16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/147/11333.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (147) апрель 2010 года

Энергоэффективность выходит из подполья

Энергетика: тенденции и перспективы Подготовила Ольга МАРИНИЧЕВА

В продолжение темы закона об энергосбережении «ЭПР» публикует мнения экспертов о новом документе и перспективах его применения.

Евгений Рудаков, эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий:

– Качество любого закона проверяется временем, в особенности это касается столь новаторского документа, как закон об энерго-сбережении. Данный закон, вне зависимости от того, какие трудности возникнут при его практическом применении, задает новое направление развития в области отношения физических и юридических лиц к процессу и объектам потребления энергоресурсов.

Наиболее детально и качественно в законе проработаны параметры стимулирования энергоэффективности для населения и в коммунально-бытовом секторе. Успех этого направления регулирования практически не вызывает сомнений, так как процессы нерационального энергопотребления в быту абсолютно понятны и прозрачны. Яркий пример – ситуация с лампами накаливания.

В том, что касается промышленности, закон лишь устанавливает правовой статус энергоаудитов и энергопаспортов. Качество регулирования на данном направлении будет полностью зависеть от подзаконных документов, сложность качественной разработки которых ограничивается бесчисленным множеством технологических процессов и условий производства, для которых необходимо сформулировать единые принципы оценки энергоэффективности.

Основные спорные моменты закона связаны с изменениями, которые вносятся в другие законы. Например, закон об энергосбережении разрешает заключение нерегулируемых двухсторонних договоров теплоснабжения. Данный вопрос требует гораздо более детальной проработки. Помимо этого, в законе упоминается тарифное RAB-регулирование. Одним из основных принципов RAB за рубежом являлись обязательства электросетевых компаний по снижению издержек. У нас же снижение издержек не является обязательным, критерием надлежащей работы являются лишь абстрактные «показатели надежности и качества».

Николай Данилов, директор Института энергосбережения (Екатеринбург):

– Сам факт, что закон наконец принят, имеет огромное значение. Те, кто последние лет десять занимаются проблемами энергосбережения (а в Свердловской области мы эту работу начали в 1996 году), подтвердят – работать приходилось практически из подполья. Не хватало понимания важности этих вопросов. И сегодня важнейшее значение закона – национальный курс на повышение энергоэффективности, энергоэффективность как залог конкурентоспособности на всех уровнях.

Потенциал энергоэффективности в России (а это порядка 420 миллионов тонн условного топлива) можно рассматривать как новое огромное месторождение, в несколько раз богаче Самотлора! Причем его разработка намного выгоднее экономически, нежели ввод новых энергетических мощностей. И закон открывает это месторождение, наше дело теперь – его освоить.

Надо принимать во внимание, что нормативная база не ограничивается законом № 261. Существует также указ президента от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению экономической и энергетической эффективности российской экономики»; активно появляются подзаконные акты, детализирующие положения закона, распределяющие конкретные мероприятия по его реализации, ответственность, сроки. Разрабатывается программа реформирования ЖКХ. Работа идет «с колес», каждую неделю появляется что‑то новое, динамика высочайшая. Активно идет формирование новых рынков, целых кластеров энергоэффективного оборудования, сопутствующих услуг, материалов, технологий.

Важно обеспечить комплексность подхода: энергоэффективность – не выделенный сектор или отдельная государственная политика, это составная часть, решающий аргумент всей государственной экономической политики. И функция государства как законодателя – дать толчок не только административным, но и рыночным, и поведенческим изменениям.

Структурные сдвиги вследствие появления закона об энергосбережении правильны, не просто рынок – сама жизнь их направляет. Появятся новые подотрасли, ниши.

Например, в Свердловской области прекрасный научный и производственный задел, в первую очередь на оборонных заводах. Приведу в пример всем известный Уральский приборостроительный завод, который выпускает автоматизированные блочные тепловые пункты, счетчики с межповерочным периодом 16 лет. Рынок сбыта – огромный, а закон об энергосбережении открывает новые возможности.

Конечно, спорных, нерешенных вопросов, сложностей – множество. К сожалению, в законе совершенно не получила отражения необходимость разработки региональных топливно-энергетических балансов. А ведь без адекватной картины структуры и динамики энергопотребления сложно говорить о повышении энергоэффективности.

Чтобы реализовать закон, в бюджетах надо предусмотреть средства на энергообследования, разработку и реализацию программ – как для регионов, муниципальных образований, так и на уровне бюджетных организаций, ТСЖ, предприятий. Надо разобраться, что делать и кому доверить. Нужно соответствующее научное, методическое, кадровое обеспечение.

В Свердловской области задел большой – кафедре энергосбережения крупнейшего технического вуза – Уральского политехнического института – уже 10 лет.

В настоящее время наш институт и УПИ работают над созданием совместного научно-образовательного комплекса. Необходимо выйти на организацию энергетических классов – сегодня остро не хватает не только профессиональных специалистов, но и общей культуры энергоэффективности.

Сегодня необходимо рассматривать энергоэффективность, условно говоря, как большую отрасль: только при таком комплексном подходе мы имеем шансы достичь успеха.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (147) апрель 2010 года: