16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/152/11788.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (152) июнь 2010 года

В энергетики пойду, может быть, научат, или Как укрепить интеллект отрасли?

Энергетика: генерация Подготовила Ирина КРИВОШАПКА

Начало читайте в номере 11 (151).

Инженерное отраслевое образование базируется на знании технических вопросов. По мнению специалистов, проще хорошего «технаря» научить экономике, чем экономиста – техническим дисциплинам.

К сожалению, обратный подход иногда приводит к тяжелым последствиям, когда, допустим, дипломированный экономист начнет руководить заводом или производственным предприятием: толку от такого директора будет мало, если, помимо диплома, он не владеет практическим опытом. Но даже этого будет недостаточно для того, кого ищут сейчас работодатели и кто готов откликнуться на горячую вакансию.

О том, кто работает в нынешней энергетике, кто покидает ее в пользу других специальностей и кто все еще нужен отрасли, рассуждали участники научно-практической конференции «Энергетика и образование: модернизация и кадры», прошедшей в рамках выставки «Энергетика и электротехника» при организационной поддержке ВО «Ленэкспо», Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», НОУ УМИТЦ (негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический инженерно-технический центр».



Фундамент должен быть техническим

Специалисты утверждают: если абитуриент при выборе вуза связывает дальнейшую трудовую деятельность с инженерными отраслями, базовым образованием должно быть техническое, на которое впоследствии можно самостоятельно «надстроить» дополнительные профессиональные ступени – экономическую, юридическую, финансовую и даже гуманитарную. Только так инженер станет универсальным сотрудником практически для любой компании, что уже сейчас, в условиях кризиса очень важно.
Директор компании Head­Hunter в Санкт-Петербурге Юлия Сахарова рассказала о том, что НН провел ряд исследований спроса и предложений на российском рынке труда, начиная с первых месяцев кризиса. Специалисты кадровой структуры сделали любопытные выводы, в частности, что кризис помог нашим молодым соотечественникам определиться с вопросом: кем они хотят работать?

– По количеству обратившихся на сайт мы отметили снижение спроса на вакансии гуманитарных специальностей и повышение интереса к техническому образованию и профессиям, – рассказала госпожа Сахарова, отметив, что только эти позитивные тенденции вряд ли существенно улучшат ситуацию в отраслевом образовании. Проблема, по мнению представителя кадровой структуры, кроется гораздо глубже.

– Довольны ли вы качеством знаний выпускников школ, ваших детей, в частности? – задала она риторический вопрос. – Очевидно, нет. Поэтому как мы можем быть удовлетворены объемом и качеством знаний специалистов-энергетиков, если они еще в школе недополучают необходимые сведения по математике и физике, в связи с чем потом часто идут в гуманитарии, не являясь таковыми по призванию. Таким образом, я считаю, что необходимо пересмотреть не только связь высшей школы и дальнейшей трудовой деятельности молодого специалиста, но и то, какую базу он получил в средней школе.

Что касается предложений рынка, то за последние два года идет хоть небольшое, но увеличение количества вакансий для специалистов энергетики. Но в данном случае сказался не кризис, а то, что в энергетике сокращения персонала начались намного позднее, чем в других отраслях, которые мгновенно ощутили на себе влияние мирового кризиса.

– Графики вакансий в энергетическом секторе не похожи на другие сферы, – отметила Юлия Сахарова. – Рынок специалистов в области энергетики недостаточно ярко реагировал на ситуацию 2008‑2009 годов. И, кстати, до мая 2009 года на нашем портале зафиксировано снижение количества входящих резюме энергетиков, тогда как в других отраслях спрос намного превышал предложение: по 200‑300 процентов резюме регистрировались в разделах коммерческих директоров, бухгалтеров и экономистов.

Количество откликов на вакансию в энергетике тоже было небольшим, и также только в энергетике. Если в других профессиональных областях число откликов достигало 300, в энергетике они ограничивались 35‑50 обращениями на имеющиеся вакансии. Учитывая то, что приемлемым индексом соотношения количества входящих вакансий к количеству резюме считается 1,2‑2, когда, грубо говоря, на одну входящую вакансию приходит два резюме и это создает хотя бы минимальную конкуренцию, в 2008 году в энергетической сфере индекс был 0,8‑0,5. Это значит, что на отраслевом рынке труда существует резкий дефицит кадров, и эта ситуация пугает экспертов.

С другой стороны, работодатели тоже стали более тщательно относиться к выбору работников. Почти половина компаний хотят увеличить штат, при этом не намерены повышать зарплаты сотрудникам, ограничиваясь лишь легким или единичным повышением денежной компенсации труда.



