16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/146/11284.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (146) март 2010 года

Возвращение непрофильного актива

Энергетика: регионы Людмила КОЛБИНА

ОАО «МРСК Урала» создает собственный учебный центр как основу качественной и непрерывной профессиональной подготовки кадров.

Впрочем, учебный комбинат, на базе которого создается учебный центр холдинга, существует с 1970 года и ранее принадлежал ОАО «Свердлов-энерго». Точно такие же были у всех ОАО-энерго по всей России. При реформировании отрасли по приказу РАО ЕЭС комбинаты вывели за пределы компаний как непрофильную деятельность. Но в МРСК Урала комбинат сохранился в качестве структурного подразделения филиала «Свердловэнерго».



Новые горизонты

А сейчас, в силу того что огромное значение компания придает обучению персонала, статус учкомбината меняется: это будет негосударственное образовательное учреждение (НОУ), единственным учредителем которого станет МРСК Урала.

Директор учебного центра Эдуард Шапочкин рассказывает, что до 1 июня НОУ должно пройти регистрацию и получить лицензию на образовательную деятельность. Корпоративные процедуры для создания НОУ в Холдинге МРСК и Минэнерго уже пройдены. Когда все это оформится в виде постановления советов директоров холдинга и МРСК Урала, НОУ зарегистрируется и получит лицензию. Но уже сегодня здесь верстаются новые учебные планы, приобретается современное учебное оборудование, идет ремонт учебного здания и гостиницы – будущее НОУ востребовано и готовится к решению новых задач на двух площадках: в Екатеринбурге и Челябинске.

Учебный центр будет заниматься тем же, чем и занимался: подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров, их дополнительным профессиональным обучением, и не только для электросетевого комплекса, поскольку располагает учебной программой и базой, ориентированной еще и на теплоэнергетику. Его учебные классы, лаборатории, тренажеры рассчитаны на оборудование, которое установлено на тепловых станциях, и выполнены под конкретные марки котлов определенных заводов. Центр никогда не прерывал этот учебный процесс и подготовку персонала для ТГК-9, ТГК-10, МЭС Урала. Но со сменой статуса кардинально меняются и его приоритеты. О грядущих переменах мы и говорим с Эдуардом Шапочкиным.

– Эдуард Владимирович, понятно, что новые подходы к кадровой политике продиктованы нехваткой в отрасли квалифицированных специалистов, но обращает на себя внимание и то, что они совпали со сменой руководства Холдинга МРСК Урала.

– Новый генеральный директор Валерий Родин активно поддерживает в качестве преобладающего внутрикорпоративное, внутрифирменное обучение, и считает это одной из основных задач компании – и я эту позицию разделяю. Нам поставлена новая задача – ориентироваться на запросы МРСК Урала. Форма НОУ позволяет материнской компании контролировать учебный процесс, увеличить финансирование центра в рамках действующего законодательства с минимальными налоговыми последствиями.

Учебный центр находится на стыке теории, которую человек получил в вузе, колледже, с производственными задачами. Эта стыковка необходима, но вузы и техникумы ее дать не могут, так как не знают специфики работы в компаниях. Мы осуществляем переподготовку и повышение квалификации тех, кто получил базовое образование ранее, ведь с тех пор многое изменилось – оборудование, технологии. К преподаванию в центре активно привлекаются как бывшие, так и нынешние работники МРСК Урала.



Учим по-современному

– Какова ожидаемая эффективность такого внутрикорпоративного обучения?

– Первое преимущество – гибкость, адаптивность к новым требованиям компании. Например, компании срочно понадобилось провести обучение новому программному продукту. Мы готовы оперативно решить эту задачу: предоставить учебную базу, привлечь преподавателей.

А представьте реакцию на такой звонок из компании в вуз: подождите, скажут, все аудитории заняты, график занятий утвержден еще в январе, да и свободных компьютеров нет.

Второе преимущество – обучаем «с пылу с жару» всему самому новому в оборудовании, технологиях в силу поддержки и прямой связи с материнской компанией, которая напрямую заинтересована в таком подходе к обучению. Структурам независимым и стоящим отдельно учреждениям сделать это довольно трудно. И самое главное – у нас всегда гарантирован заказ: 4 с лишним тысячи человек – будь любезен, обучи.

Преимущество третье: финансирование. У нас всегда гарантирован заказ: четыре с лишним тысячи человек в год из МРСК Урала. Если вузы сидят на том, что смогут заработать, то материнская компания нам всегда поможет сделать ремонт не по остаточному принципу, купить самое современное европейское оборудование. Конечно, для компании это немалые затраты, и учебный комбинат должен окупаться. Только не так, как принято думать: подписал договор на 20 тысяч рублей – истратил 20 тысяч рублей. Если нужно – я истрачу и 30. И это окупится, но по‑другому. Чем более квалифицированный персонал мы подготовим, тем меньше он сделает ошибок. Тем меньше будет повреждений оборудования, затрат на ремонты и тому подобное. Это тоже окупаемость.

– Каким образом обучающий центр взаимодействует с материнской компанией?

– Во-первых, участвуя в научно-технических советах МРСК Урала, мы видим, что интересует холдинг, какие стоят задачи. Во-вторых, разработкой и утверждением учебных программ для всей компании занимаются начальники департаментов МРСК Урала. Третья задача: многие начальники департаментов, главные инженеры читают лекции в учебном центре. Сейчас 17 процентов преподавательского состава из МРСК, а будет – четверть. Чтобы наши слушатели из первых уст могли получать информацию, что сегодня нужно компании, какие требования к персоналу предъявляются.

С одной стороны, это обязывает и менеджеров компании уметь передавать свои знания в доступной форме, с другой – обеспечивает им обратную связь: после каждого курса обучения слушатели заполняют анкеты, где высказывают критические замечания. Что важно и для нас, поскольку требования к качеству преподавания резко повышаются. Сейчас мы подготовили регламент по оценке преподавателей, в том числе привлеченных. Преподавательский состав представлен тремя разными группами: привлеченные вузовские, из колледжей – они, как правило, читают теорию, следующая группа – преподаватели центра и третья группа – работники МРСК Урала. Также на нас возложена ответственная задача аттестации персонала холдинга.



В чем нуждается рынок труда?

– Как на сегодня выглядит кадровая ситуация в компании, в отрасли?

– Она осложнена процессами, обусловленными структурными изменениями прежних лет. Вывели, например, на аутсорсинг ряд подразделений, те же ремонтные структуры вместе с персоналом. Став самостоятельными, структуры пытались экономить на обучении и оплате персонала. Когда квалифицированный персонал перешел в другие компании, заменили его более дешевым, а значит, менее квалифицированным. Несмотря на то что часть работников сейчас возвращается в компанию, за несколько лет работы в других структурах они подрастеряли прежнюю квалификацию, по профилю не обучались. Да и требования появились новые.

Многие слушатели приходят в учебный центр в связи с принятием в собственность МРСК Урала муниципальных сетей, а также так называемых бесхозных. Работающие там люди совершенно не знают требований к работе в компании.

Ситуация на рынке труда в трех областях базирования компании– Свердловской, Пермской и Челябинской складывается явно не в пользу энергетиков. Все вместе – металлурги черные и цветные, газовики, нефтяники плюс вахтовый метод в Тюмени постоянно оттягивают наш персонал – энергетики не могут платить аналогичные зарплаты, сидя на тарифах. Мы персонал готовим, он получает у нас квалификацию и через несколько лет переходит к нефтяникам-газовикам. Это, кстати, не однозначно плохой процесс. Люди, которые прежде работали у нас, сохраняют и в других отраслях лояльность к энергетике. В свою очередь, и к нам много персонала приходит из смежных производств. В пору кризиса те же механические заводы сократили персонал, который мы теперь переучиваем для себя, даем людям вторую профессию и шанс.

