«Главэнергострой» прошел проверку на прочность - Энергетика и промышленность России - № 06 (146) март 2010 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/146/11228.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (146) март 2010 года

«Главэнергострой» прошел проверку на прочность

Энергетика: тенденции и перспективы Подготовила Ольга МАРИНИЧЕВА

Строительная компания «Главэнергострой», созданная в 2004 году, – один из самых молодых участников строительного рынка России, но уже имеет заслуженный авторитет среди своих клиентов.

Заказчиками компании являются крупнейшие предприятия электроэнергетической, топливной и угольной отраслей промышленности Дальневосточного региона Российской Федерации.

Важнейшая задача, порученная якутским строителям, – создание энергетического фундамента для развития Республики Саха (Якутия) и реализация «Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008‑2013 годы» и «Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации и определяющей развитие экономики и социальной сферы республики до 2020 года.

Схема разработана республикой, но ее реализация имеет большое значение не только для Якутии и Дальнего Востока, но и для всей страны. Схема включает в себя более 60 взаимосвязанных инвестиционных проектов, в число которых входит и строительство ВЛ 220 кВ «Сунтар – Олекминск» с ПС 220/35/10/6 кВ в городе Олекминске, которой предстоит присоединить энергопотребителей города Олекминска к централизованному электроснабжению от каскада Вилюйских ГЭС и выводу в резерв действующей дизельной электростанции в городе Олекминске установленной мощностью 15 850 кВт (в настоящее время годовое потребление дизтоплива на производство электроэнергии в Олекминске – 10 244 тонны), а также обеспечить энергоснабжение нефтепровода ВСТО установленной мощностью 20 МВт.

О перспективах и задачах, которые открывают перед строительной отраслью планы развития самого северного из российских регионов, рассказывает генеральный директор Строительной компании «Главэнергострой» Сергей Немировский.

– Сергей Юрьевич, как вы оцениваете итоги зимы минувшего года, необыкновенно суровой не только для средней полосы, но и для регионов, привыкших к морозам? Как справилась компания «Главэнергострой» со строительством порученных ей объектов, какие меры были приняты, чтобы не допустить возникновения ЧП, справиться с полученными компанией заданиями точно в срок?

– Подводить итоги зимы 2009‑2010 годов, на мой взгляд, несколько преждевременно, в первую очередь потому, что она не спешит сдавать свои позиции. И все‑таки можно сказать, что зима стала проверкой на прочность и серьезным уроком и для компании «Главэнергострой», и для наших партнеров. Главным испытанием явились суровые даже для Якутии морозы: температура опускалась ниже минус 53°С. Для Олекминского района такие низкие температуры не характерны, тем более с такой продолжительностью. При температуре ниже минус 45 °С, а она такой держалась неделями, выходила из строя практически вся техника на гидравлике (как автокраны, так и буровая техника), лопались шланги, не выдерживал металл, и единственными, кто оставался в строю, были люди. Крепкие, надежные, морозоустойчивые, настоящие профессионалы – одним словом, ЛЭПовцы. Чтобы обеспечить строителям возможность работы в дневную смену, ремонтникам приходилось работать в ночную смену, на ветру и морозе, при свете фар, и они делали это, и делали на совесть.

Жаль, что на заводах – производителях транспортной и строительной техники не в полной мере учитываются условия, в которых эксплуатируется их продукция. Хотелось бы, чтобы качество и гарантированный срок полезного использования отечественной техники не только не уступали импортной, но и во многом превосходили ее. Тогда смело можно будет реализовывать любые, даже самые дерзкие, планы развития экономики страны. Чтобы сократить вынужденные перерывы, связанные с отсутствием необходимых шлангов высокого давления на гидравлику (так как в Олекминске их попросту нет, а иногда нет и во всей России), мы усилили собственные ремонтные подразделения, в частности приобрели специализированное оборудование для изготовления шлангов РВД на месте, обучили для этого персонал и теперь не имеем проблем. Помимо этого, мы приобрели новые жилые вагоны, вагоны для мобильного офиса и вагоны-реммастерские, оснащенные печами «Булерьян», хорошо зарекомендовавшими себя в условиях Крайнего Севера. Для обеспечения теплой автостоянки был смонтирован быстровозводимый гараж площадью 1800 м2, внесенный у авиаторов в реестр видимых ориентиров аэропорта Олекминска, а в народе прозванный «Красной палаткой».

