16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/149/11515.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (149) май 2010 года

Обгоним троллейбус!

Производство для энергетики Евгений ХРУСТАЛЕВ

Оказывается, для того чтобы придумать изобретение, совсем необязательно быть мудрым инженером «семи пядей во лбу».

Иногда достаточно посмотреть на проблему со стороны. Второклассник из Ангарска придумал, как избежать всем известной и всех раздражающей ситуации, когда троллейбусы ходят «стаей».

О таком замечательном случае написал в журнале «Изобретатель и рационализатор» Михаил Можайский.

Кто не наблюдал знакомую всем картину: один троллейбус почему‑либо застрял на линии, и за ним тут же выстроилась целая очередь его собратьев? Наконец, водитель первой машины нехотя вылезает из кабины, тянет за веревки и снимает токосъемники с троллея, после чего задние троллейбусы начинают его объезжать.

То, что доступно обгоняющим друг друга легковым автомобилям или автобусам, недоступно троллейбусам и, тем более, трамваям.

Трамвай, вполне понятно, идет по рельсам. Здесь все просто: ток исчез – трамваи встали. Но троллейбус, оказывается, мог бы и уступить (независимо от зарядки аккумуляторов, позволяющих ему проехать дальше).

В городе Ангарске Иркутской области находится детское конструкторское бюро, руководимое энтузиастом М. Жавриным. Занимающийся в нем второклассник Слава Корень не только предложил оригинальную конструкцию токосъемников, позволяющую, без их съема, одному троллейбусу обогнать другой, но и получил на это патент на изобретение.

Его токосъемники могут двигаться и вдоль проводов (как обычно) и поперек. Над полотном дороги, на равном расстоянии друг от друга, натянуто несколько проводов. Они подсоединены, через один, к источнику питания постоянного или переменного тока. Каждый, соответственно, – к своей клемме.

На самом троллейбусе надо установить не меньше двух пар токосъемников. Они устроены так, что могут скользить по проводам в любом направлении (это ноу-хау). Причем диаметр токосъемников – меньше шага установки проводов, и каждая их пара смещена относительно другой так, что при любом перемещении токосъемников питание троллейбуса ни на секунду не прерывается.

Троллейбусу надо обогнать своего коллегу, не перемещая с помощью веревок токосъемники? Нет проблем: при обгоне они движутся (одновременно) вдоль и поперек проводов. При этом полярность их меняется. Поэтому на троллейбусе установлены выпрямители, подключенные каждый к своему токосъемнику. Именно они дают возможность иметь в контактных проводах как постоянный, так и переменный ток.

Между прочим, новые токосъемники помогают троллейбусу проезжать перекресток, на котором имеются контактные провода для другой линии. Теперь машина может двигаться и поперек любых проводов, а миновав их, снова двигаться вдоль своих. И повернуть направо или налево троллейбус может по «чужим» проводам – лишь бы они там были.

– Остроумно и, вроде бы, несложно, – замечает Михаил Можайский. – Но, говоря откровенно, я не уверен, что кто‑то в обозримом будущем кинется менять конструкцию контактной сети только для того, чтобы машины могли обгонять друг друга. Неизвестно, когда окупятся затраты.

Но это пока. Наверное, до того времени, когда мы начнем, наконец, оценивать изобретения не только экономической выгодой, но и удобством людей – нашим с вами удобством.

Никому не хочется напоминать, сколько времени мы тратим на поездки в общественном транспорте.
Но главное – и это М. Можайский отмечает особо – через несколько лет этот второклассник, дай бог, станет известным изобретателем, ученым, конструктором. Жалко и стыдно стране терять таких людей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (149) май 2010 года:

  • Почему мы применяем защиты НПП «ЭКРА»
    Почему мы применяем защиты НПП «ЭКРА»

    Уважаемые энергетики! Мы хотим обратиться к вам с вопросом: «Почему вы применяете релейную защиту НПП «ЭКРА»?» ...

  • Половодье с «натяжкой»
    Половодье с «натяжкой»

    На Саратовской ГЭС начался ответственный этап – прохождение половодья. ...

  • Миллиард рублей на новую линию
    Миллиард рублей на новую линию

    Инжиниринговая компания «Инженерный центр ЕЭС» заключила договор с ФСК ЕЭС на строительство ВЛ 220 кВ Ивановская ГРЭС – Иваново. ...

  • «АБС ЭЛЕКТРО»: от традиций к инновациям
    «АБС ЭЛЕКТРО»: от традиций к инновациям

    Компания «АБС Холдингс» сменила название. Новый бренд «АБС ЭЛЕКТРО» не просто подчеркнул принадлежность компании электротехнической отрасли, но и стал еще одним шагом навстречу партнерам. ...

  • Новые технологии ищут выход
    Новые технологии ищут выход

    Российский рынок насыщен изобретениями и инновациями, позволяющими вести строительство и проектирование энергообъектов в самых экстремальных условиях. ...