16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/146/11303.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (146) март 2010 года

Облака над океаном – источник пресной воды

Производство для энергетики Д. т. н. Александр БАЙБИКОВ

От недостатка качественной пресной воды страдает около миллиарда людей. По прогнозам, к 2025 году ее нехватку будут ощущать две трети населения Земли.

Недостаток пресной воды может стать одним из препятствий экономического развития в ближайшие десятилетия. Возможное климатическое потепление еще более расширит дефицитные районы.

Вместе с тем, до одной четверти всей солнечной энергии, попадающей на Землю, расходуется в наиболее мощном природном процессе – круговороте воды, составной частью которого является получение чистой пресной воды. Потенциал этого источника намного превышают обозримые потребности в воде всего человечества.

Последние достижения в развитии материаловедения и нанотехнологий вполне позволяют ввести в разработку этот громадный резерв. Практическое опробование сбора дождевой воды в океане можно осуществить с применением фактически выпускаемого сейчас оборудования и материалов на рассмотренной ниже недорогой пилотной системе.

Для сбора атмосферной воды плавающий матерчатый круговой сборник радиусом 200 метров (площадь приблизительно семнадцати футбольных полей) и надувными бортами для сохранения его формы транспортируют танкером в места океана, над которыми располагаются влагонесущие облака. Над облаком поднимают привязной аэростат с подвешенным запасом экологически чистых мелкодисперсных реагентов (например, сухим льдом, кристаллами парения жидкого азота). Этот реагент распыляется для конденсации и выпадения воды в облаке, вызывая искусственный ливень. Выпадающая вода собирается в сборнике. Через всасывающую трубу и с помощью самовсасывающего насоса на танкере вода откачивается из наиболее низкой части сборника. Затем эта вода направляется в баки танкера.

Тросовая обвязка сборника служит для равномерной передачи усилий при транспортировке сборника, а также для развертывания и свертывания его в экстренных случаях. В таких случаях (например, при наступлении неблагоприятной погоды) воздух из надувных бортов и (частично или полностью) из поплавков спускается через специальные клапаны, и тросы, подобно складыванию веера, стягивают сборник в компактную форму. В таком виде он может буксироваться на большие расстояния. В случае еще большей опасности с помощью тросовой обвязки компактная форма может стягиваться в продольном направлении и загружаться на палубу танкера. Естественно, в этих случаях притягивается к танкеру с частичным выпуском газа и аэростат. По окончании неблагоприятного периода компрессором, находящимся на танкере, борта и поплавки могут быть снова надуты.

Надо отметить, что танкер, как и парусные суда, может не нуждаться в пополнении запасов топлива. Для этого, как описано в статье «Энергия облаков» (см. «ЭПР» № 4 за 2010 год), необходимо поднять аэростатами на уровень облаков меньший конический сборник с трубой, идущей к расположенной на танкере малогабаритной гидротурбине. Турбина приводит во вращение высокооборотный генератор. Вырабатываемый ток используется для электролиза воды и отделения водорода. Водород может храниться в баллонах высокого давления и использоваться в двигателях танкера как самое эффективное и экологичное топливо.

Периодически к танкеру может подходить другой, более мощный транспортный танкер, в баки которого перекачивается вода для доставки в порт потребителя. В качестве транспортного танкера может использоваться самое экономичное средство транспортировки – однокорпусные супертанкеры. В отличие от перевозки нефти, они допустимы по экологическим требованиям: даже при пробоине экологический вред от вылившейся пресной воды такой же, как от выпавшего над океаном ливня.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (146) март 2010 года:

  • Блиц

    ОАО «Сибэнергомаш» получило заказ на изготовление оборудования для котла БКЗ 420‑140 Курганской ТЭЦ (входит в ОАО «Курганская генерирующая компания»). Изготовление оборудования для модернизации данного котлоагрегата требует высокотехнологичного подхода, поскольку ступени пароперегревателя будут выполнены из высоколидированной стали. Одновременно с этим заказом в производство «Сиб-энергомаша» запущен заказ от ОАО «Кокс» (ведущее...

  • В МОЭСК избран новый директор
    В МОЭСК избран новый директор

    Совет директоров ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК) 11 марта избрал нового генерального директора – им стал Андрей Коновалов. ...

  • Любопытные факты из истории отопления
    Любопытные факты из истории отопления

    Еще сто лет назад немногие могли похвастаться тем, что, придя с мороза, грели руки у батареи центрального отопления. А сегодня без него трудно представить себе современный город. ...

  • Гидроэнергетики возвращают потерянное
    Гидроэнергетики возвращают потерянное

    (Окончание. Начало в № 5 (145) «Гидроэнергетики возвращают потерянное») ...

  • Блиц

    ЗАО «КЭС» (КЭС-Холдинг) в 2010 году намерен инвестировать 99,3 миллиона рублей в модернизацию котельного оборудования тепловых электростанций дивизиона «Генерация Центра». Целевая программа модернизации котельного оборудования охватывает десять электростанций в трех генерирующих дивизионах компании, включая Ивановскую ТЭЦ-3, Ивановскую ТЭЦ-2 и Пензенскую ТЭЦ-1 дивизиона «Генерация Центра». В программу входит большой комплекс работ п...