16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/152/11798.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (152) июнь 2010 года

Новые правила подтверждения соответствия топлива требованиям технического регламента

В феврале 2008 года Правительством РФ был принят «Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», который предусматривает введение на территории РФ европейских стандартов качества, предъявляемых к топливу, основные правила подтверждения соответствия выпускаемого топлива и сроки перехода. Данный закон претерпел немало видоизменений и в очередной раз в него были внесены поправки. В первой редакции закона предполагалось вступление евростандартов на территории РФ уже с 1 января 2010 г., что неумолимо привело бы страну к нефтяному кризису, а многочисленные НПЗ – к краху, поскольку несовершенное оборудование требовало бы существенной модернизации в короткие сроки. Таким образом, сроки перехода на евростандарты в очередной раз были пересмотрены: срок введения стандарта евро-3 – с 1 января 2011 года, а евро-4 – с 1 января 2012-го.

Требования к безопасности и документальное сопровождение продукции

В принятом техрегламенте установлены требования соответствия стандартам для всех видов топлива, которые уже находятся в производстве или готовятся к выпуску. Исключение составляет продукция, производимая для общегосударственных нужд или по госзаказу. Это не означает, что топливо, выпускаемое по стандартам, установленным ранее (в частности, по содержанию октанового и цетанового чисел, по показателю массовой доли серы), закон запрещает к производству. Его выпуск, наряду с выпуском топлива, соответствующего требованиям, может производиться в течение трех лет, но при условии соответствия его остальных показателей требованиям регламента.

Ко всем видам топлива предъявляются единые требования безопасности:
• Отсутствие металлосодержащих присадок;
• Допустимо наличие красителей, кроме зеленого и голубого цвета, а также веществ – меток. Содержание в авиационном топливе с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 красителя голубого цвета возможно;
• Разрешено содержание присадок и иных поверхностно – активных химических веществ в количестве и пределах, не ухудшающих свойств топлива;
• Предусмотрена обязанность продавца на указание в сопроводительных документах, в паспорте качества и в массовой рекламе марки топлива и экологического класса техники, для которой предусмотрено использование того или иного вида топлива;
• Для автомобильного и дизельного топлива обязательно указание на наличие или отсутствие присадок: в первом случае, необходимы сведения о наименовании присадки, её свойствах и процентном отношении к объему;
• В топочном мазуте недопустимо содержание сероводорода и летучих меркаптанов;
• Разрешено в авиационном бензине содержание тетраэтилсвинца;
• Строго регламентирована сфера использования авиационного бензина, его применение допустимо только в летательных аппаратах и для иных целей запрещено;
• Устанавливается температура начала кристаллизации для топлива в реактивных двигателях в условиях арктического климата не выше минус 60 градусов Цельсия;
• Допустима реализация топлива для реактивных двигателей с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 38 градусов Цельсия.

Для каждой партии продукции, исключая розничную торговлю, необходимо оформить паспорт, в котором нужно обязательно указать следующую информацию: наименование и марку продукции; данные изготовителя (или продавца) продукции: адрес, телефон, реквизиты банка и т.д.; законодательно установленные показатели для того или иного вида топлива и фактическое значение этих показателей, выявленные в результате испытаний; сведения об отборе проб: дата, номер резервуара (или партии), из которого производился отбор; дату выработки продукции; дату производства анализа продукции; информацию о наличии, либо отсутствии в продукте содержания присадок, в первом случае необходимо указать наименование присадки.

Составленный по всем правилам паспорт качества продукции подписывается либо руководителем предприятия, либо лицом, уполномоченным на это, и удостоверяется печатью.

Если при продаже продукции покупатель требует предоставить ему паспорт качества на топливо, это необходимо сделать в обязательном порядке, так как данная обязанность налагается законом. Кроме паспорта это может быть другой документ, в котором содержатся сведения:
а) о наименовании продукции и ее назначении;
б) сведения о нормативно – правовых актах, подтверждающих соответствие данной продукции;
в) данные об изготовителе: наименование, местонахождение, страна – производитель, реквизиты продавца;
г) номер партии реализуемой продукции;
д) для продукции в таре – масса нетто;
е) информацию о наличии (наименование, массовая доля, цели применения), либо отсутствии присадок;
ж) знаки, свидетельствующие о классе опасности продукции;
з) информацию о сертификате или декларации соответствия;
и) информацию по безопасному хранению, транспортировке, реализации, применении и утилизации продукции.

