16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/146/11231.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (146) март 2010 года

Как подготовить кадры для энергетики, или Инженеры инноваций

Тема номера Профессор Владимир ЩЕДРИН, директор ТИ ЧГУ 2573

Современное инженерное образование тесно связано с проблемами становления и развития инновационной деятельности, основанной на единстве науки, образования, бизнеса и власти.

Мировая тенденция создания многопрофильных университетов, интегрирующих технические, гуманитарные, медицинские и другие направления подготовки специалистов, к которым относится и Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (ЧГУ), открывает возможность для поиска оптимальной стратегии подготовки инженерных кадров.



Традиции и новшества

У ЧГУ богатые традиции подготовки специалистов в области техники и технологий. В 1961 году в Чебоксарах был открыт Волжский филиал Московского энергетического института (МЭИ), руководителем которого стал проректор МЭИ профессор А. А. Федоров. Структура филиала, состав его кафедр и номенклатура специальностей формировались под патронатом правительства республики и ректората МЭИ. Открытие новых специальностей в то время вызывалось острой потребностью в инженерных кадрах для электротехнической и электроэнергетической промышленности, которые бурно развивались в Чувашии.

На базе окрепшего Волжского филиала МЭИ в августе 1967 года был создан один из первых в стране многопрофильных университетов – Чувашский государственный университет. В его структуре для координации деятельности специальностей электроэнергетического, электротехнического и энергомашиностроительного профиля был образован Технический институт (ТИ) – единый учебно-научно-производственный комплекс. В настоящее время в его состав входят 7 технических факультетов, 23 кафедры, 9 проблемных научно-исследовательских лабораторий, 8 научно-образовательных центров, а также 10 филиалов кафедр на предприятиях Чувашии. За последние 7 лет было открыто 9 новых специальностей по приоритетным направлениям науки и техники, в том числе по комплексному обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем, телекоммуникациям, технологическому обеспечению автоматизированных машиностроительных комплексов.

В настоящее время в единой организационной структуре ТИ осуществляется как традиционная профессиональная инженерная (моноуровневая) подготовка кадров по специальностям, так и (с 1994 года) многоуровневая система инженерного образования по направлениям. Она проводится на основе Государственных образовательных стандартов второго поколения.

Многоуровневая подготовка специалистов до сих пор вызывает острые дискуссии и настороженное отношение, степени бакалавра и магистра рассматриваются как навязываемые российской высшей школе Западом. Однако подготовка магистров проводилась в Московском, Казанском и Харьковском университетах еще в конце XIX века и в первые годы советской власти. В 1960 году А. Н. Косыгин предлагал вузам СССР перейти на систему бакалавр-магистр. Целью было не сокращение обучения, а повышение профессиональной квалификации. Опыт Германии, Швейцарии и других стран, вступивших на путь тех же реформ на 6 лет позже России, показывает, что многоуровневая подготовка имеет там несомненный успех. О ней позитивно отзываются как выпускники, так и работодатели.

Безусловно, у нас в настоящее время бакалавриат по техническим направлениям как ступень высшего профессионального образования пока себя не оправдывает, поскольку бакалавр оказался невостребованным и непонятым для целевого использования специалистом. Он также не вписался юридически в систему трудового законодательства. Магистратура же стала большим достижением в дальнейшем развитии высшей технической школы. Она открыла дополнительную возможность вузовским преподавателям сконцентрироваться на проведении фундаментальных и прикладных НИР в области наукоемких технологий.



Практика и еще раз практика

Помимо обновления образовательных программ, проведения производственных и преддипломных практик, все шире используются новые формы практикоориентированного обучения студентов на рабочих местах. Кроме этого, к образовательному процессу привлекают ведущих специалистов-практиков – как в университете, так и в филиалах на предприятиях. Непрерывное образование осуществляется также в форме повышения квалификации. Развивается сотрудничество и обмен опытом молодых специалистов, работающих в научных, научно-производственных и производственных организациях электротехнической, энергетической, приборостроительной и электронной отраслей. Под эгидой Академии электротехнических наук Чувашии, компании АБС Холдинг, ОАО «ВНИИР», Чувашского госуниверситета проводятся конференции молодых специалистов.