Учитывая постоянные поломки техники по причине низких температур и особо тяжелых условий эксплуатации, приходится ее постоянно обновлять, создавать резерв по технике, во избежание срывов при производстве работ, только в 2010 году мы приобрели более 15 единиц техники. Для завершения строительства объектов в заданный срок мы увеличиваем не только количество техники, привлеченной к работе (автокраны, бульдозеры, буровые и т. д.), но и нанимаем субподрядные организации и дополнительный персонал (как рабочих, так и ИТР). При этом «Главэнергострой» ведет поиск во всех регионах России, подчеркивая преимущества работы на стройке федерального значения. Важнейший из этих плюсов – гарантированное финансирование и стабильная оплата труда. На сегодняшний день мы привлекаем специалистов из Красноярского края, Амурской, Иркутской, Тюменской областей, а также из Республики Башкортостан.

– Как далеко продвинулся «Главэнергострой» в решении важнейшей задачи 2009‑2010 годов – в строительстве ВЛ «Сунтар – Олекминск»? На какой стадии готовности находится этот объект, одна из важнейших составляющих инфраструктуры ВСТО?

– Если давать общую оценку всем видам работ, в том числе самым длительным и трудоемким (строительство фундаментов и сборка опор), то к настоящему времени работы по строительству ВЛ выполнены более чем на 60 процентов. Это немало, если учитывать, что строительство началось не в самый удачный момент, в конец навигации – начало периода межсезонья, что в Якутии чревато отсутствием дорог, со всеми вытекающими отсюда последствиями (это проблемы с перебазировкой техники и оборудования, доставкой материалов, топлива, запчастей и т. д.). Кроме того, необходимые, но не предусмотренные проектом виды работ в большом объеме, а также просчеты, допущенные при проведении проектных и изыскательских работ, накладывают свой тяжелый отпечаток на сроки выполнения СМР.

Так, например, отсутствие в проекте проезда к месту производства работ одной из концевых опор привело к необходимости использования и доставки через ледовую переправу тяжелых бульдозеров КАМАЦУ-355 весом 56 тонн, плюс тягач с тралом весом двадцать пять тонн, при официально разрешенной грузоподъемности ледовой переправы 20 тонн. Что прикажете делать? Приходилось самим исследовать состояние льда, делать расчеты, укреплять ледовые переправы через реки. Хотя когда‑то, в эпоху СССР, решением этой задачи занимались специальные дорожные организации, сегодня нам приходится справляться своими силами. Несоответствие фактической категории грунтов, которое ведет к срочной смене типа оборудования либо инструмента, замене одного типа техники на другой, а в некоторых случаях к приобретению и доставке новой техники, внесению корректировок в уже отданные в производство заказ-наряды, вступлению в дополнительные, порою длительные, переговоры с представителями проектировщиков и заказчиков, корректировке уже согласованных графиков производства работ. А это все ВРЕМЯ, которого, как всегда, не хватает.

И все‑таки, несмотря на все эти трудности, «Главэнергострой» завершит строительство своих объектов в установленные договорами сроки. Основной объем работ мы рассчитываем выполнить до 20‑25 апреля 2010 года. Сейчас мы заканчиваем развозку материалов и дизельного топлива, перебрасываем базовые поселки, «переобуваем» бульдозерную технику на более широкие болотные гусеницы, чтобы быть в полной боевой готовности к распутице. Главная задача – успеть до таяния снегов и половодья. Вести строительство весной, да и летом практически невозможно, ведь в районе строительства ВЛ нет ни железной дороги, ни автомобильных дорог. Единственный способ доставки оборудования, техники, запчастей – по зимнику, в крайнем случае – вертолетом. Поэтому самым горячим временем для нас остается зима – «мертвый сезон» для большинства строительных компаний России. При этом мы стараемся создать достойные условия для труда и отдыха, что называется, «на передовой» – в вахтовых поселках. В каждом из этих поселков есть прачечная со стиральными машинами, есть дизельная станция для обеспечения электричеством и теплом, и, наконец, есть столовая, где вкусно, по-домашнему и досыта накормят, и, конечно, баня – важнейшее условие жизни в тайге, главная радость в повседневном быте поселка.

