16+
Регистрация
РУСENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/148/11435.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (148) апрель 2010 года

Охранные зоны электросетей: новые правила

Более года назад прекратили свое действие Правила охраны электрических сетей, утвержденные еще Советом Министров СССР (до 1000
вольт – в 1972 году, свыше 1000 вольт – в 1984 году).

После этого вступило в силу постановление правительства России от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Данное постановление, по сути, не изменило ограничений по строительству, но поменяло порядок надзора за охранными зонами. Контроль и надзор за соблюдением особых условий поручен «федеральному органу исполнительной власти, на который возложены функции по техническому контролю и надзору в электроэнергетике» (в настоящее время это Ростехнадзор).
Пункт 3 постановления № 160 предусматривал разработку в трехмесячный срок Министерством природных ресурсов и экологии РФ (в чьем подчинении находится Ростехнадзор) по согласованию с Министерством энергетики РФ порядка осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земель в охранных зонах электросетей.
Однако не через 3 месяца, а через год, и не Минприроды с Минэнерго, а само правительство РФ принимает постановление № 103 от 27 февраля 2010 года «О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства». Каково же основное содержание нормативного правового акта?
Утверждены Правила осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Контроль осуществляется Рос-технадзором и его территориальными органами в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
Определяя порядок осуществления контроля, Правила воспроизводят положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополняя их некоторыми техническими деталями, главным образом сроками, в которые должны проводиться предусмотренные указанным законом процедуры организационного характера.
При документарных проверках контролирующие органы анализируют материалы электросетевых организаций, собственников и пользователей земельных участков, других лиц.
Выездные проверки проводятся с предварительным уведомлением не позднее чем за 3 рабочих дня.
Основание для плановой проверки – план, утверждаемый руководителем контролирующего органа.
Внеплановые проверки проводятся при истечении срока исполнения предписания об устранении нарушения, при поступлении сведений, установленных федеральным законом (в частности, при возникновении угрозы и / или причинения вреда жизни, здоровью граждан) и т. д.
Проведение проверки оформляется приказом Ростехнадзора. В нем указываются наименование соответствующего объекта электросетевого хозяйства и место проверки.
Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.
Проведение проверок сторонних землепользователей может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.
Постановление № 103 вступило в силу 16 марта 2010 года и предусматривает также принятие приказа Минприроды России, согласованного с Минэнерго России, утверждающего порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.
Будем надеяться, что Порядок согласования границ охранных зон (и соответствующие внутренние административные регламенты Ростехнадзора) будут приняты в кратчайшее время. Необходимо без аппаратных задержек переходить к формированию правоприменительной практики взаимодействия электросетевых организаций и Ростехнадзора по выводу за пределы границ охранных зон землепользователей, нарушающих правила охраны электрических сетей, а также по предупреждению таких нарушений, что, в конечном счете, должно положительно сказаться на надежности единой национальной электрической сети.

Александр МУРАШОВ, заместитель начальника Департамента сопровождения инвестиционной программы ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС»



Текст постановления


Правительство Российской Федерации

Постановление



от 27 февраля 2010 года № 103

О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации разработать и утвердить порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин



Утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 103

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее соответственно – государственный контроль, земельные участки).

2. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее – контролирующие органы).

3. При осуществлении государственного контроля проверяется соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами особых условий использования земельных участков, предусмотренных Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160 (далее – Правила установления охранных зон).

4. Государственный контроль осуществляется с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).

5. Государственный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

6. Документарная проверка проводится путем анализа документов сетевых организаций и иных лиц, владеющих на праве собственности (ином законном основании) объектом электросетевого хозяйства, в отношении соблюдения особых условий использования земельных участков охранной зоны которого проводится проверка (далее – сетевая организация), собственников и пользователей земельных участков, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, и (или) документов, полученных по запросу контролирующего органа в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона.

При проведении документарной проверки контролирующие органы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Документарная проверка проводится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 11, 13 и 14 Федерального закона.

7. Выездная проверка проводится с предварительным уведомлением (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки) сетевой организации, а также иных лиц, в отношении которых планируется осуществление проверки, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона.

8. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа в установленном порядке.

9. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
а) истечение срока исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона;
в) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

10. При поступлении в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 9 настоящих Правил, решение о проведении внеплановой проверки принимается не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления указанных сведений.

11. Проведение проверки оформляется приказом контролирующего органа, в котором содержатся сведения в соответствии со статьей 14 Федерального закона, а также указывается наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого подлежит проверке соблюдение особых условий использования земельных участков, и место проверки.

12. При проведении проверки должностные лица контролирующих органов обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона.

13. Должностные лица контролирующего органа при проведении проверки:
а) самостоятельно определяют последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей расположения и размера охранной зоны объекта электросетевого хозяйства);
б) осуществляют осмотр земельных участков и объектов, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
в) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений;
г) фиксируют факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления им недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления.

14. Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.

15. Должностными лицами контролирующего органа в отношении фактов нарушений Правил установления охранных зон, выявленных при проведении проверки, принимаются меры в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

16. Проверки могут проводиться совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Проведение проверок может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.

17. По результатам проверки составляется акт проверки.

18. Акт проверки должен содержать информацию в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона, а также наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого проведена проверка.

19. Акт проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа непосредственно после завершения проверки и составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.

20. В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или их уполномоченных представителей, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в деле контролирующего органа.

21. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители сетевой организации и (или) лица, которым в ходе проведения проверки выдано предписание об устранении нарушений, вправе представить в течение 15 дней с даты получения акта в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений.

22. Должностные лица контролирующих органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.

23. Действия должностных лиц контролирующих органов при осуществлении государственного контроля могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста,авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (148) апрель 2010 года:

  • Гонка за перевалом
    Гонка за перевалом

    Компания «Мактрен-Нафта», владеющая единственным в России терминалом по перевалке сжиженного углеродного газа (СУГ), рассчитывает запустить вторую очередь этого объекта во втором полугодии 2010 года. ...

  • МЭТЗ им. В. И. Козлова (Минск): итоги 2009 года и дальнейшие направления развития
    МЭТЗ им. В. И. Козлова (Минск): итоги 2009 года и дальнейшие направления развития

    В апреле 2009 года в «ЭПР», номер 8 (124), была опубликована статья заместителя главного инженера Минского электрозавода А. В. Лосева «Модернизация производства – приоритетное направление деятельности УП «МЭТЗ им. В. И. Козлова» (Минск, Белоруссия)». ...

  • «Башнефть» направила оферту
    «Башнефть» направила оферту

    ОАО «Башнефть» (основным акционером компании является ОАО «АФК «Система») направило в Федеральную службу по финансовым рынкам обязательное предложение на покупку 519,646 тысячи обыкновенных акций (50 процентов) ОАО «Башкирэнерго». ...

  • Усилить или замерзнуть?
    Усилить или замерзнуть?

    «Кризис «железа» и оператора, эксплуатирующего это «железо», – так охарактеризовал ситуацию в теплосетевом комплексе Южно-Сахалинска генеральный директор ОАО «Сахалинская коммунальная компания» Роман Плотников. ...

  • «Якутскэнерго» не планирует выплачивать дивиденды за 2009 год
    «Якутскэнерго» не планирует выплачивать дивиденды за 2009 год

    Совет директоров ОАО «Якутскэнерго» рекомендовал акционерам не выплачивать дивиденды по итогам 2009 года, говорится в материалах компании. ...