Простота – залог успеха - Энергетика и промышленность России - № 07 (147) апрель 2010 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/147/11310.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (147) апрель 2010 года

Простота – залог успеха

Тема номера Подготовил Иван СМОЛЬЯНИНОВ по материалам компании Kamstrup

Современные предприятия тепловых сетей и теплосервисные организации, обслуживающие узлы учета тепла, все чаще задумываются о дистанционном сборе показаний с теплосчетчиков.

Это дает ряд преимуществ, таких, как удобство и скорость получения информации. Но часто специалистов останавливает кажущаяся сложность и дороговизна создания собственной системы, хотя это далеко не всегда так. Есть решение, доступное в большинстве случаев, – дистанционный сбор данных с помощью GSM.

Один из главных плюсов GSM состоит в том, что связь строится на базе уже существующих сотовых сетей, покрывающих сегодня практически всю территорию страны. Пожалуй, это единственное решение из всех возможных, не требующее развертывания собственной инфраструктуры. Оно позволяет создавать и обслуживать разветвленные и протяженные сети при сравнительно небольших финансовых затратах. Рассмотрим различные варианты применения GSM-связи на примере дистанционного снятия показаний с ультразвуковых теплосчетчиков производства компании Kamstrup.



Когда клиент за горизонтом

В Приморском крае пионером по внедрению беспроводных технологий в сфере коммерческого учета теплоэнергоресурсов стала компания «ВИРА», создавшая информационно-аналитическую систему «Скутер».

– Раньше нашим инженерам приходилось преодолевать расстояния в сотни километров, чтобы проверить работоспособность и с помощью ноутбука снять архив иногда с одного-единственного прибора учета. Сейчас эту работу выполняет компьютер автоматически. Мы можем одновременно обслуживать большое число узлов учета, расположенных на значительном удалении, – рассказывает Юрзин Богданов, исполнительный директор ЗАО «ВИРА».

Способы сбора данных теоретически могут быть самыми разными: от ручного съема архива на ноутбук абонента с помощью оптической головки до дистанционного автоматического опроса узлов учета.

– На практике мы в основном применяем для этой цели GSM-связь, – продолжает специалист. – Рельеф местности у нас непростой, в основном сопки, поэтому сбор данных другими способами затруднен в силу географических особенностей региона.

Сегодня абонентами компании являются около 300 организаций, рассредоточенных по 15 административным районам и находящихся на удалении до 500 и более километров от диспетчерского узла.



Диспетчеризация на вечной мерзлоте

Используя сотовые сети, можно строить системы практически любой конфигурации и в самых сложных условиях, например на Крайнем Севере. Диспетчерский терминал устанавливает с каждым узлом учета прямую связь, поэтому география и топология теплосети не имеют значения.

– В числе наших объектов есть жилые дома, офисные и производственные помещения, спорткомплекс, склады, котельная, теплица, компрессорные станции, – рассказывает Виталий Долгополов, специалист УК «Жилсервис» (Ноябрьск). – Причем восемь зданий расположены в черте города, а еще семь – на расстоянии до 220 километров от него. В каждом установлены ультразвуковые тепло- и водосчетчики производства Kamstrup, оснащенные GSM-модемами. При выборе оборудования мы исходили из соображений надежности работы при плохом качестве теплоносителя и наличия автономного питания. В наших климатических условиях необходима возможность постоянного мониторинга отопительных систем, а для этого приборы должны работать стабильно. Например, в периоды сильных морозов диспетчер ежедневно контролирует температуру теплоносителя и, если она упадет ниже допустимого значения, может оперативно направить на объект специалистов.



Сети быстрого развертывания

Помимо доступности сотовых сетей, важно и то, что система на базе GSM проста в монтаже. Даже в тех случаях, когда узлы учета доступны для регулярных обходов, дистанционный сбор показаний может оказаться предпочтительнее. Легкость монтажа и настройки оборудования и невысокая цена определили выбор одной из теплоснабжающих компаний Ярославля в пользу GSM-связи.

– Работу существенно облегчило то обстоятельство, что на всех объектах были установлены однотипные теплосчетчики Multical® с возможностью включения в любую сеть диспетчеризации, – говорит Алексей Горбунов, начальник участка ЗАО «Ярсантехмонтаж», осуществлявшего в минувшем году монтаж оборудования автоматического считывания и удаленной передачи данных на узлах учета в ярославском микрорайоне «Сокол». – Из всех возможных вариантов теплоснабжающая компания приняла решение использовать GSM. Техническая реализация сложностей не вызвала.

Модуль передачи данных устанавливается непосредственно в корпус вычислителя по принципу plug-and-play. Посредством стандартного интерфейса RS232 он обеспечивает интеграцию с внешним GSM-модемом. Последний остается подключить к электросети, установить внешнюю антенну и SIM-карту и запрограммировать периодичность передачи данных на диспетчерский пункт.

