16+
Регистрация
РУСENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/148/11461.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (148) апрель 2010 года

Монумент на площади Победы: подсветка 1975 года лучше новой

Энергетика: регионыЕфим ЛЕСМАН, инженер, участник проектирования и строительства монумента

9 мая 1975 года на площади Победы в Ленинграде в торжественной обстановке состоялось открытие Монумента героическим защитникам Ленинграда.

В этот же день, но вечером, были включены наружное освещение площади и архитектурно-художественная подсветка монумента.

С того дня прошло 35 лет. Приближается знаменательная дата – 65‑летие со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Не так давно была выполнена фактически новая подсветка монумента. Однако она не соответствует световому звучанию монумента 1975 года, ибо исказила и ухудшила первоначальные художественно-светотехнические и эстетические замыслы авторов памятника.

Авторский коллектив, создавший монумент на площади Победы, был удостоен Ленинской премии по архитектуре за 1978 год. Это народные архитекторы СССР С. Б. Сперанский и В. А. Каменский, народный художник СССР скульптор Н. К. Аникушин.

Рабочие чертежи монумента были разработаны Ленинградским зональным научно-исследовательским и проектным институтом (ЛенЗНИиЭП, ныне СПбЗНИиПИ).

Одним из основных элементов функционально-психоло­гического и эстетического восприятия памятника (его открытой части в вечернее время и памятного зала музея в течение всего времени) стало архитектурно-художественное освещение. Решения по освещению принимались светотехниками-проек­тировщиками института в тесном взаимодействии и согласовании с авторами монумента, а также главными художником и архитектором Ленинграда.

В части отреставрированного к 60‑летию Победы освещения подземного зала-музея претензий не имеется, поскольку световое звучание, созданное по проекту института в 1975 году и согласно замыслу авторов монумента, осталось без изменений. А вот о новом наружном освещении площади Победы и светотехническом решении подсветки самого памятника этого сказать нельзя.

Основными освещаемыми элементами открытой части мемориала являлись: стела высотой 48 метров из 40 рядов гранитных блоков; скульптурные группы; внешняя и внутренняя сторона разорванного гранитного кольца; гранитные ступени; скульптурная композиция «Блокада»; зеленые насаждения.

Монумент расположен в месте пересечения ключевых городских магистралей. Он просматривается с большого расстояния. Поэтому задача, поставленная перед светотехниками, состояла в обеспечении вечерней подсветки всего ансамбля с акцентом на стелу и скульптурные группы.

В результате светотехнических расчетов и сопоставления ряда вариантов специалисты Лен-ЗНИИЭПа решили использовать спроектированные «Ленгипроинжпроектом» металлические опоры наружного освещения площади Победы для установки на них прожекторов. Всего на 12 опорах высотой 14 метров было предусмотрено и смонтировано 48 прожекторов типа ПФР45-1 концентрированного светорас-пределения (по четыре световых прожектора – СП) на каждой опоре в два ряда на высоте 10,2 метра и 11,2 метра.

48 световых лучей от СП, направленные с расстояния 100‑150 метров на стелу и скульптурные группы, ярко их осветили и создали в темное время впечатление поиска в небе вражеских бомбардировщиков.

Позднее, в ходе эксплуатации, лампы ДРШ-500 в этих прожекторах заменили на ртутные, что привело к снижению освещенности стелы в двадцать раз. Затем и замена первоначальных СП на новые ничего хорошего не дала: стела не просматривалась вечером издалека, как в 1975 году.

При последней реконструкции освещения площади Победы было установлено 17 новых опор наружного освещения (НО) вместо 12 старых. Они стали высотой не 14 метров, а 17 метров, с толщиной стенки 6 миллиметров вместо 6 сантиметров, как у первоначальных опор НО.

Проезжая часть дороги площади у монумента освещается путем отраженного света, создаваемого от нескольких прожекторов, направленных на зеркализованную плоскость площадью около 5 квадратных метров, установленную наверху каждой опоры.

С этих опор подсветка стелы и скульптурных групп (как было в 1975 году) не предусматривается. Таким образом, основной световой акцент, созданный авторами монумента, был аннулирован без логических обоснований и аргументаций.

Для подсветки стелы и скульптурных групп различные СП были установлены на территории монумента, на самих гранитных плитах, на скульптурных группах. Самые большие из них установлены с южного входа в мемориальный комплекс. Эти прожекторы воспринимаются как инородные тела на монументе и не создают единого светового звучания, которое было реализовано в 1975 году. Кроме того, 17‑метровые опоры с отражающей зеркализованной плоскостью несколько затеняют основную доминанту площади Победы – 48‑метровую стелу и скульптурные группы. А отдельные опоры видны из круглого мемориального зала, чего не было, когда опоры НО были высотой 14 метров.

Скульптурная группа «Блокада», расположенная в центре круглой части открытого мемориального зала, освещалась шестью миниатюрными прожекторами, снабженными жалюзи с галогенными лампами накаливания в 500 Вт. Прожекторы, расположенные на верхнем основании разорванного гранитного кольца, не воспринимались посетителями. Двумя такими же СП были освещены две лестницы южной части монумента, ведущие в круглую часть открытого мемориального зала. Свет этих прожекторов совместно со светом, отраженным от стелы, подсвечивал открытый мемориальный зал, расположенные за стелой ели и капсулы с землей городов-героев.

При новой подсветке старые решения исключили. Скульптурная группа «Блокада» была подсвечена только четырьмя прожекторами, установленными в земле. Изменилось в худшую сторону и освещение внешней стороны гранитного кольца выставленными открыто многочисленными прожекторами.

Не останавливаясь на некоторых других «новациях» новой подсветки монумента, хочется кратко отметить:
новая подсветка изменила замыслы авторов монумента в худшую сторону;
освещенность проезжей части площади Победы, как и подсветка всего комплекса, уменьшилась по сравнению с первоначальной – 1975 года;
новая подсветка не была согласована, не говоря уже первоначальным разработчиком монумента – ЛенЗНИИЭПом, но даже с дирекцией памятника.

И последнее: в СМИ города я писал в свое время о необходимости включить реконструкцию подсветки монумента в программу «Светлый город». Когда это было осуществлено и мне стало известно о наметках выполнения новой подсветки монумента, то в СМИ, в обращениях к правительству города, в комитеты городской администрации по градостроительству и архитектуре, по государственному контролю, по использованию и охране памятников истории и культуры (ГИОП) рекомендовал внимательно рассмотреть и обсудить предлагаемые решения проектировщиками до начала их воплощения в жизнь. Однако обсуждения не произошло. Световое звучание монумента 1975 года изменилось, но в худшую сторону.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста,авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (148) апрель 2010 года: