16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/148/11394.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (148) апрель 2010 года

RAB-регулирование: преимущества и риски

Власть Евгения ДУШАНИНА

«Некоторые органы регулирования не устанавливают долгосрочных параметров RAB либо пересматривают их в течение года, но с этим мы будем жестко бороться».

Такое заявление сделал заместитель начальника отдела регулирования инфраструктурных организаций ФСТ России Сергей Сасим.

RAB-регулирование давно используется во многих странах, и его преимущества доказаны временем. Семнадцать распределительных сетевых комплексов работают по новой системе тарифообразования и в России. Переход всех сетевых компаний на RAB-регулирование осложняется несовершенством законодательства, отсутствием целостной нормативной базы. Пока сама методология перехода на RAB-регулирование многим видится несколько «сырой».

И с этим, отчасти, согласны представители Федеральной службы по тарифам. Именно поэтому ФСТ России, при поддержке администрации Новгородской области, ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «МРСК Северо-Запада» организовала семинар-совещание «Государственное регулирование электросетевых компаний методом доходности инвестированного капитала». Более ста участников мероприятия обсудили в Новгороде Великом ключевые проблемы RAB-регулирования и внесли свои предложения по усовершенствованию методологии перехода.



Что это и зачем

Электросетевые комплексы многих стран Европы используют метод RAB-регулирования уже давно. Первыми были англичане. Они применили RAB в начале 1990‑х годов. Постепенно на новый метод тарифообразования перешли Канада, США, Австралия, многие страны Западной Европы. С 2002 года на RAB перешли Румыния, Болгария, Польша и ряд других государств. В прошлом году и правительство России рекомендовало администрациям регионов в 2010 году перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. Федеральный закон № 261‑ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», распоряжение правительства РФ № 30‑р обязывают все сетевые организации к 2012 году перейти на долгосрочное регулирование. Предполагается, что RAB обеспечит стимулирование привлечения инвестиций в развитие сетей, поскольку в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты плюс», устанавливается не на один год, а на 3‑5 лет.

Денис Милютин, заместитель начальника управления регулирования и контроля за цено-образованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России:

– Рынок оптовой электроэнергии у нас либерализуется. Уже подписано и в ближайшее время будет опубликовано постановление по долгосрочному рынку мощности. С 2011 года генераторы будут продавать свою электроэнергию по свободным ценам. В связи с этим роль регулирующих органов сильно меняется. В соответствии с решениями, принятыми руководством страны, сети должны регулироваться, в том числе, методом RAB. Помимо тарифного регулирования, у регулятора появляются такие дополнительные функции и задачи, как отслеживание уровня качества и надежности, а также контроль за операционными расходами и доведением их, скажем так, до финального уровня.

Сергей Сасим, заместитель начальника отдела регулирования инфраструктурных организаций ФСТ России:

– В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательной базы по переходу сетевых компаний на долгосрочное регулирование. В частности, планируется внести изменения в методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (приказ ФСТ России № 231‑э от 26 июня 2008 года).

Господин Милютин добавил:

– Задачу нашего сегодняшнего совещания я вижу в том, чтобы рассказать вам о последних разработках, которые у нас сейчас есть, и услышать от вас конструктивную критику и предложения, потому что роль ошибок, которые мы можем допустить, серьезно возрастает, поскольку регулирование у нас теперь долгосрочное и понятно, что мы не можем предусмотреть все те нюансы и возможные недочеты, которые могут быть с любой стороны.



Первые ласточки

В Российской Федерации по новой системе тарифообразования работают уже семнадцать распределительных сетевых комплексов. Представители ряда компаний, а также региональных властей поделились своим опытом перехода на RAB с участниками семинара. Каждый доклад стал ценным материалом, поскольку позволил определить реальную картину преимуществ и недостатков перехода на метод доходности инвестированного капитала российских электросетевых компаний.

Арнольд Шалмуев, заместитель главы администрации Новгородской области:

– Мы очень плодотворно работаем с ОАО «МРСК Северо-Запада», и, когда нам было предложено изучить механизмы перехода на RAB, мы с удовольствием на это откликнулись, провели соответствующие консультации и приняли решение, что с 1 января переходим на RAB. Для нас важно, что тарифы, в данном случае, устанавливаются не на один год, а минимум на перспективу от 3 до 5 лет. И тариф может индексироваться с учетом макроэкономических показателей. Кроме того, увеличивая или уменьшая тариф, власть и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии, качество обслуживания потребителей.

