16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/148/11396.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (148) апрель 2010 года

Рынку мощности дали ход

Российское правительство приняло основные ценовые параметры долгосрочного рынка мощности в электроэнергетике.

Генераторы получают гарантию возврата средств, предусмотренную договорами на поставку мощности (ДПМ). По большому счету, основные параметры нового рынка были озвучены еще месяц назад, так что неожиданностью они не стали. Появилось и условие, введение которого находилось под вопросом, – возможность устанавливать предельный уровень цен как страховку от резкого роста цен. Предполагается, что «потолочные цены» будут вводиться в зонах свободного перетока решением антимонопольного регулятора. Критерии запуска этого механизма предстоит разработать ФАС.



Как оцениваются затраты

Новые правила позволят вернуть средства, вложенные в присоединение новых станций к сетям, а также часть инвестиций в строительство самих энергоблоков (от 71 до 95 процентов в зависимости от типа станции и ценовой зоны). Диапазон капитальных затрат на строительство 1 кВт мощности – от 28,77 – 41,85 тысячи рублей для газовой генерации до 49,175 – 53,45 тысячи для угольной. В постановлении также прописаны типовые эксплуатационные затраты для газовой и угольной генерации (80 тысяч рублей и 123 тысячи рублей за 1 МВт для 2010 года, в дальнейшем они будут пересматриваться в соответствии с инфляцией), климатические и сейсмические коэффициенты. Доходность на вложенный капитал устанавливается на уровне 14 процентов для компаний, размещавших допэмиссии в целях финансирования инвестпрограмм, 15 процентов – для всех остальных и будет пересматриваться ежегодно с учетом доходности гособлигаций. Установлены и коэффициенты возврата средств на рынке мощности для первой (Европа и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зон. Остальные средства компании должны зарабатывать на свободном рынке «на сутки вперед».



Потолок для монополистов

Прямого регулирования цен, о целесообразности которого спорили в процессе разработки новых правил, не будет. Но антимонопольщики получат возможность устанавливать предельный уровень цен в зонах свободного перетока – при условии, что в конкретном регионе сложились обстоятельства, препятствующие конкуренции. Критерии для ввода механизма price-cap должны быть разработаны ФАС и представлены в правительство в течение 3 месяцев. Уже известен предельный уровень цен на 2010 год – 118,1 тысячи рублей за 1 МВт в месяц в европейской ценовой зоне, 126,4 тысячи рублей для Сибири.



Сложный компромисс

Сами генераторы в большинстве своем пока не спешат с комментариями к новым правилам игры – за немногими исключениями. Так, президент КЭС-Холдинга Михаил Слободин оценил параметры ДПМ как «крайне напряженные». Разница в позициях генераторов и потребителей была велика, и государству пришлось самому принять решение, поясняет господин Слободин. По его словам, «с одной стороны, нельзя перегрузить потребителей, с другой – нужно обеспечить разумную доходность инвестиций генераторов».

Эксперты оценивают правила долгосрочного рынка мощности как достаточно проработанные и объективные. В частности, утверждение ценовых параметров должно дать ход подписанию юридически корректных договоров на предоставление мощности, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В конечном счете в выигрыше окажутся инвесторы, которые сумеют построить генерацию с наименьшими затратами, добавляет он. Особые условия утверждены для генерирующих объектов, срок ввода в эксплуатацию которых запланирован в рамках ДПМ до 1 января 2011 года и которые будут введены в эксплуатацию до 1 января 2012 года. Для них величину фактически понесенных капитальных затрат в расчете на 1 МВт мощности будет определять федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Аналогичным образом будут определяться и затраты, понесенные до момента ввода объекта в эксплуатацию – при условии обращения до момента ввода генерирующего объекта. При этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в сфере ТЭК, должен дать подтверждение фактических (плановых) объемов строительно-монтажных и пусконаладочных работ, перечня оборудования и материалов. Иными словами, строители «потемкинских деревень» останутся за бортом.

МНЕНИЕ

Станислав Шубин, НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов энергетики»:

Документ получился сбалансированным и в значительной мере учитывает интересы как генерирующих компаний, так и потребителей. Безусловный плюс – то, что работа над документом в части ценовых параметров проводилась на протяжении всего предыдущего года и вылилась в промежуточный вариант – короткий рынок мощности на 2010 год. Это позволило получить апробированные финансовые результаты работы рынка мощности и учесть все достоинства, исключив недостатки.

Постановление по рынку мощности закладывает сильные стимулирующие механизмы выполнения обязательств генерирующих компаний по договорам о предоставлении мощности как в части гарантированного возврата определенного объема инвестированного капитала, так и в части штрафных санкций за невыполнение обязательств. Соответственно, компании, которые будут дисциплинированны, окажутся в более выгодном положении, чем компании, не выполняющие обязательства. В целом постановление определяет основные принципы рынка мощности, соответственно, не предполагает создания отдельных преференций каким‑либо компаниям. Именно такой подход предопределяет возможность развития конкуренции.

Провод, Генерация, Мощность, Сети , Кабельная арматура, СРО