От бедности знаний – к старости кадров

Энергетика заметно отличается от других отраслей, кадровый вопрос в этой сфере – тоже свое-образен. К сожалению, считают эксперты, пиар технических профессий в энергетике очень слабо развит – отрасль держится в основном за счет старых кадров, новые специалисты идут в эту сферу неохотно. Статистика это наглядно подтверждает.

По мнению доцента кафедры «Управление человеческими ресурсами в энергетике» Санкт-Петербургского института повышения квалификации (ПЭИПК) Натальи Панковой, в электроэнергетике работает около двух миллионов человек, большая часть которых рабочие – 62 процента, специалисты – 22 процента, руководители среднего звена –14 процентов, руководители высшего звена и служащие – по одному проценту.

– Основная проблема сегодняшней энергетики – кадровое старение: в настоящее время 35 процентов работников отраслевых предприятий составляют люди в возрасте 46‑55 лет, 27 процентов – специалисты 36‑45 лет, 23 процента – 26‑35 лет, 8 процентов – старше 55 лет и лишь 7 процентов – работники в возрасте до 25 лет, – сказала госпожа Панкова. – На сегодняшний день в отрасли действительно высок кадровый дефицит: в текущем году предприятиям энергетики необходимы 20  500 специалистов с высшим образованием, 20  430 – со средним, 27  200 – с начальным профессиональным.

– Ресурсы страны – это политическая черта, а не экономическая, – продолжила Панкова. – Энергетика – стратегическая отрасль, но именно она самая емкая по персоналу – в российской энергетике работает около 2 миллионов человек. Для сравнения: в бюджетных сферах служат 25 миллионов человек. Хотя по многообразию специальностей энергетика претендует на одно из первых мест: в нашей стране 6 тысяч профессий, из них 2 тысячи относятся только к энергетике.

На сегодняшний день отрасль ощущает нехватку 68 тысяч специалистов, куда входят и выпускники вузов, и неработающие люди. Проблема в том, что работодатели не всегда с легкостью готовы взять молодого сотрудника, учить его практике и передать имеющийся опыт. И потом, говорят эксперты кадровой сферы, не стоит забывать, что квалификация начинается со школьных знаний.

– Мы не удовлетворены уровнем знаний нынешних школьников, – рассказала Наталья Панкова. – Наглядным примером служит международная олимпиада, в которой российские школьники участвуют с 2001 года. На одном из этапов, помню, учащиеся должны были применить теоретические знания на практике, не просто формально озвучив правила, а предоставив решения реального задания. Так вот, наши ребята не могли правильно решить простую задачу: «Корабль стоит у берега, с борта спущен трап, ширина шага трапа 50 сантиметров, скоро начнется прилив и вода условно поднимется на 4 метра. Сколько шагов трапа будет затоплено?» На олимпиаде эту задачу решили лишь 6 процентов учащихся. Ее же задали десятиклассникам на ежегодном конкурсе «Учитель года», и только один ученик решил верно. Это говорит о том, что наши дети знают теорию без практики. Разница в том, что дает школа и спрашивает потом технический вуз, огромна. Поэтому и сейчас наши дети считают, что в техническом вузе учиться трудно, и поступают на гуманитарные факультеты.



Энергоаудит – модная профессия

Серьезной проблемой выбора профессии является и отсутствие системы профессиональной ориентации для школьников и выпускников – они попросту не знают, что входит в функции того или иного технического специалиста. Хотя и сами работодатели тоже не всегда четко представляют себе должностные обязанности сотрудника, поэтому и не могут в поисках нужного работника четко сформулировать свой запрос в кадровые службы и учебные заведения. О том, какие специалисты есть на местах, чем они владеют, чего им не хватает, может определить аудиторская проверка кадровой сферы предприятия. Учитывая разработанное Минэнерго требование об обязательном энергоаудите предприятия, кадровый вопрос тоже включен в энергетические проблемы, ведь модернизируя отрасль, нужно готовить и кадровый состав, который займется нововведениями.

– 261‑й закон серьезно определяет большое количество мероприятий, планируемых в области энергоэффективности, и одно из этих мероприятий – энергоаудит, – отметил председатель совета СРО НП «Энергосбережение, энергоэффективность, энергобезопасность», член совета «Региональные опоры России» Виталий Млынчик. – Заниматься исследованиями, выдавать технические паспорта и подводить итоги энергоаудита имеют право только компании, имеющие допуск специального СРО, работающего в этой сфере. Мы представляем такую организацию. В свою очередь, саморегулируемая организация должна включать в свой состав специально подготовленных аудиторов: четырех специалистов из аккредитованных при Минэнерго учебных заведений – Петербургского энергетического института повышения квалификации, Санкт-Петербургского электротехнического университета «ЛЭТИ», Горного института и одной из архитектурных мастерских Санкт-Петербурга. Отмечу, что специалистов, занимающихся энергоаудитом, сейчас очень нелегко найти. До сих пор в городе работали три-пять компаний, имеющих опыт энергоаудиторской деятельности. Но они вряд ли справятся с предстоящим объемом работы – в северной столице 40 тысяч объектов подлежит аудиту. Работа очень интересная, и для молодежи она станет увлекательной темой. Я бы посоветовал кадровым агентствам обратить внимание на поиск специалистов по энергоаудиту – мы сейчас охотимся за такими кадрами.