Полный список нормативно-правовых актов, устанавливающих правила осуществления обязательного подтверждения соответствия продукции содержится в Письме Ростехрегулирования от 24.04.2009 N СП-101-32/2436.



Формы осуществления оценки продукции относительно установленных стандартов

Процедура соответствия продукции осуществляется двумя способами: в форме обязательного подтверждения соответствия – для продукции, готовящейся к выпуску на территории РФ; в форме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламента – для продукции, уже выпускаемой на территории РФ. Для продукции, ввозимой на территорию РФ, процедура подтверждения соответствия является обязательной. В этом случае она осуществляется по заявлению продавца, на которого по закону возлагаются функции иностранного изготовителя. В частности, он обязан обеспечить соответствие продукции нормам, установленным техрегламентом, и несет полную ответственность за её несоответствие.

Заявителем в процедуре обязательного подтверждения соответствия является изготовитель, либо продавец товара.

Техрегламент предусматривает две формы обязательного подтверждения соответствия, они основываются на способе изготовления топлива: декларирование и обязательную сертификацию.

Декларирование осуществляется в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива, произведенных в результате переработки углеводородсодержащего сырья. В этом случае необходимо предъявить сведения, которые были получены в процессе проведения испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

Чтобы правильно задекларировать продукцию, производителю нужно:
1. подготовить требуемую техническую документацию: паспорт качества продукции; документ, содержащий сведения об аккредитации лаборатории; акт отбора проб.
2. предоставить образец продукции в независимую аккредитованную испытательную лабораторию для проведения испытаний;
3. принять декларацию о соответствии продукции установленным стандартам техрегламента.
4. Для подтверждения соответствия топочного мазута и судового топлива новым стандартам применяется такая же форма декларирования. Она осуществляется заявителем, т.е. продавцом или изготовителем продукции, опираясь на собственные доказательства, а именно, на основании сведений технической документации (паспорта качества продукции, документов об условиях хранения и транспортировки), результатов исследований, испытаний и измерений, полученных самостоятельно, и (или) сертификата соответствия продукции.

Декларация о соответствии действительна в течение трех лет. Срок действия документа, содержащего сведения о результатах проведенных исследований (испытаний) образца продукции аккредитованной лабораторией, необходимых для государственной регистрации декларации о соответствии, составляет 1 месяц с момента выдачи.

Если организационно – правовая форма предприятия в течение срока действия декларации была изменена, или в случае внесения изменений в сопроводительную документацию к продукции, в состав продукции или в технологический процесс, то необходимо пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия заново.

Обязательная сертификация осуществляется в отношении продукции, произведенной в результате смешивания нефтепродуктов, и в том случае, если продукция содержит присадки любого происхождения. В этом случае так же, как и при декларировании, нужно будет предоставить сведения, полученные в процессе проведения испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но кроме этого следует предоставить данные инспекционного контроля сертифицированной продукции.

Чтобы пройти процедуру обязательной сертификации необходимо сделать следующее:
1. отобрать образцы продукции для процедуры идентификации продукции;
2. независимая аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проведет испытания отобранного образца продукции;
3. получить на руки решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия продукции по результатам проведенных испытаний;
4. если будет принято заключение в пользу положительного решения вопроса – Вам выдадут сертификат соответствия, который будет действовать 3 года;
5. орган сертификации продукции имеет право осуществлять инспекционный контроль в течение срока действия сертификата и принимать меры в установленном законом порядке;
6. осуществление деятельности в отведенный законом срок – 3 года, по устранению несоответствия продукции установленным требованиям или в результате неверного применения знака обращения.

