16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/149/11515.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (149) май 2010 года

Обгоним троллейбус!

Производство для энергетики Евгений ХРУСТАЛЕВ

Оказывается, для того чтобы придумать изобретение, совсем необязательно быть мудрым инженером «семи пядей во лбу».

Иногда достаточно посмотреть на проблему со стороны. Второклассник из Ангарска придумал, как избежать всем известной и всех раздражающей ситуации, когда троллейбусы ходят «стаей».

О таком замечательном случае написал в журнале «Изобретатель и рационализатор» Михаил Можайский.

Кто не наблюдал знакомую всем картину: один троллейбус почему‑либо застрял на линии, и за ним тут же выстроилась целая очередь его собратьев? Наконец, водитель первой машины нехотя вылезает из кабины, тянет за веревки и снимает токосъемники с троллея, после чего задние троллейбусы начинают его объезжать.

То, что доступно обгоняющим друг друга легковым автомобилям или автобусам, недоступно троллейбусам и, тем более, трамваям.

Трамвай, вполне понятно, идет по рельсам. Здесь все просто: ток исчез – трамваи встали. Но троллейбус, оказывается, мог бы и уступить (независимо от зарядки аккумуляторов, позволяющих ему проехать дальше).

В городе Ангарске Иркутской области находится детское конструкторское бюро, руководимое энтузиастом М. Жавриным. Занимающийся в нем второклассник Слава Корень не только предложил оригинальную конструкцию токосъемников, позволяющую, без их съема, одному троллейбусу обогнать другой, но и получил на это патент на изобретение.

Его токосъемники могут двигаться и вдоль проводов (как обычно) и поперек. Над полотном дороги, на равном расстоянии друг от друга, натянуто несколько проводов. Они подсоединены, через один, к источнику питания постоянного или переменного тока. Каждый, соответственно, – к своей клемме.

На самом троллейбусе надо установить не меньше двух пар токосъемников. Они устроены так, что могут скользить по проводам в любом направлении (это ноу-хау). Причем диаметр токосъемников – меньше шага установки проводов, и каждая их пара смещена относительно другой так, что при любом перемещении токосъемников питание троллейбуса ни на секунду не прерывается.

Троллейбусу надо обогнать своего коллегу, не перемещая с помощью веревок токосъемники? Нет проблем: при обгоне они движутся (одновременно) вдоль и поперек проводов. При этом полярность их меняется. Поэтому на троллейбусе установлены выпрямители, подключенные каждый к своему токосъемнику. Именно они дают возможность иметь в контактных проводах как постоянный, так и переменный ток.

Между прочим, новые токосъемники помогают троллейбусу проезжать перекресток, на котором имеются контактные провода для другой линии. Теперь машина может двигаться и поперек любых проводов, а миновав их, снова двигаться вдоль своих. И повернуть направо или налево троллейбус может по «чужим» проводам – лишь бы они там были.

– Остроумно и, вроде бы, несложно, – замечает Михаил Можайский. – Но, говоря откровенно, я не уверен, что кто‑то в обозримом будущем кинется менять конструкцию контактной сети только для того, чтобы машины могли обгонять друг друга. Неизвестно, когда окупятся затраты.

Но это пока. Наверное, до того времени, когда мы начнем, наконец, оценивать изобретения не только экономической выгодой, но и удобством людей – нашим с вами удобством.

Никому не хочется напоминать, сколько времени мы тратим на поездки в общественном транспорте.
Но главное – и это М. Можайский отмечает особо – через несколько лет этот второклассник, дай бог, станет известным изобретателем, ученым, конструктором. Жалко и стыдно стране терять таких людей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (149) май 2010 года:

  • «Электронмаш»: десять лет свободного роста
    «Электронмаш»: десять лет свободного роста

    ЗАО «Электронмаш» (создано в 1999 году) – это современное промышленное предприятие, предоставляющее заказчикам системные решения в области электроснабжения и автоматизации производства на базе собственных разработок в соответствии со стандартами ISO 9001‑2001. ...

  • Атомщики и нефтегаз сохранили рынок
    Атомщики и нефтегаз сохранили рынок

    Российский рынок электротехнической продукции сохранил свои позиции благодаря предприятиям нефтегаза, кровно заинтересованным в наращивании материальной базы даже в сложные для бизнеса времена. ...

  • Энергетически чистый интернет-гигант
    Энергетически чистый интернет-гигант

    Интернет-компания Google сообщила в своем блоге об инвестициях 39 миллионов долларов сразу в две электростанции, занимающиеся получением электроэнергии из ветра. ...

  • Каждый выбирает для себя
    Каждый выбирает для себя

    В ходе реконструкции промышленных объектов или при строительстве новых, электроснабжение которых осуществляется линиями 6‑10 кВ, заказчик сталкивается с выбором комплектных распределительных устройств (КРУ). ...

  • Блиц

    Российские угледобывающие компании приблизились к докризисным объемам добычи – рост производства коксующихся углей в первом квартале составил 39,4 процента по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, рост производства энергетических углей – 15,7 процента. Значительная часть роста пришлась на экспортные поставки – объем экспорта коксующихся углей вырос на 113,7 процента, до 2,94 миллиона тонн. Министерство энергетики по...