Переход на новый метод тарифного регулирования может представить Новгородской области очевидное преимущество. В перспективе – существенное развитие электросетевого комплекса. За три года при переходе на RAB-регулирование инвестиции в развитие сетевого комплекса Новгородской области составят около 3 миллиардов рублей. Становятся возможными масштабные инвестиции в экономику регионов при сдерживании роста тарифов, механизмов сглаживания. Для региональной и местной власти RAB-регулирование означает повышение энергетической безопасности и надежности электроснабжения регионов, а также возможность получения услуг более высокого качества. Применение метода RAB означает, что государство создает правила игры и обеспечивает прозрачность регулирования на долгосрочный период.

Генеральный директор МРСК Северо-Запада Александр Кухмай в своем выступлении сделал акцент на принципах, которыми руководствуется компания при взаимодействии с региональными властями и регулирующими органами в решении вопросов перехода на новую методику тарифообразования на территории присутствия компании. Он подчеркнул, что очень важно учитывать интересы региона при переходе на RAB-регулирование.

По мнению господина Кухмая, новая методика регулирования тарифа предоставляет дополнительные возможности для инвестиционного развития субъектов Федерации, исходя из потребностей региона в развитии сетевого комплекса и повышении надежности электроснабжения, а не ограничений тарифной нагрузки.

Александр Кухмай отметил:

– Сегодня мы работаем на том, что было создано в СССР. Практически на протяжении многих лет сетевой комплекс находился в состоянии стагнации, потому что при скудности тех ресурсов, которые получали за свои услуги энергетики, большая часть шла на поддержание тепловых источников и генерации как основы формирования энергетического комплекса. Распределительно-сетевой комплекс финансировался и сегодня финансируется по остаточному принципу, что, конечно, не приводит к его обновлению в той мере, в которой мы считаем необходимым. Почти 70 процентов оборудования имеет почти 100-процентный износ. Из них 7,4 процента – оборудование, отработавшее два нормативных срока.

Полезный отпуск электроэнергии в 2008 году начал расти. Кризис внес свои поправки и существенно скорректировал объем передачи и, соответственно, скорректировал объем той выручки, которую мы должны были иметь для поддержания нашего комплекса в нормальном техническом состоянии. Это факт. Мы его видим и понимаем, что для изменения этого факта необходимы другие принципы подхода к обновлению оборудования. Я уже сказал, что общее количество центров питания, а мы называем центрами питания подстанции 35‑110 кВт, – 1145. На сегодняшний день по техническим характеристикам закрыто 122 центра питания. К сожалению, это, в основном, объекты, которые находятся в крупных областных центрах и крупных городах. Основное развитие промышленности, мелкого бизнеса, рост коммунального потребления электроэнергии происходит именно в больших городах, областных центрах, где инфраструктура, которая была создана в предшествующие годы, теперь не покрывает потребностей этих городов. Поэтому сегодня мы видим возможности обновления и развития при использовании современных методов тарифо-образования, которые прошли адаптацию в мировой практике и показали эффективность, – это метод дохода на инвестированный капитал.

Преимущества и возможности нового системного подхода в тарифообразовании – это возможность формирования инвестиционных программ, исходя из потребностей региона и развития сетей, а также повышения надежности. Это возможность существенного увеличения инвестпрограмм, несмотря на ограничение роста тарифов предельными уровнями. RAB-регулирование стимулирует сетевые организации к повышению уровня надежности и качестваобслуживания потребителей. Долгосрочный тариф позволяет планировать ресурсы, правильно распределять те возможности, которые имеет организация и регион в целом.

Мы считаем, что переход на RAB-регулирование выгоден для всех участников процесса. Потребители получают повышение качества услуги, надежности электроснабжения. Сетевые компании получают снижение аварийности электрических сетей, решение проблемы старения и ухудшения состояния электрических сетей. Инвесторы получают гарантию возврата инвестированного капитала, снижение рисков, справедливый уровень доходности капитала, который определен принципами тарифного регулирования.



Трудности перехода

Юрий Маланин, председатель комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области:

– Оценка инвестированного капитала должна проходить не сама по себе, в отрыве от конечного тарифа, а представлять собой компромисс, позволяющий, с одной стороны, развивать компанию, а с другой стороны, держать темпы роста тарифа под контролем.