– Как «Главэнергострой» относится к перспективе участия в других энергетических стройках России, в том числе в тех, которые будут вестись на территории Республики Якутия? Как вы оцениваете перспективы, связанные с наращиванием экономического потенциала республики, последствия планов, заявленных РАО «ЭС Востока», отвечающим за строительство магистрали «Сунтар – Олекминск»?

– Конечно, мы рассчитываем участвовать в будущих конкурсах и тендерах на право строительства энергетических объектов, тем более что по большому счету «Главэнергострой» был создан специально для этой цели. Сегодня мы смотрим в будущее с большей уверенностью, имеем более четкие ориентиры, в том числе согласованную и утвержденную программу развития Республики Якутия до 2013 года и далее – до 2020 года. Уже сегодня мы ведем предварительные переговоры относительно участия в строительстве объектов ВСТО-2. Мы готовы предложить потенциальным заказчикам все, что знаем и умеем, в том числе и опыт рационализации проектов. Это выгодно и нам, и заказчику, так как позволяет экономить государственные средства и средства инвесторов, сокращать сроки ввода новых объектов. Более того, в отдельных случаях мы намерены готовить предложения по рациональному проектированию объектов за собственный счет и надеемся, что этот бонус окупится в процессе дальнейшего сотрудничества.

– Многие из ваших коллег, многие из экспертов по вопросам освоения российского Севера говорят о дефиците отечественных технологий, необходимых при строительстве в зоне вечной мерзлоты, о проблемах с поиском специалистов и непредвиденных ситуациях, неразрешимых с позиции прежнего опыта. Насколько существенны эти проблемы для «Главэнергостроя», какие предложения и замечания считаете вы нужным донести до проектных институтов, геодезистов, наконец, до машиностроителей России и их зарубежных коллег?

– Как я уже упоминал, за последние несколько месяцев нам приходилось сталкиваться и с ошибками в проектировании, и с отказами техники. Правда, последняя из этих проблем связана не только с объективными обстоятельствами, но и с последствиями климатических условий, которые сложно было предвидеть заранее. В частности, это касалось буровых установок новейших моделей – гидравлика не устояла под действием якутских морозов. Более надежными оказались старые образцы с применением канатно-ударного бурения. Неплохо показали себя и японские экскаваторы «Нью-Холанд» («Кобелко»), китайские лицензионные бульдозеры марки «Шантуй», автокраны на базе автомобилей Урал, применение которых дает оптимальное соотношение стоимости и надежности. Больше претензий у нас к продукции Челябинского тракторного завода, особенно к тракторам последних лет выпуска. Сегодня челябинские тракторы все чаще ломаются, больше времени уходит на ремонт. По-видимому, это связано с отсутствием должного контроля за качеством запчастей, с децентрализацией сервиса и поставок. Между тем действовавшая прежде система контроля, хотя и работала на риск возникновения дефицита, позволяла следить за качеством.

Что до вопросов к качеству работы проектировщиков, то они были высказаны нами в ходе множества совещаний, проводившихся с участием самих проектных институтов, в том числе – под руководством заказчика (ОАО «ДВЭУК» и ОАО «РАО ЭС Востока»). На мой взгляд, обсуждавшиеся в ходе этих встреч недочеты и ошибки связаны не только с длительным перерывом в строительстве объектов, сопоставимых с ВЛ «Сунтар – Олекминск», но и с тенденцией к спешной подготовке унифицированных проектов, которая сводит к минимуму применение индивидуального подхода. Один из путей решения этой задачи – привлечение подрядчиков, которые знакомы с местными природными и климатическими условиями, ведут работы на месте и могут дать относящиеся к делу рекомендации. На самом деле подобная система подробного обсуждения проектов действовала еще в СССР. Напомню, что в то время проект отдавался в распоряжение подрядчика на 45 дней. Этот срок был достаточным, чтобы выехать на место, оценить обстановку и внести практические замечания. Далее следовало совместное совещание с участием проектировщиков и подрядчиков, внесение предложений и поправок. И только потом, с учетом всех этих замечаний, создавался окончательный вариант проекта, который отправлялся на госэкспертизу. Сегодня действует иной подход, предусматривающий внесение изменений «задним числом» в рамках уже утвержденного бюджета и заданных сроков строительства. И все‑таки есть подвижки, позволяющие рассчитывать на возвращение к проверенному практикой и отвергнутому опыту, оказавшемуся в роли хорошо забытого старого.

