16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/145/11181.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (145) март 2010 года

Кнут и пряник для предприятий: энергосбережение будут стимулировать административно

Энергетика: тенденции и перспективы Александр МУРАШОВ, Наталья РУЗАНОВА

Повышение энергоэффективности декларируется в последнее время как приоритетная задача.

Новый закон об энергосбережении предусматривает ряд стимулирующих мер, которые затронут как рядовых потребителей, так и организации.

Так, 1 января 2011 года бытовые электротовары, а с 1 января 2012 года – компьютеры и оргтехника должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в техдокументации и на этикетках. С 1 января 2011 года к обороту на территории России не будут допускаться лампы накаливания мощностью 100 Вт и более.



Энергоэффективные здания

Все здания должны будут соответствовать требованиям энергетической эффективности, принятым правительством. Эти требования, которые предстоит пересматривать каждые пять лет, должны содержать:
• удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании;
• требования к инженерно-техническим решениям;
• требования к элементам сооружений и к их свойствам, к проектной документации и материалам.

Ввод в эксплуатацию зданий (как новых, так и прошедших капитальный ремонт), не соответствующих таким требованиям, будет запрещен. Контроль за этим возложен на Государственный строительный надзор при участии застройщика. На фасадах новых многоквартирных домов застройщики будут размещать указатели класса энергоэффективности.

Обязанности по энергосбережению в многоквартирных домах ложатся на ответственных за содержание многоквартирного дома. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на эти нужды.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, местного самоуправления, собственники зданий должны оснастить все строения приборами учета воды, газа, тепла и электричества. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными (для квартир) приборами учета.



Энергообследования: цели и задачи

Закон предусматривает проведение энергетических обследований в отношении продукции, технологических процессов, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Цели энергообследований – получение объективных данных об объеме используемых энергоресурсов, определение показателей энергоэффективности, потенциала энергосбережения, разработка перечня мероприятий по энергосбережению и оценка их стоимости.

По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, содержащий сведения:
• об оснащенности приборами учета;
• об объеме используемых энергоресурсов и о его изменении;
• о показателях энергоэффективности;
• о величине потерь переданных энергоресурсов (для организаций, осуществляющих их передачу);
• о потенциале энергосбережения;
• о перечне типовых мероприятий по энергосбережению.

Энергетические обследования обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления; организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, производство и транспортировку воды, природного газа, тепла, электроэнергии, добычу и переработку природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов; а также для организаций, совокупные затраты которых на потребление топлива и электроэнергии превышают десять миллионов рублей в год.

При этом право проводить такие энергообследования дается только членам саморегулируемых организаций.



Что такое СРО?

Некоммерческая организация приобретает статус СРО в области энергетических обследований при следующих условиях:
• в ее составе не менее двадцати пяти юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или не менее сорока физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, или в ее составе не менее пятнадцати юридических лиц или предпринимателей и не менее десяти физических лиц;
• наличие стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
• наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО, как способа обеспечить имущественную ответственность участников перед потребителями услуг.

Государственный контроль за деятельностью СРО, согласно закону, должны осуществлять уполномоченные федеральные органы. Однако пока такие органы правительством не определены.



Энергоэффективность по контракту

Закон вводит понятие энергосервисного договора (контракта), предмет которого – осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности заказчика. Такой договор должен содержать условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена, и может содержать условие об обязанности исполнителя обеспечивать режимы и условия использования энергетических ресурсов (температурный режим, уровень освещенности и др.).

Возможно заключение договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора. Такие договоры могут содержать условие о проведении расчетов исходя из стоимости сэкономленных энергоресурсов.



Обязательства для бюджетников

Для бюджетных учреждений законом предусмотрены дополнительные требования: с 1 января 2010 года они обязаны обеспечить снижение объема потребленных ими воды, топлива, электро- и тепловой энергии в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов.

Если расходы бюджетного учреждения на покупку энергоресурсов составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено лицо, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению.

Организации с государственным участием и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения, содержащие целевые показатели энергосбережения.

При установлении цен (тарифов) на энергоресурсы, стоимость которых подлежит государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток.



Учет и контроль

Помимо плановых проверок, появился еще один серьезный стимул для организаций сберегать энергетические ресурсы: это административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении. Новый закон внес существенные изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях.

Новая статья 9.16 Административного кодекса содержит двенадцать частей. Рассмотрим каждую из них.

1. Выпуск или ввоз в Россию товара без включения информации о классе его энергетической эффективности – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой.

2. Реализация товаров без информации о классе их энергоэффективности – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергоэффективности и оснащения приборами учета – штраф для юридических лиц от 500 до 600 тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергоэффективности, – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке предложений по энергосбережению – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, требований о предоставлении предложений по оснащению приборами учета, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.

8. Несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования – штраф для юридических лиц от 50 до 250 тысяч рублей.

9. Несоблюдение требований о представлении копии энергетического паспорта – штраф для юридических лиц 10 тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

11. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энерго-сбережения, энергетических обследований, информационного обеспечения соответствующих мероприятий, учета энергетических ресурсов определено Министерство энергетики РФ.



В свете новшеств

Со вступлением в силу нового закона изменения внесены не только в Административный, но и в Налоговый, Жилищный, Градостроительный кодексы, а также в законы «О защите прав потребителей», «Об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «О бухгалтерском учете».

Законодатели уделили особое внимание ответственности юридических лиц, и к моменту вступления вышеизложенных норм в силу, то есть к июню 2010 года, руководители организаций должны серьезно подготовиться.

Необходимо по новому посмотреть на потребление энергоресурсов на своем предприятии и использовать сложившиеся нормативно-правовые реалии для оптимизации издержек на энергоснабжение. В противном случае государство руками своих многочисленных органов исполнительной власти «поможет» пристально всмотреться в сложившийся стиль расходования газа, воды, тепла и света.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (145) март 2010 года:

  • Биогазовое будущее
    Биогазовое будущее

    Украинская компания ООО «ЗОРГ Украина» получила крупный заказ на строительство биогазового энергопарка от молдавского предприятия ООО «БиоЭнергАгро». Биогазовый завод стоимостью около 10 миллионов евро может стать самым большим в Молдавии. Новые национальные рынки обычно начинаются с небольших демонстрационных проектов. Биогазовая станция «БиоЭнерг-Агро» долго не получала развития. Но старт оказался мощнейшим. Сырьем для биогазового э...

  • Завершилась зима, а энергетики уже думают о следующей
    Завершилась зима, а энергетики уже думают о следующей

    ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК) с началом весны приступает к программе ремонтов оборудования и перекладки теплосетей....

  • Акционеры энергосбытов прекратили полномочия УК
    Акционеры энергосбытов прекратили полномочия УК

    Акционеры ОАО «Бурятэнергосбыт» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» приняли решение досрочно прекратить полномочия единоличного исполнительного органа компаний – ОАО «УК Сибирьэнерго»....

  • Опоры стали надежнее
    Опоры стали надежнее

    ОАО «ФСК ЕЭС» завершило разработку базовых серий стальных многогранных опор 220‑500 кВ и фундаментов к ним. ...

  • На Урале огородили ТЭЦ
    На Урале огородили ТЭЦ

    На Богословской ТЭЦ в Краснотурьинске Свердловской области завершилась реконструкция ограждающей дамбы действующего золоотвала № 2....