Необходимо сказать также о динамике роста тарифов по годам. Основной рост у нас идет не из‑за того, что мы перешли к долгосрочному регулированию по методу RAB. Рост идет из‑за того, что с 1 января происходит полная либерализация рынка. И, на наш взгляд, 3 года для долгосрочного тарифного регулирования маленький срок. Пятилетний срок был бы более приемлем.

На данный момент практически все региональные регуляторы, которые вплотную подошли к работе по методу RAB, столкнулись с тем, что, как таковых, унифицированных показателей энергоэффективности в стране нет. И хотелось бы предложить ФСТ РФ разработать достаточно унифицированные показатели, чтобы политика по энергоэффективности в каждом регионе была не своя, а единая по всей стране.

Важная проблема – согласование или пересогласование инвестиционной программы, когда объем остается тот же, но меняется номенклатура, наименование объекта, меняется стоимость каждого объекта – вот здесь, на наш взгляд, в постановлении правительства нечетко определено, отчего брать эти 15 процентов. То ли от всей трехлетней программы, то ли от одного года. Не совсем понятен для нас вопрос доходности на старый инвестированный капитал. Я потребителю с трудом могу объяснить, если вообще смогу объяснить, на каком основании ФСТ России был принят и введен в действие приказ о доходности на старый капитал в размере 6,9 и 12 процентов, соответственно, по годам. Почему не 5, 10? И последнее – целесообразность применения метода RAB небольшими территориальными сетевыми организациями. Их в регионах достаточно много, и, применяя этот метод с икс-фактором и прочее, мы получим серьезные головные боли.

Алексей Сергутин, директор по экономике ОАО «Холдинг МРСК»:

– Предприятия МРСК были пионерами по внедрению метода долгосрочного регулирования. Как вы знаете, в 2008 году первая группа сетевых предприятий филиалов перешла на новый метод регулирования. Первый год регулирования получился тяжелый в экономическом смысле. Произошел известный распад, падение полезного отпуска и связанные с этим проблемы с недобором выручки, соответственно, с неисполнением инвестпрограмм. Были определенные вопросы о том, как двигаться дальше, и, в общем‑то, высказывались сомнения в целесообразности дальнейшего применения долгосрочных методов регулирования. В частности, RAB. Во многом по инициативе ОАО «Холдинг МРСК», лично директора Николая Швеца этому направлению деятельности было придано ускорение, были поставлены задачи по срокам перехода на метод доходности инвестированного капитала предприятий ОАО «Холдинг МРСК». Причем это было сделано до того, как вышли нормативные документы (261 ФЗ), поэтому позиция, занятая холдингом, была поддержана в правительстве, и, соответственно, был намечен определенный план действий, который теперь закреплен в нормативных документах.

По мнению господина Сергутина, у российского сетевого комплекса есть большое количество проблем, которые не сможет решить даже массовый переход на RAB:

– Не секрет, как для регуляторов, так и для менеджмента операционных компаний, что состояние основных фондов распределительного сетевого комплекса далеко от идеала. Износ в целом по холдингу более 60 процентов, а по ряду компаний и более 70 процентов. Около 8 процентов оборудования отработало 2 нормативных срока. В полный рост стоит проблема коренной реконструкции, перевооружения сетевого хозяйства. То есть мы, честно говоря, живем на советском наследии, но оно не бесконечно. Необходимо принимать срочные меры по реконструкции сетей, что не делалось и в период реформы энергетики.

По оценке технических специалистов ОАО «Холдинг МРСК», на реновацию оборудования российского сетевого комплекса нужна сумма порядка трех триллионов рублей. Это колоссальная сумма, которая даже в условиях массового перехода на RAB не позволит полностью обеспечить этот объем.

Интересным было и выступление руководителя службы по тарифам Республики Коми Андрея Шеремета, который подчеркнул важность контроля над исполнением инвестиционной программы сетевой организации и оценки инвестированного капитала:

– «Комиэнерго» всегда выполняло заявленные в инвестпрограмме мероприятия. Даже в отсутствие метода RAB у нас шла активная модернизация сетевого комплекса. Важно не ограничивать размеры сглаживания НВВ, а также целесообразно применение икс-фактора в целях повышения эффективности операционных расходов.

В качестве основного мотива перехода на RAB-метод называют необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Это значимый фактор, но в моем понимании он вторичен. Самое главное, на мой взгляд, при переходе на долгосрочные методы регулирования – понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, который приходит и понимает, что в течение целого ряда лет будут такие‑то тарифы, а если при этом будет проведена модернизация, то это дополнительный плюс.