Из ТЮЗа в электрохозяйство

Энергетика – стабильная отрасль, ее функционирование организовано по правилам, поэтому и образование должно быть упорядочено в рамках этих правил. По мнению участников конференции, дополнительное образование и повышение квалификации работников энергетики также складываются из разных составляющих и носят постоянный характер.

– В российских вузах работают факультеты дополнительного профессионального образования, которые готовят уже работающих специалистов для последующей аттестации на предприятиях в качестве специалиста более высокого ранга, – рассказала директор Учебно-методического инженерно-технического центра (НОУ ДПО УМИТЦ, Санкт-Петербург) Светлана Мосунова. – Аттестация, повышение квалификации, обучение с опережением – все это проводится в рамках тех должностных обязанностей, которые возлагаются на специалиста и позволяют подготовить специалиста к посткризисному периоду, оптимизировать организационную структуру предприятия и снять напряженность на рынке труда. В 2009 году на уровне обучения с опережением мы обучили и выпустили целую группу проектировщиков. Повышение квалификации – это не только курсы, но и семинары, конференции, все, что дает специалисту возможность получить новую информацию. И это инвестиции в будущих грамотных специалистов компании. Например, в прошлом году к нам пришел бывший актер ТЮЗа поступать в группу по специальности «Ответственный за электрохозяйство». Сегодня этот человек руководит электротехнической лабораторией, имея пятую группу по энергобезопасности.

Ему, несомненно, повезло с трудоустройством, он хотел быть энергетиком и знал, что необходимо для получения должности, – в данном случае интересы работодателя и соискателя совпали. Но так бывает не всегда, чаще всего – наоборот, когда работодатель рад взять специалиста, а он, напротив, отказывается.

– Делая вывод из того, что сказали коллеги, отмечу две главные проблемы на кадровом рынке нашей страны: трудоустройство студентов и профессионально-техническое образование в электроэнергетике, – от лица работодателей высказала некоторые претензии руководитель проекта по оценке и развитию персонала ОАО «Ленэнерго» Арина Гороховская. – Однако, во‑первых, работодатели со мной согласятся, что трудоустроиться студентам можно, если бы не одно «но». Большинство вакансий относится не к управляющему, исполнительному аппарату, а чаще всего находятся в удаленных территориальных управлениях или соответствуют рабочим специальностям. Выпускники, заканчивая вузы и понимающие, зачем они пришли в профессию, будут готовы занять эти позиции. Они не станут говорить: «Я не поеду в Гатчину, потому что хочу работать в центральном офисе в Петербурге».

Вторая претензия относится к повышению уровня образования. Действительно, спасибо нашим партнерам-вузам, подготовившим большинство специалистов «Лен-энерго», – их знания полностью удовлетворяют уровню повышения квалификации сотрудников. Чего абсолютно точно мы не можем отследить – это краткосрочного образования, повышающего управленческие компетенции нашего руководства, в частности средний менеджмент. Наши партнеры, которые дают нам техническое образование, не могут предоставить образование для менеджеров. Не тот менеджмент нам нужен. После проведения оценочных мероприятий, определяющих уровень компетенции вновь подготовленных руководителей в наших партнерских вузах, мы выяснили, что рыночные условия требуют гораздо большего уровня знаний. Когда мы стали анализировать причины, оказалось, что гораздо эффективнее получать образование лекционно, на уровне тренингов, интерактивно – краткосрочно и эффективно. Тогда как у наших кадровых партнеров такие программы, к сожалению, отсутствуют.

Мы ищем тренеров, но пока наблюдаем такую картину: специалист проводит тренинговые курсы в «марсе-сникерсе», потом – в МТС, потом приходит к нам. Нам хотелось бы чего‑то более специализированного.



Профнепригодность и стандарты: есть ли связь?

