16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/149/11486.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (149) май 2010 года

Опять скрипит потертое седло…

Первая полоса Ольга ТРУНОВА

Заводской сервис генерирующего оборудования – одна из главных проблем на энергетическом рынке страны.
В апреле ОАО «Силовые машины» по согласованию с вице-премьером Игорем Сечиным (на фото) провело совещание «Заводской сервис – важнейший компонент энергобезопасности генерирующего оборудования».
Главным вопросом обсуждения стали масштабность и многоплановость проблем, назревших в сервисно-ремонтном сегменте энергорынка.

Было отмечено, что до настоящего времени в России не создана нормативно-правовая база, которая регламентировала бы принципы технических ревизий и сервисного обслуживания оборудования, действующего на электростанциях.

Об этом говорили участники встречи, представлявшие Госдуму, Минэнерго, Ростехнадзор и Ростехрегулирование, ОАО «РусГидро, объединенные и территориальные генерирующие компании, электростанции, ремонтные предприятия.

По оценке заместителя председателя Комитета по промышленности Госдумы Георгия Шевцова, в стране около 60 процентов гидротурбин и систем автоматического управления гидроагрегатами выработало свой ресурс. Аналогичная ситуация – в сфере эксплуатации генераторного оборудования: из 913 турбогенераторов мощностью свыше 60 МВт, установленных на отечественных электростанциях, более 50 процентов уже выработало срок службы, порядок продления которого определяется стандартами, разработанными еще РАО ЕЭС без согласования с заводами-изготовителями.



Чреватое продление

Вместе с тем, некоторые участники энергетического рынка активно используют технические устройства, оборудование и сооружения опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования, лишь благодаря легальным условиям продления срока эксплуатации, которые были сформированы еще в середине 1990‑х годов.

– Необходимо сделать упор на систему комплексного ремонтно-сервисного обслуживания оборудования, а также обеспечить переход к эксплуатации нового энергетического оборудования, что будет возможно только при консолидации всех участников рынка, – подчеркнул и. о. директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике и мобподготовки в ТЭК Минэнерго Анвар Каримов. – Надо переходить к новым стандартам комплексного сервисного обслуживания, принятым во всем мире и предполагающим полную ответственность производителей на протяжении всего жизненного цикла оборудования.

В свою очередь, зампред правления «РусГидро» Рахметулла Альжанов предложил перейти от договоров поставки к договорам «под ключ» с более плотным участием надзорных органов, проработав при этом вопрос ответственности, поскольку проведение конкурса не всегда позволяет получить качественную услугу. Еще одним предложением представителя крупнейшей генерирующей компании России стал проект создания единой ремонтно-сервисной компании.



Инвестиции – главный вопрос

Впрочем, далеко не все выступавшие говорили о необходимости повысить ответственность завода-изготовителя.

– Прежде чем говорить, что надо все модернизировать и заменить, следует подумать, кто за все это будет платить. Пока нет финансового источника для реализации всех планов, – отметил заместитель генерального директора по общим вопросам и обеспечению ОГК-4 Юрий Калабин. – На всех генерирующих предприятиях эксплуатируется масса вспомогательного оборудования, произведенного разными компаниями, и едва ли уместно «вешать» всю ответственность на один завод – изготовитель основного оборудования.

Финансового вопроса коснулся и директор по производству «Силовых машин» Александр Чернов, который отметил, что для замены оборудования необходимо выработать механизм возврата инвестиций. Хотя дело не только в этом механизме. По мнению господина Чернова, если даже он и появится в краткосрочной перспективе, то промышленность не готова обеспечить все существующие потребности по модернизации и замене оборудования. Что же касается сервисного обслуживания, то директор по производству отметил, что считает оптимальным решением создание не сервисных подразделений в структуре завода-производителя, а системы сервисных центров и переход на долгосрочные сервисные договоры.

Кстати, в «Силовых машинах» сейчас ведется активная работа по созданию сети сервисных региональных центров. Эта деятельность была начата в прошлом году, и уже подписано несколько соглашений с ремонтными предприятиями в России по созданию таких центров.

На совещании к руководству «Силовых машин» с предложением организовать сервисную службу на базе возглавляемой им компании обратился генеральный директор ООО НПП «Харьковэнергоремонт» Александр Бендус. Он отметил, что сегодня конкуренция между производителями возрастает, и если упустить время, то в самом ближайшем будущем украинский рынок может быть уже закрыт.