Следует помнить, что для каждой марки продукции предусмотрена отдельная процедура сертификации, поэтому при процедуре сертификации продукции в целом или отдельной её партии порядок действий будет одинаковым.

Для изготовителей авиационного топлива и топлива для реактивных двигателей есть вариант выбора одного из способов обязательной сертификации. Это может быть либо сертификация с проведением испытаний образца продукции, либо инспекционный контроль за уже сертифицированной продукцией, либо с помощью сертификации одной партии продукции.

Сертификат соответствия, равно как и декларация о соответствии, выдается на срок – 3 года.



Что понимают под «идентификацией» продукции

Необходимо пройти процедуру идентификации, если в сведениях о конкретной продукции содержится недостаточно информации, или требуется подтверждение факта её достоверности, а также при процедуре оценки соответствия.

Для этого надо обратиться в один из органов, уполномоченных на проведение идентификации, и предоставить всю техническую документацию на выпускаемое топливо, таковыми органами являются:
• Органы, осуществляющие сертификацию продукции, – при процедуре сертификации;
• Органы федеральной исполнительной власти – в процессе реализации функций по контролю и надзору в рамках своих полномочий;
• Другие органы и организации – в порядке и случаях, установленных законом.

При процедуре идентификации сертифицирующими органами будут проводиться следующие мероприятия:
• Анализ и проверка поданной технической документации;
• Осмотр продукции;
• Проведение испытаний изъятого образца продукции.

В процессе идентификации полномочным органом производится описание продукции, оно основывается на нормативно – правовых актах исполнительных органов федеральной власти, где перечислен перечень основных характеристик продукции для более четкого составления описания. Это могут быть ярлыки, артикулы, этикетки, стандарты, ТУ, договоры и спецификации, и т.д. В частности, по Распоряжению Правительства N 1191-р от 19 августа 2009 г. был утвержден «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

По результатам процедуры идентификации, орган, осуществляющий её, выносит заключение. Форма такого заключения устанавливается самим органом по сертификации.

Контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента проводить имеют право следующие органы:
• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – надзор за соблюдением соответствия техрегламенту всех видов топлива, кроме авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей. Их работа основывается на положениях приказа N 2804 от 1 сентября 2008 г. «Об утверждении перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента N 118 от 27 февраля 2008 г. "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»;
• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (руководствуясь положениями Воздушного кодекса РФ) – надзор за соблюдением соответствия техрегламенту авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.

Деятельность контролирующих органов осуществляется в строгом соответствии с нормами, предписанными Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".



Сроки выпуска и нахождения в обороте продукции в соответствии с ранее установленными стандартами

Принятый техрегламент не запрещает изготовителям производить выпуск продукции по ранее установленным стандартам, а лишь устанавливает определенные сроки для каждого конкретного вида топлива:

Для автомобильного бензина:
класс 2 - до 31 декабря 2010 г.;
класс 3 - до 31 декабря 2011 г.;
класс 4 - до 31 декабря 2014 г.;
класс 5 - в течение неограниченного срока.

Для дизельного топлива:
класс 2 и класс 3 - до 31 декабря 2011 г.;
класс 4 - до 31 декабря 2014 г.;
класс 5 – в течение неограниченного срока.

Для судового топлива с показателем массовой доли серы:
с массовой долей серы не более 3,5 процента - до 31 декабря 2010 г.;
с массовой долей серы не более 2 процентов - до 31 декабря 2012 г.;
с массовой долей серы не более 1,5 процента - с 1 января 2013 г.

В отношении топлива, произведенного до 1 января 2009 г., устанавливается срок его выпуска и продажи в течение пяти лет с момента вступления в силу нового техрегламента. Если на топливо были выданы документы ещё до принятия данного техрегламента, и они подтверждают его соответствие, то такие документы считаются действительными вплоть до окончания срока своего действия.

Лица, признанные по суду виновными в нарушении положений настоящего регламента, будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.


По материалам сайта независимой экспертной компании "НОВОТЕСТ"

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (152) июнь 2010 года: