16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/165/12521.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (165-166) январь 2011 года

Что ждет энергетику, когда придёт ВТО?

Первая полоса Ольга МАРИНИЧЕВА

Россия готовится к вступлению в ВТО. В центре внимания заинтересованных сторон – вероятные последствия этого решения для экономики России в целом и конкретных отраслей.

Какие перспективы ждут в свете присоединения к ВТО российскую энергетику, в том числе ее «экспортные» отрасли? На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечает директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор кафедры торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский.

– Судя по недавнему заявлению министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, Россия может стать полноправным членом ВТО уже во второй половине 2011 года. Реальны ли эти ожидания?

– Такая возможность действительно существует, но эксперты, к числу которых относится и ваш покорный слуга, предпочитают не давать точных прогнозов на этот счет. Будет реализована эта возможность или нет, покажет время. Дело в том, что прогнозы относительно года вступления в ВТО пересматривались много раз, так что пытаться искать ответ на этот вопрос раньше времени просто не стоит.

К настоящему времени Россия завершила работу по присоединению к ВТО на 90 процентов. Остались отдельные частные вопросы – такие, как переговоры относительно уровня поддержки сельского хозяйства, а также вопросы, связанные с активизацией идеи таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Создание таможенного союза требует переработки большого массива документов, но сегодня эта задача решена примерно наполовину. Как показывает опыт работы, оставшиеся задачи могут быть решены в течение 3‑4 месяцев, так что вступление России в ВТО до конца года, как сказано выше, –
перспектива вполне реальная.

– Есть мнение, что России следовало бы последовать примеру Китая, также ставшего членом ВТО: Китаю потребовалось немало времени, чтобы добиться вступления, но удалось выторговать выгодные условия.

– Приведенное вами утверждение соответствует действительности ровно наполовину. Китай действительно долго готовился к вступлению в ВТО, но нельзя сказать, что ему удалось добиться исключительно благоприятных условий. Достаточно напомнить, что Китай вступил в ВТО без статуса рыночной экономики, что предполагает множество торговых ограничений. Нашей стране предстоит вступить в ВТО на более благоприятных условиях.

– «Вступление в ВТО не приведет к повышению энерготарифов, мы точно не получим установленную кем‑то сверху планку», – заявил министр энергетики Сергей Шматко. Значит ли это, что вопрос повышения внутренних цен на энергоносители снят с повестки дня?

– Действительно, этот вопрос выдвигался в ходе переговоров, но в конечном счете российской стороне удалось отстоять свою позицию и отказаться от принятия этого обязательства. Так что сегодня можно уверенно сказать, что повышение цен на энергоносители если и будет происходить, то, прежде всего, в силу внутрироссийских причин. Единственное обязательство «энергетического» характера связано с «Газпромом», который должен работать в рыночных условиях, повышая прозрачность бизнеса, состояния активов и так далее. Сегодня, как известно, «Газпром» остается одной из самых закрытых российских компаний.

– Обсуждение последствий вступления России в ВТО неизбежно переходит на попытки спрогнозировать будущее конкретных отраслей. Как оно скажется на энергетике, энергомашиностроении?

– На самом деле вступление в ВТО – не самый важный фактор, влияющий на положение дел в российской энергетике, в том числе и в ее «экспортных» отраслях. Возьмем, к примеру, такие важные для бюджета страны отрасли, как экспорт газа и нефти. Здесь многое будет зависеть от ситуации на рынке сжиженного газа и других «альтернатив», от политических факторов, от рыночной конъюнктуры. Другой вопрос, что членство в ВТО меняет отношение к стране – участнице международного разделения труда, воспринимается как доказательство надежности партнера, позволяет участвовать в выработке общих правил игры.

Что касается энергетического машиностроения, то для него значение будет иметь постепенный пересмотр таможенных пошлин. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных пошлин на промышленные товары изменится с 10 процентов при присоединении до 7 процентов по завершении переходного периода. При этом снижение пошлин коснется преимущественно комплектующих, а также оборудования, которое не производится в России. По большому счету такая политика соответствует интересам наших производителей, которые говорят: «снизьте пошлины на уникальное оборудование, и мы дадим вам качественную продукцию». Снижение пошлин на конечную продукцию будет сравнительно небольшим.

Кроме того, не стоит забывать о необходимом для адаптации российской экономики переходном периоде продолжительностью от трех до семи лет, предусмотренном после завершения процедур по присоединению к ВТО. Наиболее продолжительный переходный период будет установлен для отраслей, особенно чувствительных к открытию торговых границ, – таких, как производство легковых автомобилей, гражданское самолетостроение. Для большинства отраслей переходный период будет составлять от трех до пяти лет.

Что касается будущего совместных предприятий, то оно зависит от внутреннего делового климата страны – мягко говоря, не самого благоприятного на сегодняшний день в России. С этой точки зрения вступление в ВТО, предусматривающее приоритет международных правовых норм и адаптацию российских стандартов ведения бизнеса к международным, следует расценивать как положительный фактор. Другие болезненные проблемы касаются защиты интеллектуальной собственности, реформирования системы технического регулирования в России. Мы очень медленно принимаем техрегламенты, хотя активная работа в этом направлении должна была начаться еще в 2003 году, после принятия нового Закона о техническом регулировании. Но это обстоятельство ни в коей мере не будет задерживать наше присоединение к ВТО, об этом говорил и президент Дмитрий Медведев.

Впрочем, наши иностранные партнеры тоже понимают, что проблема принятия новых технических регламентов или проблема пиратства настолько болезненны и глубоки, что их просто невозможно решить методом кавалерийского наскока или с помощью силовых мер.

Другое дело, что решать эти вопросы все равно придется. Есть такое мнение, что отказ от вступления в ВТО позволит отказаться от той же реформы системы технического регулирования, от принятия новых технических стандартов. Это глубокое заблуждение! Такая политика возможна только в том случае, если мы пожелаем построить совершенно самодостаточную экономику, огородиться от остального мира железным занавесом. Но если наши предприятия намерены действовать на мировом рынке, участвовать в международном разделении труда, реформировать наши внутренние правила просто необходимо.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (165-166) январь 2011 года:

  • Запущен первый агрегат Камбаратинской ГЭС-2
    Запущен первый агрегат Камбаратинской ГЭС-2

    Состоялась торжественная церемония запуска первого гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 мощностью 120 мегаватт. На церемонии присутствовала президент Киргизии Роза Отунбаева, которая отметила историческую значимость данного события для республики. ...

  • Что такое стропы и зачем они нужны?
    Что такое стропы и зачем они нужны?

    Строп – это простейшее грузозахватное приспособление, в общем случае имеющее вид каната, троса или цепи с крюком либо петлей на обоих концах и предназначенное для надежного захвата груза в целях его дальнейшего перемещения. Иногда стропы используют для обхвата грузов сложной формы. Помимо обычных строп имеются также автостропы – специальные грузозахваты, применяемые в процессе такелажа груза в критичных местах, а также при погрузке-разг...

  • России суждено стать одним из важнейших рынков
    России суждено стать одним из важнейших рынков

    Сантту Хулкконен – исполнительный директор проекта Cleantech Finland, объединяющего топ-компании Финляндии, работающие в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Наша газета поинтересовалась у него, в чем заключаются особенности деятельности этой организации и каковы ее планы в России. ...

  • Газопровод присоединили к сетям

    Филиал МРСК Северо-Запада ввел в эксплуатацию подстанцию 35/10 кВ «Шексна-Газ» в Шекснинском районе Вологодской области. ...

  • Новый уровень безопасности

    «Сарансккабель» вышел на новый уровень безопасности огнестойких кабелей. ...