(Не)профильный актив

С сообщением о сложной ситуации с кадровым обеспечением ремонтного направления выступил главный специалист по ремонту электрических машин ООО «Петербургский энергетик» Герман Ростик. Он отметил необходимость объединения ремонтных организаций с заводами и перехода на долгосрочные ремонтные контракты. Большой интерес участников совещания вызвали выступления главных конструкторов по направлениям «Силовых машин», которые подробно рассказали об инновационных проектах по пакетам модернизаций паровых, гидравлических и газовых турбин, гидро- и турбогенераторов, инжиниринговому обеспечению сервиса. Главные конструкторы представили уникальные разработки, позволяющие повышать ключевые показатели работы оборудования.

Резюмируя итоги совещания, директор по сервису «Силовых машин» Игорь Макаров подчеркнул, что крупной компании действительно трудно конкурировать в части производства запчастей, но основное преимущество «Силовых машин» заключается в качестве. Прежде чем выйти с предложением по поставке запчастей, конструкторы ведут детальную проработку, поднимая всю документацию по турбине или по генератору во избежание возможных нестыковок – понятно, что такая работа требует времени. Игорь Макаров обратился к представителям генерирующих компаний с просьбой заранее составлять свои ремонтные планы:

– Обычно получается так, что в феврале объявляется тендер, на проведение которого выделяется два дня, а уже в марте нужны запчасти.

Согласно поручению Игоря Сечина, протокол и меморандум, выработанные по итогам совещания и согласованные со всеми его участниками, будут направлены в Министерство энергетики для дальнейшей проработки.
Опять скрипит потертое седло…
МНЕНИЯ

Владимир Яскевич, директор каскада Серебрянских ГЭС филиала «Кольский» ТГК-1:

Попытки «повесить» дополнительные обязанности на изготовителя – это, по большому счету, перекладывание ответственности. Конечно, здесь есть своя логика, но я не очень понимаю, как это может быть реализовано. На мой взгляд, ответственность должна быть обоюдной, без этого система взаимоотношений не будет выстроена.

Олег Дереза, генеральный директор ОАО «Севкавэлектроремонт» (Ростов-на-Дону):

Выступления руководителей генерирующих компаний содержали, с одной стороны, положительную риторику, а с другой стороны – отрицательную: они не готовы платить. Многие говорят о необоснованных тарифах изготовителя, не думая о его расходах на новые разработки, НИОКР, содержание конструкторов-технологов, приобретение современного оборудования. Изготовитель в состоянии предоставлять качественную услугу, но услуги стоят денег. Я думаю, что к этому пониманию все постепенно придут.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (149) май 2010 года:

  • Москвичей оставят без горячей воды
    Москвичей оставят без горячей воды

    Горячее водоснабжение в Москве начнут отключать 11 мая в соответствии с графиком ремонта тепловых сетей. ...

  • Уголь доставили по льду
    Уголь доставили по льду

    В столицу Чукотки по льду Анадырского лимана доставлен годовой запас угля. Из-за частых оттепелей в этом году сделать это удалось с большим трудом. ...

  • Кадры решают всё

    ЧТО: Конференция «Энергетика и образование: модернизация и кадры» в рамках выставки «Энергетика и Электротехника». ГДЕ: Санкт-Петербург, выставочный комплекс «Ленэкспо», павильон № 6. КОГДА: 13 мая 2010 года. ...

  • ООО «МИТЭК»: 15 лет лидерства, качества и профессионализма
    ООО «МИТЭК»: 15 лет лидерства, качества и профессионализма

    В мае этого года компания «МИТЭК» отмечает свое 15-летие. Мы осознаём, что живем в эпоху перемен и должны постоянно меняться, чтобы соответствовать требованиям времени. Неизменной остается только философия качества сервиса и честной конкуренции, которой мы следуем со дня основания компании. Быть лидером 15 лет – это непростой статус, требующий постоянной концентрации сил и неиссякаемой энергии. Наш профессионализм и ответственность да...

  • Александр Пилюгин – менеджер года
    Александр Пилюгин – менеджер года

    Заместитель генерального директора – директор филиала МРСК Центра «Курскэнерго» Александр Пилюгин (на фото) признан победителем конкурса «Менеджер года-2009». ...