Но основной проблемой, с которой сталкиваемся не только мы, является дефицит рабочих кадров, связанный с падением престижа рабочих профессий, упадком системы профессионального образования.

Когда‑то при государственных структурах, трестах союзного значения работали учебные центры, готовившие механиков, электролинейщиков, плотников, слесарей. Сегодня эти центры закрылись, а если какие и остались, то находятся в сложной ситуации. Между тем квалифицированные рабочие ценятся на вес золота, особенно в Якутии с ее ограниченным рынком кадров, куда сложно заманить даже «длинным рублем».

– Какую кадровую политику ведет в этих условиях «Главэнергострой»?

– Во-первых, для реализации стратегических задач компании, нацеленных на повышение качества строительства и надежности возводимых объектов электроэнергетики, мы практикуем максимально широкий, не только в республике, но и в других регионах страны, поиск персонала: кандидаты подбираются по деловым и личностным качествам в соответствии с их профессиональными знаниями, умениями и навыками, отсеивая при этом случайных людей, отбираем одного человека из 10, 20 и более кандидатов. Цена ошибки в этом вопросе – поломка и выход из строя дорогостоящей техники, ЧП и срывы строительства объектов, так что делать ставку на количество вместо качества, что называется, себе дороже. Во-вторых, мы ведем поиск молодых специалистов на пороге вузов, далее, используя собственные ресурсы, передаем новичкам практический опыт, создаем условия для развития персонала и планируем карьеру для талантливых сотрудников. В-третьих, мы постоянно совершенствуем систему оплаты труда инженерно-технических работников, основного персонала – строителей и персонала вспомогательных производств, чтобы повысить мотивацию персонала выполнять работу качественно и в срок, мы считаем, что трудящийся должен получать достойную заработную плату по принципу «от каждого по способностям – каждому по труду».

Кроме того, компания приступает к формированию кадрового резерва, который будет основным источником пополнения руководящих кадров и коллектива ведущих специалистов компании. И наконец, «Главэнергострой» для реализации приоритетных направлений социальной политики формирует собственные социальные программы, направленные на решение важнейших проблем текущего дня, в том числе вопроса организованного отдыха и спорта для детей, укрепление здоровья работников, поддержка многодетных семей, и решение жилищного вопроса, который остается проблемой номер один и для молодых специалистов, и для зрелых, опытных профессионалов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (146) март 2010 года:

  • Новые «атомные» соглашения с Россией
    Новые «атомные» соглашения с Россией

    Россия и Индия планируют развивать совместные исследования в атомной энергетике. Об этом заявил секретарь департамента атомной энергии Индии Шрикумар Банерджи. По его словам, такую возможность открывает подготовленный двумя странами меморандум о взаимопонимании в сфере совместных исследований в области мирного атома. ...

  • Лыжня дружбы
    Лыжня дружбы

    Более сорока работников «Колэнерго» приняли участие в «Лыжне дружбы-2010». ...

  • Наука дружит с производством
    Наука дружит с производством

    В Красноярском крае разумно решают кадровую проблему в энергетике. ...

  • Главные инвестиции – в новые гидростанции
    Главные инвестиции – в новые гидростанции

    Совет директоров ОАО «РусГидро» утвердил инвестиционную программу на 2010 год в объеме 97 миллиардов рублей. ...

  • Бочковые насосы: особенности выбора
    Бочковые насосы: особенности выбора

    Практически каждое промышленное предприятие сталкивается с проблемой извлечения сырья из бочек. ...