Технический институт и ряд предприятий подписали договоры о совместной подготовке кадров и творческой деятельности в сфере образования, науки и производства. В их рамках на предприятиях проводятся учебные лабораторные занятия на действующем оборудовании, а также научно-исследовательские работы по реальной тематике. На многих предприятиях на постоянной основе работают как студенты, магистранты, аспиранты, так и преподаватели ТИ ЧГУ. Еще одно направление сотрудничества – привлечение ведущих специалистов предприятий на кафедры института для чтения лекций, ведения спецкурсов.

Институт ориентирован на предоставление качественных образовательных услуг по широкому спектру направлений. Например, в ИЦ «Бреслер» проводится непрерывная стажировка студентов начиная со второго курса по специальности «Релейная защита и автоматизация электротехнических систем». Студенты участвуют в разработке моделей энергосистем, аппаратного и программного обеспечения систем защиты, автоматики и управления электроэнергетическими объектами, в испытаниях изделий и подготовке проектной и технической документации. Руководитель магистерских программ и аспирантуры ТИ, доктор технических наук, профессор Ю. Я. Лямец создал эффективную систему непрерывной подготовки магистров и аспирантов непосредственно в ИЦ «Бреслер», где за несколько лет выпускники институтской магистратуры защитили 7 кандидатских диссертаций.

В соответствии с целевой республиканской программой социально-экономического развития Чувашии осуществляется ежегодный выпуск специалистов по всем техническим направлениям и специальностям на уровне 800 человек в год. С учетом сложившейся инфраструктуры проведено ранжирование отраслей и определены приоритетные для Чувашии направления, которыми признаны энергетика, электротехника, приборостроение, машиностроение, строительство и химическая промышленность. Совместно с органами государственной власти и работодателями институт сформулировал основные требования к республиканской системе подготовки кадров: многоуровневость, удовлетворяющая потребности в специалистах разной степени квалификации, и непрерывность образования; разветвленность по специальностям и специализациям, включая различные уровни инженерно-управленческой подготовки; территориальное рассредоточение системы учебных заведений, обеспечивающее связь ее с предприятиями и подпитку их местными кадрами; организация научно-производственного и образовательного кластера «Специалист Чувашии».



Рынок труда

В ближайшие годы спрос на специалистов в области инновационных технологий будет возрастать ежегодно на 20‑30 процентов. А вузы, в связи с реформированием системы образования и демографическими проблемами, могут не справиться с обеспечением этой потребности. Разрыв между качеством подготовки специалистов в вузах и требованиями к нему современного производства может еще больше возрасти. Требуется срочная диверсификация численности приема на отдельные инженерные специальности. При этом придется преодолевать и негативное отношение молодежи к ныне непопулярным специальностям.

Известно, что сегодня работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов из‑за существующего разрыва между вузовской моделью обучения и практической деятельностью компаний. Их претензии главным образом касаются того, что у выпускников не развиты такие компетенции, как корпоративная культура, коммуникационные навыки, системное мышление, знание лицензионных и программных продуктов, проектный опыт.

Стратегические партнеры технических университетов, следовательно, должны быть заинтересованы в целевой подготовке кадров и в разработке требований к содержанию и качеству профессиональной подготовки, а также к ресурсной поддержке учебного и научного процесса. Эти интересы совпадают с задачами создания университетских инновационных комплексов, интегрирующих вокруг университета ядро организаций фундаментальной и прикладной науки и предприятий наукоемкого бизнеса, а также финансовых инвесторов.

Вовлечение стратегических партнеров в образовательную и инновационную деятельность дает возможность совместить качественную фундаментальную подготовку бакалавров с целевой технологической подготовкой для конкретных производств и элитную подготовку магистров для предприятий и организаций науки и образования.

Работодатели получают возможность совместно с вузом формировать профессиональный цикл дисциплин, причем эти дисциплины могут входить в любой другой цикл, что позволяет совершенствовать гуманитарную, фундаментальную, естественнонаучную, математическую или специальную подготовку выпускников.

Сегодня высшая техническая школа претерпевает значительные изменения. Однако у нас есть все основания, при активном участии профессионалов, сохранить ее базовые принципы и достижения инженерного образования предшествовавшей эпохи.

Провод, Кабельная арматура, Машиностроение, Электротехника, СРО

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.