16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/151/11643.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (151) июнь 2010 года

Есть ли перспективы у энергосервисных договоров в России?

Почему у отечественных предприятий пока нет стимула заключать энергосервисные контракты? Что необходимо сделать, чтобы энергосервисные договоры стали эффективными?

Эти вопросы обсуждались за круглым столом, организованным Торгово-промышленной палатой РФ и ЗАО «Энерго-Сервисная Компания». Участники отметили, что пока меры, принимаемые для повышения энергоэффективности, отличаются половинчатостью и с этим нужно что‑то делать.

Суть вопроса

Как известно, энергосервисный договор (энергетический перформанс-контракт) – общепризнанный во всем мире метод работы в сфере повышения энергетической эффективности. Он основан на предоставлении специализированной энергосервисной компанией комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.

В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал: основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая реализует данный проект. Энергосервисные договоры применяются промышленными предприятиями, учреждениями бюджетной и социальной сферы (больницы, школы, объекты культурного значения), а также жилищным фондом.

Согласно российской энергетической стратегии, потребление энергии в стране за счет энергоэффективных мер и структурных изменений в экономике к 2020 году должно уменьшиться на 40‑48 процентов. По мнению представителей ЗАО «Энерго-Сервисная Компания», идея энергосервисных компаний (ЭСКО) как одного из таких механизмов еще нова для нашей страны и малоизвестна. Несмотря на ожидаемый сильный спрос на энергоэффективные технологии, рынок энергоэффективности еще не развит. Немногочисленные российские ЭСКО сконцентрированы, в основном, в столице и пока не могут выполнять энергоэффективные мероприятия «под ключ». Ранее несколько европейских и американских ЭСКО начинали реализовывать проекты в России, однако неудачи остановили дальнейшую работу. Опыт показал, что европейская и американская модели не могут быть просто скопированы, но нуждаются в адаптации к российским условиям.



Что мешает?

По словам некоторых специалистов, подход к энергосбережению на основе энергосервисных контрактов, действительно обладает серьезными преимуществами. Однако в настоящее время использование энергосервисных договоров именно в России вызывает у сторон, заинтересованных в энергосбережении, множество вопросов. Например, есть ли вообще перспективы у энергосервисных договоров в нашей стране? На каких условиях банки готовы инвестировать в энергосбережение? Ответы на эти и многие другие вопросы попытались найти представители крупных инвестиционно-финансовых групп, администраций регионов, муниципальных образований, энергосервисных компаний, предприятий – крупных потребителей электроэнергии, а также страховых компаний во время круглого стола, организованного Торгово-промышленной палатой РФ и ЗАО «Энерго-Сервисная Компания».

Как отметил генеральный директор ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» Геннадий Иванов, помимо очевидных преимуществ подхода к энергосбережению на основе энергосервисного договора, существует ряд проблем, которые необходимо четко обозначить:

– Общая проблема – отсутствие реализованного энергосервисного договора по причине недостаточной законодательной базы, а также отсутствия базы сравнения по РФ. В каждом из направлений есть ряд своих проблем. Если говорить о промышленных предприятиях, то здесь наблюдается следующее: недоверие к перформанс-контракту ввиду непонимания механизмов работы; риски выбора некомпетентной энергосервисной компании; отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт; отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона. Если говорить о бюджетной и социальной сфере, то здесь главная проблема кроется в отсутствии интереса к реализации мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов. Причин несколько. Одна из них в том, что если бюджетным учреждением сокращено потребление энергетических ресурсов в результате проведения энергосберегающих мероприятий, то при расчете объема финансирования энергопотребления на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, соответственно, объем финансирования расходов на энергопотребление уменьшится. Вторая – отсутствие нормативно-методической базы. Нет четко прописанных положений для реализации энергосервисных контрактов, ввиду чего энергосервисная компания не имеет четкого понимания о разграничении полномочий и способе финансирования проекта на объекте бюджетной сферы. Таким образом, сам закон не может быть реализован в полной мере ввиду отсутствия регулирующих подзаконных актов с четким определением зон ответственности каждого участника энергосервисного контракта: государства, бизнеса, финансовых институтов, энергосервисных компаний. Нет четкого представления о контролирующих органах и штрафных санкциях в случае неисполнения предписаний, из‑за отсутствия которых сейчас среди предприятий нет стимула к началу исполнения предписаний настоящего закона.



