16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/15/888.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (15) ноябрь 2001 года

Гидравлические исследования - один из приоритетов

Гидравлические исследования являются одним из ведущих направлений деятельности института в течение всех 80 лет его существования. Сотрудниками гидравлических лабораторий было дано научное обоснование большинства гидроэлектростанций, проектировавшихся и строившихся в России и республиках бывшего Советского Союза. И сегодня в лаборатории гидравлики сооружений, рек и акваторий проводятся исследования на пространственных гидравлических моделях гидроузлов, существенный сдвиг в строительстве которых наметился в последние годы. Это Бурейская ГЭС на р. Бурее и Усть-Среднеканская ГЭС на р. Колыме. Ввод их в эксплуатацию будет в значительной мере способствовать решению энергетических проблем Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Мощность Бурейской ГЭС (6 гидроагрегатов) составляет 2000 МВт, первый гидроагрегат намечено поставить под нагрузку 30 июня 2003 г. Гидравлические исследования для обоснования строительства этого гидроузла были начаты во ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева" более 25 лет назад. Все эти исследования проводились в тесном контакте с генеральным проектировщиком станции - Ленгидропроектом.

Сейчас на модели ведутся работы по обоснованию рациональной схемы пропуска паводковых расходов в период перед пуском первого гидроагрегата через 8 строительных глубинных водосбросов и поверхностный пролет шириной 15 м.

В последние годы в гидравлических исследованиях института все большую роль играет математическое моделирование. Разработанные методы позволяют выполнять научные исследования гидродинамики течений в бьефах гидроузлов, переноса водным потоком примесей, транспорта наносов и переформирования дна русел и акваторий. Эти методы используются для прогнозирования неустановившихся гидравлических режимов потока и трансформации русел в нижних бьефах гидроузлов. Программные комплексы позволяют производить расчеты нестационарных плановых задач гидравлики для жесткого и деформируемого дна в условиях ветрового волнения, при этом учитываются рефракция и дифракция волн, вызывающие изменение параметров ветрового волнения при выходе на мелководье и при взаимодействии волн с береговыми сооружениями. Исследования с использованием этого программного комплекса были проведены, в частности, для обоснования проектов сооружений Мезенской ПЭС, морского водозабора строящейся АЭС, а в настоящее время проводятся для выбора оптимального по техническим параметрам и экологическим требованиям варианта размещения створа мостового перехода, соединяющего материковую часть России с о. Сахалин. Большой объем гидравлических расчетов, связанных с условиями прохождения волн прорыва, возникающих при гипотетическом разрушении подпорных гидротехнических сооружений (плотин, дамб золоотвалов), выполнялся в связи с составлением деклараций безопасности ряда гидроэлектростанций системы Колэнерго (Серебрянской, Туломской, Териберской, Выгского каскада), Нижегородской ГЭС, Балаковской АЭС, ряда золоотвалов ТЭС систем "Свердловскэнерго" и других объектов. Прогнозы неустановившегося режима и трансформации речного русла в нижних бьефах составлялись для Новосибирской, Воткинской гидростанций, Днестровского комплексного каскада ГЭС и ГАЭС, Чирко-Кемского и Мокского каскадов ГЭС и т.д.

В работах института большое внимание уделяется вопросам проектирования, строительства и эксплуатации гидроузлов в зимних условиях. В лабораториях ледотермики получили развитие работы по расчету и регулированию ледотермического режима в бьефах гидроузлов, бассейнах ГАЭС и ПЭС. Разработанные методы расчета позволили составить прогноз температурного режима верхних и нижних бьефов большого числа проектирующихся и строящихся объектов: Колымской, УстьСреднеканской, Нижне-Бурейской ГЭС, каскада Мокских ГЭС, Толмачевского каскада ГЭС, Крапивинского гидроузла, Тугурской и Мезенской ПЭС и др. и рекомендовать режимные или инженерные мероприятия по безопасной работе этих сооружений в ледовый период.