Заместитель генерального директора по экономике и финансам МРСК Северо-Запада Ольга Макарова, в свою очередь, отметила, что, несмотря на преимущества метода доходности инвестированного капитала, в России перейти на RAB-регулирование, по крайней мере с «чистого листа», нельзя, поскольку накопился ряд проблем, не позволяющий некоторым сетевым комплексам применить новый метод тарифообразования:

– Какую долгосрочную инвестиционную программу на период с 2011 по 2015 год МРСК Северо-Запада планирует по филиалам? Объем программы достаточно значительный, но вопрос в том, сможем ли мы вписаться с учетом тех последних изменений, которые будут внесены в методические указания, и построить такую модель RAB-регулирования и делать такие расчеты, чтобы потом на 100 процентов исполнять взятые на себя обязательства по выполнению инвестпрограммы?

Мы вели очень плотную работу в двух регионах. Речь идет о филиалах «Новгородэнерго» и «Псковэнерго». К сожалению, параметры не позволили нам с учетом того, что было принято решение по переходу на трехлетний период регулирования, перевести на RAB «Псковэнерго».

Для того чтобы у нас все прошло гладко при переходе на RAB в остальных регионах, необходимо внесение изменений в нормативно-правовые акты, решение методологических вопросов. Заинтересованы в переходе на долгосрочное регулирование и регионы, и сетевые компании, и регуляторы. Конечно, под руководством ФСТ должно быть сформировано общее для всех заинтересованных сторон понимание механизмов решения проблем, препятствующих эффективному переходу на RAB.

Переход на RAB-регулирование нельзя осуществлять с чистого листа, накопленный финансовый дефицит не позволит эффективно решать поставленные задачи. Мы стремимся к тому, чтобы ключевые вопросы были решены и чтобы в RAB-регулирование мы вступили с минимальным количеством накопленных проблем.

Беспокоит нас и неурегулированность вопроса по «последней миле». Для нас это большая проблема, но мы полагаем, что в ближайшее время эта проблема Минэнерго и ФСТ будет положительным образом для нас урегулирована, – резюмировала госпожа Макарова.



Плюсы и минусы

Еще одну важную проблему обозначил заместитель начальника отдела регулирования инфратруктурных организаций ФСТ России Сергей Сасим:

– Согласовав переход на метод RAB, ряд региональных регуляторов решили отказаться от этого и утвердить тарифы по методу «затраты плюс». Органы регулирования не устанавливают долгосрочных параметров регулирования либо пересматривают их в течение года, но с этим мы будем жестко бороться, – отметил он.

Выдержки из выступлений участников семинара позволили определить основные плюсы и минусы новой системы тарифообразования, испытанной в условиях российской действительности. Однако, как выяснилось, помимо ключевых проблем RAB-регулирования, существует масса частных, решение которых требует не менее пристального внимания. О том, что в настоящее время сама методология RAB-регулирования «сырая», очень подробно говорилось в рамках рабочих групп, а также в открытом диалоге между заместителем начальника управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России Денисом Милютиным и представителями сетевых компаний.

Участники семинара задавали ФСТ вполне резонные вопросы, на которые пока никто не знает ответов. В результате у нашего корреспондента возник вопрос:

– Столько вопросов, на которые нет ответов! ФСТ в растерянности?

Господин Милютин ответил:

– Растерянности нет. Есть вопросы, которые надо решать. Многое зависит от Минэнерго. Мы вместе пытаемся найти решения. В основном, проблема в том, что доля возврата и дохода на капитал, которая зависит от оценки капитала, достаточно сильно влияет на уровень тарифа и зачастую РЭКи не могут ничего с этим сделать, что многих пугает. Приходится применять механизм сглаживания, в результате которого вся нагрузка переносится на 3, 4, 5 лет. И если первые годы там рост тарифов небольшой, то на 4‑5-й год взлетает чуть ли не в разы, что тоже не совсем правильно.

У нас достаточно сырая методология. Понятно, что за один год привести отрасль от фактического уровня до оптимального, наверное, не получится.

Мы же там, сидя в Москве, много чего не видим, может быть, поэтому предпринимаем вылазки в регион, где хотели бы услышать не только вопросы, но и какие-то конкретные предложения по решению тех или иных проблем.

И эти предложения участниками семинара, безусловно, предлагались. Теперь ФСТ предстоит проанализировать итоги двухдневного семинара-совещания и прийти к консенсусу, который станет оптимальным для всех сторон.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (148) апрель 2010 года: