Верховная Рада ратифицировала соглашение по Хмельницкой АЭС
    Верховная Рада ратифицировала соглашение по Хмельницкой АЭС

    Верховная Рада Украины ратифицировала соглашение между кабинетом министров Украины и правительством РФ о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС. Соглашением предусмотрено, что стороны осуществляют сотрудничество в проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС на основе применения существующих конструкций с реакторными установками типа В...