Российское образование в целом и отраслевое в частности – спорная тема. Количество вузов растет, а уровень подготовки выпускников падает. Следовательно, количество не переходит в качество. Профессор, шеф-консультант ООО «Аймэнс» (Imans) Николай Григорьев считает, что низкий уровень квалификации – тема относительная и главные кадровые проблемы кроются совсем не в образовании:

– Известно, что Россия по качеству образования находится на 38-м месте. Тем не менее у Билла Гейтса в штате Microsoft работают 50 российских сотрудников. Получается, проблема не в уровне знаний, а в том, кого мы принимаем. Приведу данные исследования абитуриентов Морской академии им. Макарова. По оценкам физического состояния – 30‑40 процентов молодых людей негодны для службы в армии, из 600 подавших заявления кандидатов выявлено 400 случаев патологий по здоровью. Вербальный интеллект ниже нормы – молодые люди не всегда понимают, о чем с ними говорят. Общая осведомленность – 30 процентов ниже нормы. В учебных заведениях программы отстают на десятилетия, учебники – на 5‑7 лет. Большинство преподавателей учат тому, что было актуальным несколько лет назад. Решили вводить новые технологии, стандарты, а, на мой взгляд, в образовании нельзя применять стандарты.

Что такое инновационные образовательные технологии? Это методики. Вводят стандарт – качество образование падает. Коллега в своем выступлении представила задачу про трап. Нужно же понимать, что в ответе значение нулевым будет, ведь судно поднимается вместе с трапом. Что получается? Мы не справляемся с заданием, потому что не владеем элементарным представлением, как их решить. Это похоже на то, как человеку дали костыль и сказали: «Это шест. С ним ты должен взять высоту в 5 метров». По поводу инновационных образовательных технологий я сошлюсь на слова одного профессора, который говорил: «Что бы вы ни делали, хмырь с мелом у доски всегда останется». Стандарты и программы не создают специалистов, их создают заинтересованные стороны – учащиеся, преподаватели, компании. Но реальность выглядит иначе: желания соискателей на рынке труда сходятся на том, что сейчас демонстрируют телесериалы, – красивая жизнь-офис-ресторан. А что предлагают работодатели? Надеть робу и идти в рабочие. Возможно, поэтому текучесть кадров очень высокая – 70 процентов наших соотечественников работают не по своей специальности, примерно столько же не готовы работать больше положенного, золотой фонд кадрового потенциала – это люди 35‑40 лет. Надеюсь, энергетики обратят внимание на это, – резюмировал господин Григорьев.

Кадровая проблема свойственна не только энергетике, но и другим отраслям. И если в каких‑то сферах на недостатки образования и квалификации специалиста можно закрыть глаза с надеждой на постепенное повышение уровня интеллекта работника, то в стратегически значимой энергетике это грозит серьезными последствиями. Нельзя допустить того, чтобы технически слабая отрасль разваливалась еще и интеллектуально. Готовая к полному обновлению отрасль нуждается в таком же новом кадровом составе, который доведет до конца ближайшие реформы и запланирует следующие.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (152) июнь 2010 года:

  • Не всегда на виду: важные составляющие сантехники в доме
    Не всегда на виду: важные составляющие сантехники в доме

    То, что из сантехники устанавливается самими строителями, с малой долей вероятностью устроит будущих жильцов. В этом плане смена в новой квартире номинально новых унитазов, раковин или даже ванн – это нормальное явление, которым удивить у нас будет трудно. А учитываю стоимость такого нового жилья в мегаполисе, не сменить хотя бы убогий и рассчитанный на жалость со стороны кран на смесители Hansgrohe - это вообще непозволительная халатно...

  • Магнитка запасается углем
    Магнитка запасается углем

    ЗАО «Шахта «Костромовская», «дочка» угольной компании «Белон» (входит в состав группы предприятий ММК), приобрело лицензию на разработку участка «Никитинский» (Кемеровская область). ...

  • Великий инженер
    Великий инженер

    При упоминании имени Владимира Григорьевича Шухова у нас неизменно возникает только образ башни на Шаболовке. А между тем этому талантливому ученому принадлежат сотни изобретений самого различного назначения, в том числе – и в области энергетики. Да и гиперболоидных конструкций, подобных шаболовской, им было построено больше двухсот! ...

  • Золото «Электрозавода»
    Золото «Электрозавода»

    В Москве состоялась XIX международная специализированная выставка «Электро-2010». В рамках этого солидного международного энергетического форума состоялся конкурс «Лучшее электрооборудование-2010». ...

  • Блиц

    Министр энергетики Сергей Шматко выступил с докладом о деятельности российского ТЭК на заседании Государственной думы. По словам министра, в рамках утвержденной правительством энергетической стратегии до 2030 года намечен курс качественных преобразований. Важнейшим на первом этапе является «использование существующих возможностей модернизации ТЭК во всех отраслях, включая обновление производственных фондов, развитие энергетической инф...