Принимая во внимание, что база среднетехнического образования – ГПТУ – почти исчезла, мы частично закрываем и этот сегмент рынка образования. Можем обеспечить практику и дальнейшее трудоустройство, но с существенной разницей: наше образование более квалифицированное, чем в ГПТУ, ведь человек, который направлен к нам учиться, уже работает в фирме, где его ждут обратно.

Вынуждены закрывать и еще одну брешь: разрыв между снижающимся качеством высшего образования, к которому ведут ослабленное финансирование, возрастной преподавательский состав, его не всегда достойная зарплата, и новыми технологиями, требованиями рынка. Энергетические технологии постоянно уходят вперед, а многие вузы в силу указанных причин не в состоянии этому соответствовать.



Зарубежный опыт и наша специфика

– Используете ли вы опыт западных корпораций, где процессу обучения собственного персонала уделяется большое внимание?

– Конечно, мы действуем по тому же принципу. Например, на нашей территории работают иностранные компании. Пока они обучают свой персонал у нас, потому что таких тренажеров турбин и котлов у них нет. Обучение у них устроено примерно по той же схеме, что мы выстраиваем сейчас, выделяются огромные суммы денег.

Но западные специалисты говорят: когда они сменят котлы и другое отечественное оборудование на принадлежащих им российских энергообъектах, обучать персонал будут у себя, за рубежом – эту позицию они считают настолько важной, что готовы возить туда россиян и нести немалые расходы. Я предлагал им поставить свои тренажеры у нас, но они не идут ни на какие варианты: политика корпорации жесткая – обучать они будут сами. Так же настроены поставщики оборудования других компаний. Я понимаю, что такая настойчивость и жесткость корпоративной политики в кадровых вопросах связана с гарантийными обязательствами: если они поставят сюда оборудование, на нем должен работать человек, обученный в их центре, – это их больше привлекает.

– Отрасль модернизируется, и ваши выпускники должны соответствовать новым задачам, изучать у вас все самое новое. Каким образом будет обновлено учебное оборудование?

– В будущем у НОУ значительно увеличен бюджет и затраты на процесс обучения, одна из задач – приобретение нового оборудования. Ведем переговоры с поставщиками оборудования, используемого на наших энергообъектах («АВВ-автоматизация», «Шнейдер») и их обучающими центрами. Конечно, они идут с некоторым скрипом на сотрудничество с нами.

Но, понимая, что Урал – огромный рынок сбыта их продукции, предлагают поставить и учебное оборудование – оно похоже на то, что стоит на энергообъектах, но имеет ряд особенностей для более эффективного обучения.

Кроме того, создаем ряд новых лабораторий. Например, релейной защиты, потому что сейчас используется оборудование нового типа, а также лабораторию учета, так как учет энергии и борьба с потерями в энергетике – одно из основных направлений повышения эффективности сетевых компаний.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (146) март 2010 года:

  • ФСК присоединит объекты нового нефтепровода
    ФСК присоединит объекты нового нефтепровода

    Федеральная сетевая компания выполнит технологическое присоединение объектов нефтепровода Пурпе – Самотлор протяженностью 450 километров. ...

  • Блиц

    Союз директоров теплосетевых компаний создан на I межрегиональном форуме «Теплоснабжение-2010». Председателем избран Александр Пономаренко, генеральный директор «Московской теплосетевой компании». Цели организации: защита прав и интересов теплосетевых компаний; разработка единых норм, стандартов и правил в области теплоснабжения; развитие систем энергосбережения; участие в разработке законов и нормативных документов для отрасли. Нова...

  • Министр распределил обязанности
    Министр распределил обязанности

    Министр энергетики Сергей Шматко подписал приказ о распределении обязанностей между своими заместителями. ...

  • Растет отпуск электроэнергии

    Объем электроэнергии, переданной по сетям филиала МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» в феврале, увеличился на 9,65 процента. ...

  • Стратегия энергосбережения
    Стратегия энергосбережения

    В Москве 17‑18 марта состоялась VI Международная научно-техническая конференция «Энергосбережение в электроэнергетике и промышленности». ...