Вредная привычка к полумерам

Кстати, о некоторой половинчатости мер, которые в настоящее время принимаются в России в рамках повышения энергоэффективности, говорили многие участники круглого стола. Даже представители некоторых банков, выразивших готовность инвестировать в энергосбережение, энергоэффективность, соглашаются с тем, что подход к использованию энергосервисных договоров должен быть тщательно проработан. Финансисты не готовы брать на себя риски невозвращения вложенных средств полностью. Важным моментом является и то, что страховых продуктов для энергосервисных договоров в России пока не существует.

Павел Теремецкий, менеджер по развитию проектов отдела энергоэффективности и изменения климата Европейского банка реконструкции и развития по России:

– Что касается энергоэффективности в бюджетном секторе, то, как мы знаем, потенциал экономии энергоресурсов в этом секторе колоссален: только в 2007 году более 4 процентов бюджета России тратилось именно на энергоснабжение бюджетных объектов. Это значительная цифра. При этом наши нормативы энергоэффективности, энергопотребления на 40‑50 процентов превышают принятые в Европейском Союзе. Мы реализуем пилотный проект в городе Сургуте. Банк сделал пилотный энергоаудит пяти типовых зданий. Оказалось, что потенциал экономии довольно значителен – бюджет города может экономить 200 миллионов рублей.

То есть мы считаем, что энергосервис – это эффективное решение задач в бюджетном секторе. И как мы все знаем, новый закон об энергоэффективности включает механизм энергосервисных контрактов. Энергосервисная компания, по сути, получает свою прибыль за счет экономии, которая образуется в результате реализации мер по энергосбережению. Здесь встает проблема, как причислить долгосрочный энергосервисный контракт как проект, который выходит за текущую практику бюджетирования? Компания должна получать свою прибыль в течение пяти-семи лет, пока проект окупается. Это первое. Второе – как удержать сэкономленные средства? Должен быть соответствующий механизм. И третье: экономия бюджетных средств на энергоресурсы, которые будут появляться в будущем, не будет постоянной. Тем не менее компания должна иметь гарантию, что в будущем она будет получать средства. Соответственно встает вопрос – как заключить такой контракт, стоимость которого будет меняться со временем?

Существуют два подхода в развитии ЭСКО – это подход, когда компания заключает контракт, инвестирует свои средства и получает эффект от экономии, бюджетных средств. При этом ЭСКО не занимается обслуживанием зданий. Она только, скажем так, делает свои инвестиции, меры по энергосбережению. Вторая модель – компания, которая полностью берет на себя право управления зданием и также осуществляет энергосбережение. Мы пока делаем упор на второй вариант. И с нашей точки зрения эта модель наиболее проста для финансовых институтов, для понимания того, что в этом случае проще мониторить экономию, проще удерживать экономию, и, соответственно, компания ЭСКО больше заинтересована достигать экономии.

Какие существуют барьеры? Сейчас пока еще нет правил проведения муниципальных тендеров. То есть тендер проводится по критерию минимальной цены. Далее – проблема индексации цены контракта. Нужно, чтобы была возможность заключить контракт, в котором цена контракта будет указана по формуле. Нужны и правила разработки целевых программ, в которых будет фигурировать возможность включения этих контрактов. Плюс ко всему у ЭСКО должна быть возможность заключать контракты на покупку и поставку энергоресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Потому что по закону, если компания не имеет официального присоединения к сетям, она не имеет права покупать энергоресурсы. И последнее – необходимы сбалансированные отношения между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями. В данный момент снабжающие компании многого требуют от потребителя – например, постоянного режима потребления и т. д. При этом сами компании практически не несут никакой ответственности за качество ресурсоснабжения.

Наш банк сейчас участвует в разработке подзаконных актов совместно с Министерством экономического развития именно по части энергосервиса, – подытожил господин Теремецкий.



В поисках типового контракта

Андрей Науменко, независимый эксперт, член коллегии адвокатов, отметил:

– Наверное, многие из присутствующих сталкивались с тем, что достаточно сложно сформулировать все подходы, которые существуют, и свести их в единое целое для того, чтобы тот контракт, который претендует на звание типового, подходил ко всем ситуациям. С точки зрения права, конструкция контракта сложная.