– Все это делается в течение одного рабочего дня, причем без какой‑либо спешки, – добавляет господин Горбунов. – Вмешиваться в работу самого тепловычислителя при добавлении модуля связи не нужно, а это немаловажно с точки зрения безопасности данных учета.

Инициатором ярославского проекта выступила компания, осуществляющая теплоснабжение района. Руководство теплосети уверено, что диспетчеризация позволит упорядочить расчеты с потребителями и повысить качество услуги теплоснабжения. Показания будут сниматься ежемесячно в одни и те же числа, а счета выставляться без задержек, строго за фактическое потребленное тепло. Это позволит избежать путаницы в платежах и возможных претензий со стороны собственников.

Установка и подключение дополнительного оборудования, необходимого для включения теплосчетчика в сеть сбора данных, стоили для каждого многоквартирного дома около 18 тысяч рублей единовременно. Получилось порядка 200 рублей с квартиры. GSM-оборудование не требует специального обслуживания, поэтому ни потребители, ни теплоснабжающая организация не несут дополнительных затрат. Абонентская плата за SIM-карту не превышает 300 рублей в год.



Поставить и… можно забыть

Особо следует остановиться на том, что расходы на организацию GSM-систем пропорциональны числу абонентов.

– Один из наших клиентов – ОАО «СМПП» (Ступинское машиностроительное производственное предприятие) – имеет единственный узел учета тепла в точке ввода на ТЭЦ-17, – рассказывает Василий Кочнев, генеральный директор обслуживающей компании «Сервис-К плюс». – Предприятие расположено в промзоне и отделено от города лесом. Сам узел находится в удалении от административного корпуса завода на закрытой охраняемой территории. Чтобы попасть к нему, необходимо преодолеть 4 километра по объездной дороге, а кроме того, оформить документы на пропуск. Однако данные учета требуются с высокой периодичностью, например зимой – ежедневно. Они нужны не только отделу сбыта теплосети, но и заводским диспетчерам для контроля за состоянием системы.

Это объясняет, почему у обслуживающей компании появилась потребность в организации дистанционного снятия показаний.

– К прибору учета мы подключили GSM-модуль, который по команде оператора опрашивает вычислитель и передает данные на удаленный диспетчерский пункт. В этом качестве может выступать любой персональный компьютер, оснащенный GSM-модемом, – говорит господин Кочнев. – Теперь мы посещаем узел учета только для профилактических проверок. Впрочем, это скорее требование регламента: ультразвуковые теплосчетчики компании Kamstrup не требуют обслуживания, кроме обязательного для любого прибора учета снятия на поверку раз в 4 года.

Стоимость GSM-оборудования составила всего 12 тысяч рублей, а дальнейшие затраты равны ежемесячным платежам сотовому оператору по стандартному тарифу.

Надо отметить, что какой бы удобной ни была система дистанционного сбора данных, ключевым моментом в ее работе является достоверность показаний приборов учета. Тратить время и деньги на диспетчеризацию ненадежных теплосчетчиков – это все равно что строить дом без фундамента. Ведь если прибор учета требует постоянного внимания из‑за нестабильной работы и специалисту приходится регулярно посещать его для решения то одной, то другой проблемы, все преимущества удаленного сбора показаний теряются. Поэтому, прежде чем выбрать способ связи, например GSM, необходимо убедиться в том, что сами теплосчетчики не подведут. Именно эта уверенность дает гарантию того, что система проработает долгие годы и окажется экономически целесообразной.

Удаленный сбор данных с помощью GSM не требует наличия дополнительной инфраструктуры, может быть реализован практически в любых условиях, при этом удаленность узлов учета не имеет значения. Расходы на диспетчеризацию невелики и пропорциональны числу абонентов. Это объясняет, почему подобные решения постепенно становятся все более популярными в России.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (147) апрель 2010 года:

  • В поисках сланцевого газа
    В поисках сланцевого газа

    В комитете Государственной Думы по энергетике 25 марта состоялся круглый стол по перспективам освоения российских ресурсов сланцевого газа. ...

  • ТГК-11 обнародовала выручку
    ТГК-11 обнародовала выручку

    ОАО «ТГК-11» обнародовало выручку за 2009 год и капиталовложения на 2009‑2010 годы. ...

  • Уран «про запас» отложат в России
    Уран «про запас» отложат в России

    В штаб-квартире МАГАТЭ 29 марта было подписано соглашение о создании на территории России гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). ...

  • Шанс для Арктики
    Шанс для Арктики

    Российская добывающая отрасль вступает в новую фазу, связанную с освоением углеводородных запасов шельфа полярных морей. ...

  • Смешанное тепло
    Смешанное тепло

    С конца марта в целях оптимизации работы оборудования на Якутской ТЭЦ и Якутской ГРЭС применена так называемая схема смешения теплоснабжения. ...