Весьма перспективным направлением, развивающимся в лаборатории, является разработка совместно с СибНИИЭ и СПКТБ "Ленгидросталь" новых эффективных методов обогрева для борьбы с обмерзанием элементов гидротехнических сооружений с использованием композиционных резистивных материалов (КРМ) с электропроводящими добавками на основе цементного вяжущего. Эти системы обогрева состоят из нагревательных элементов, которые соединены друг с другом в "пакеты" с помощью специальных упругих электропроводящих прослоек.

Помимо применения для обогрева элементов гидросооружений, эти системы могут использоваться также для защиты от обмерзания входов в подземные переходы, пандусов, лестниц, дренажных систем и т.д.

Нагревательные системы с элементами из КРМ легко адаптируются к условиям любого объекта. Разработан комплект нормативных документов и получен санитарно-гигиенический сертификат. В настоящее время система внедряется для обогрева лотков ливневой канализации на одном из транспортных туннелей Санкт-Петербурга. Рассматривается возможность ее использования для обогрева пазовых конструкций затворов на ГЭС-13 "Ленэнерго".

Энергетическое строительство в районах, характеризуемых тяжелыми ледовыми условиями, а также освоение месторождений углеводородов на арктическом шельфе России потребовали усовершенствования методов расчета ледовых нагрузок, расширения их нормативной базы. В результате была выпущена новая редакция раздела СНиП 2.06.04-82, посвященная взаимодействию льда и гидротехнических сооружений, разработаны нормативные документы по воздействию морского льда на нефтедобывающие платформы. Изложенные в этих документах методы расчета широко используются в инженерной практике не только для определения нагрузок, но и для выработки рекомендаций по уменьшению силового воздействия льда на различные гидротехнические сооружения и их элементы: Бурейской, Колымской ГЭС, Тугурской и Мезенской ПЭС, нефтедобывающих ледостойких платформ "Приразломная" и "Астохская", ограждающей дамбы водозабора Хабаровской ТЭЦ-3 и др.



Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (15) ноябрь 2001 года:

  • "Строитель" строит для Санкт-Петербурга

    Начиная с 1992 года "Строитель" накопил большой опыт в строительстве и реконструкции таких видов инженерных сетей, как водопровод, канализация и теплоснабжение из традиционных материалов, таких, как чугун, сталь, железобетон. В настоящее время мы широко применяем трубы из полиэтилена. Часть работ, выполняемых ООО "Строитель", составляет строительство и ремонт дорожных покрытий, разработка котлованов, прокладка электрических и телефонн...

  • Заключение

    Отечественное арматуростроение развивается. Пока существует еще немало проблем отрасли, среди которых, безусловно, важнейшими являются создание условий для подготовки квалифицированных рабочих специалистов для предприятий, а также выход отечественных производителей на международный рынок. Потенциал для этого есть - уже сейчас многие предприятия, входящие в ассоциацию, производят продукцию, по качеству отнюдь не уступающую западным образ...

  • Лаборатория эксплуатации и безопасности гидромеханического оборудования

    С отрудниками лаборатории разработана эффективная технология ремонта камер рабочих колес ПЛ-гидротурбин, которая включает как использование традиционных цельнометаллических конструкций, так и многослойных конструкций с использованием композитных материалов (двуслойных - "металл-композит-бетон" и трехслойных - "металл-композит-металл-бетон"). При этом для трехслойных конструкций не ставится обязательного требования о совместной работе ме...

  • 11-летний опыт работы Ассоциации арматуростроителей

    Основной круг проблем отрасли сейчас решает Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей (НППА), созданная в 1990 году для выполнения межотраслевых, отраслевых и региональных задач научно-технического, экономического и социального характера. Своей целью организация избрала координацию деятельности участников ассоциации, обеспечение их прав, максимальное использование потенциала входящих в НПАА предприятий, повышение технического ...

  • Люди дорожат ЗТЛ потому, что зарплата - как часы два раза в месяц и все стабильно

    Из разговора в вагоне петербургского метро : "Вы нас извините, мы шумим, но поймите - у нас радость: зарплату дали! Три месяца обещали и наконец заплатили" - На заводе сегодня работает около полутора тысяч человек, и последнее время число работающих практически не меняется - говорит начальник отдела кадров завода Лариса Михайловна Бакай. - Люди дорожат своей работой прежде всего потому, что последний раз перебои с зарплатой у нас был...