16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/147/11308.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (147) апрель 2010 года

Мысли вслух о «Северном потоке»

Нефть, газ, уголь в энергетике К. т. н. Анатолий ЖУРАВЛЕВ, директор НПФ «ЛЕНА»

Ленинградская область становится все более крупным транзитером энергоресурсов. Но это скорее огорчает, чем радует.

Приход сырья в регион со столь значительным научно-техническим потенциалом, как Ленинградская область и Санкт-Петербург, должен сопровождаться бурным ростом перерабатывающих мощностей.

Сырье или продукция?

Не надо смотреть на Запад и сравнивать Санкт-Петербург с Роттердамом и Гамбургом: достаточно посмотреть на Восток. В Татарстане геологические запасы нефти исчерпаны, нефть поступает из Западной Сибири, но не для транзита, а для переработки. Нефтехимические мощности постоянно растут, соответственно, растет и ВВП. Пришел в Ленобласть газовый транзит, так неплохо бы сопроводить вывоз энергоресурсов хотя бы минимальной переработкой, хотя бы сжижением газа (роль сжиженного газа в мировой торговле стремительно нарастает). Чисто технически это очень эффективно, так как танкеры перевозят жидкий метан в любую точку земного шара с минимальными издержками, как и нефть.

Для справки: Катар с территорией около 12 тысяч квадратных километров занимает третье место в мире по запасам этого сырья (примерно 50 процентов российских запасов). Какое дело жителям Санкт-Петербурга до арабского энергетического гиганта? Да прямое, раз влезли мы в глобальную экономику: они конкуренты, и очень опасные. При мизерной себестоимости добычи они легко выдержат дальнейшее падение цен. И вообще, они не сырьевики: весь газ они перерабатывают. Во-первых, сжижают, а во‑вторых, на своих газохимических заводах производят мочевину (карбамид) и аммиак. Продукцию везут морским путем, все рынки для них открыты, никаких проблем с транзитерами.

Вкладываться в расширение экспорта, когда цены падают, а себестоимость добычи растет, очень рискованно. По итогам 2009 года рентабельность экспорта газа минимальна. Да и политическая ситуация вокруг транзита газа запутанная, что резко увеличивает риски инвестиций в эту отрасль: Украина вновь нарушила свои контрактные обязательства, отказавшись платить 3 миллиарда долларов США неустойки за недобор газа. Это порядка 25 процентов стоимости «Северного потока». Премьер РФ с этим согласился, хотя лишних денег в стране нет, финансовое положение «Газпрома» тяжелое, а Россия вновь начинает наращивать внешние долги. Столь дорогие подарки можно делать в том случае, если мы и впредь будем подавать сырье в Европу через Украину. Но тогда зачем «Северный поток» сооружать? Сейчас и украинские транзитные мощности не загружены, а увеличивать потребление страны ЕС в обозримом будущем не смогут, даже если начнется экономический рост: у них есть мощности по сжиженному газу в Папуа – Новой Гвинее, Йемене, Западной Африке, Австралии и т. д. Им надо окупать свои инвестиции и при этом держать низкие цены, чтоб не разогнать инфляцию.



Куда ведут подводные потоки

При этом транзит газа по «Северному потоку», если проанализировать, куда более рискован, чем через Украину. С Украиной хотя бы есть долговременные контракты и определенная взаимная заинтересованность, поскольку Украина – не Голландия, она не может добыть газ в Йемене или на шельфе Гренландии и привезти к себе, у нее просто нет свободы выбора. А у Дании и Финляндии он есть. Так, еще и кубометра газа не ушло в Европу, а северная соседка уже получила барыши: воспользоваться ее морским дном «Газпром» может только при условии беспрепятственного вывоза из России круглого леса. Интересно, что потребуют изобретательные финны после постройки газопровода?

Вместо этого, при грамотной переработке ресурсов, Петербург может вернуть себе славу центра внешней торговли страны. После окончания строительства защитной дамбы вся восточная часть Финского залива превращается в надежно защищенную от ветров бухту, в которой просто необходимо развернуть сооружение причалов, углубление дна, подвод железнодорожных путей, строительство береговых складов и т. д. При этом надо внести некоторые изменения в проект южной части дамбы: предусмотреть в ней несколько проходов для морских судов вместо одного. Энергетически строительство и функционирование порта мощностями обеспечены, промбаза в лице машиностроительных заводов имеется. Необходим державный подход к проблеме, желание и воля вкладывать силы и средства в такие свершения, которые идут на пользу всей стране и сулят выгоду не только нам, но и потомкам.

К сожалению, новости с энергетического фронта не радуют: имеются в виду договоренности руководства России по ускоренному строительству транзитного нефтепровода через Болгарию и Грецию. Вновь два транзитера, причем с низкой платежеспособностью. Зачем гнать нефть из северных районов Западной Сибири на юг и перекачивать в танкеры, разгружать в Болгарии, перекачивать по нефтепроводу на греческое побережье Средиземного моря и вновь грузить в танкеры?! И вся эта логистика будет строиться за счет России. Потом придется платить за аренду и создавать рабочие места гражданам заморских стран.

При этом денежные вливания в балканских транзитеров явно идут за счет Ленинградской области и Санкт-Петербурга, которые лишаются законной (с точки зрения экономической географии) прибыли от транспортировки энергоносителей, в данном случае – нефти. А поскольку они в результате лишаются и возможности развивать нефтехимию, то раздел «упущенная выгода» вообще выглядит удручающе…

В идеале сырую нефть тоже не следует экспортировать, это очевидно: вывозим по цене 13‑15 рублей за литр. Теперь зайдите в магазин и посмотрите, сколько стоит литр финской автомобильной краски или импортного моторного масла?

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (147) апрель 2010 года:

  • Выгоден ли «шведский стол» в энергетике?
    Выгоден ли «шведский стол» в энергетике?

    Чтобы запустить механизм интенсивного перехода страны на энергосбережение, надо создать такие условия, при которых факторы энергосбережения стали бы одними из самых эффективных факторов оптимизации производства. ...

  • Теплосети Петербурга делят пластик и сталь
    Теплосети Петербурга делят пластик и сталь

    До конца 2010 года ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» заменит более 22 километров тепловых стальных трубопроводов города армированным пластиком и гибкой нержавеющей сталью. ...

  • Эффективность через инновации

    ЧТО: XIII Международная выставка «Нефтегаз-2010» и I Международная конференция «Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность через инновационное развитие». ГДЕ: Москва, «Экспоцентр». КОГДА: 22‑23 июня 2010 года....

  • Екатеринбургские сетевики начали крупнейшую стройку
    Екатеринбургские сетевики начали крупнейшую стройку

    В екатеринбургском микрорайоне Широкая Речка началось строительство самого большого энергообъекта ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» – подстанции 220/110 кВ «Рябина». ...

  • Китайскую АЭС достроит Россия
    Китайскую АЭС достроит Россия

    ЗАО «Атомстройэкспорт» и Цзянсуская ядерная энергетическая корпорация (JNPC) Китая подписали рамочный контракт на сооружение второй очереди Тяньваньской АЭС. ...