Вряд ли такая юридическая конструкция способна побудить банкиров, страховые компании участвовать в этом грандиозном проекте, поскольку использование сложных договорных конструкций требует тщательной проработки способов закрепления обязательств сторон в каждом конкретном случае. Нельзя сказать, что это будет общая типовая ситуация. Проблемы у всех разные. Кто‑то может заказать подряд или проект из собственных средств. Например, по мнению многих энергосервисных компаний, оказание услуг по энергосервису может включать в себя инвестаудит, энергоаудит, обучение персонала и т. д. Это действительно говорит о высокой концентрации опыта, связанного именно с оказанием услуг, которые могут привести к результату в виде снижения энергозатрат. Но только в том случае, если будет еще и определенный набор действий: приобретение определенных приборов, проведение ремонта, проведение проектно-строительных работ. А это вряд ли возможно в существующей конструкции. Ожидание энергосервисных компаний связано, в том числе, с возможностью оказания всего комплекса услуг – и строительство, и реконструкция, и энергоснабжение. На сегодняшний день такой практики нет. И дело не в законодателях, поскольку достаточно серьезная работа уже проведена – создан закон, который достаточно исчерпывающе регулирует эти отношения. Внесены поправки практически во все законодательные акты, которые позволяют реализовывать мероприятия по энергоэффективности. В настоящее время очевидно, что отсутствие единых правил в осуществлении энергосервиса, принятых всеми участниками рынка, осложняет продвижение этих комплексных услуг в достаточно большой степени, – резюмировал господин Науменко.

Тем не менее, подчеркнули организаторы мероприятия, все не так безнадежно. Например, Андрей Лукашов, первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов администрации Ярославской области, рассказал об успешном опыте реализации программ по повышению энергоэффективности в бюджетной сфере. Его выступление, по понятным причинам, вызвало особый интерес участников круглого стола.

Итог дискуссии подвел глава «Энерго-Сервисной Компании»:

– Мы удовлетворены прошедшим круглым столом. То, что поднятые вопросы вызвали дискуссию, внушает оптимизм. Мы ставили своей целью свести на одной площадке финансовые институты, власть, страховые, энергосервисные компании и представителей бизнеса для конструктивного диалога. И нам это удалось. Тон мероприятия позволяет заключить, что уже сделаны первые шаги для дальнейшего конструктивного сотрудничества всех заинтересованных в энергоресурсосбережении сторон.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (151) июнь 2010 года:

  • Критика Путина заставила действовать
    Критика Путина заставила действовать

    Производители электроэнергии ждут принятия некоммерческим партнерством «Совет рынка» приложений к договорам на предоставление мощности (ДПМ). ...

  • Красивые слова или действенный метод?
    Красивые слова или действенный метод?

    Закон об энергоэффективности вышел осенью 2009 года и стал как главной инструкцией, так и спорным документом для отраслевиков, которые пытаются руководствоваться им в реализации единых государственных направлений в энергосбережении. Однако этот закон нуждается в укреплении: одни специалисты полагают, что ему не хватает практики, которая даст необходимые результаты и заполнит пробелы в теоретической части документа, другие считают, что ...

  • Есть ли перспективы у энергосервисных договоров в России?
    Есть ли перспективы у энергосервисных договоров в России?

    Почему у отечественных предприятий пока нет стимула заключать энергосервисные контракты? Что необходимо сделать, чтобы энергосервисные договоры стали эффективными? Эти вопросы обсуждались за круглым столом, организованным Торгово-промышленной палатой РФ и ЗАО «Энерго-Сервисная Компания». Участники отметили, что пока меры, принимаемые для повышения энергоэффективности, отличаются половинчатостью и с этим нужно что‑то делать. ...

  • На Красноярской ТЭЦ-3 монтируют автоматику
    На Красноярской ТЭЦ-3 монтируют автоматику

    Группа Е4 продолжает работы по поставке программного комплекса «Торнадо-N» для АСУТП Красноярской ТЭЦ-3. ...

  • Дегазация спасет жизни
    Дегазация спасет жизни

    Государственная дума приняла в первом чтении проект изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля» и в Закон о недрах. ...