В целом неплохо, но необходимо доработать - Энергетика и промышленность России - № 04 (144) февраль 2010 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/144/11065.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (144) февраль 2010 года

В целом неплохо, но необходимо доработать

Энергетика: тенденции и перспективы Александр МОСКАЛЕНКО, президент группы компаний «Городской центр экспертиз», Василий ТАРАСОВСКИЙ, технический директор компании «Городской центр экспертиз – Энергетика»

Основная задача нового закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» – построение в России энергоэффективной экономики.

Этого предполагается достичь за счет более эффективного использования энергоресурсов. Безусловно, такую же цель преследовала и первая редакция данного закона, принятая еще в 1996 году. Однако в предыдущей версии не были прописаны ни экономические, ни правовые обязательства государства, органов власти, населения и т. д.



Новые высоты

В прежнем законе крайне мало говорилось про энергообследования, многого не было вовсе. Иными словами, закон нуждался в серьезной доработке, а в идеале – в переиздании. Вместе с тем на протяжении долгих лет никаких действий со стороны властей в этом отношении не предпринималось.

Всерьез об изменении закона задумались только в 2007 году. Спустя год при участии Мин-энерго была подготовлена первая редакция нового закона, а еще через два – финальная версия, принятая Госдумой и подписанная президентом. Закон 2009 года вносит много улучшений в работу энергосберегающей отрасли. Вместе с тем механизмов его работы (подзаконных актов) пока нет. Возможно, они появятся в 2010 году. Кроме того, в законе все еще много спорных моментов, которые также предстоит прояснить.

По сравнению с предыдущей редакцией 1996 года закон образца 2009 поднимает вопросы энергосбережения на новую высоту. В законе речь идет уже не только о проведении энергоаудита на отдельных предприятиях, но и о создании структуры, системы энергоменеджмента, которая будет побуждать собственника экономить энергию и повышать энергоэффективность. Кроме того, закон вовлекает новых участников в энергетическую политику государства.



ЖКХ: все еще много вопросов

Первое, что хотелось бы отметить, говоря о недостатках, – это непродуманность решений ряда вопросов, связанных с работой жилищно-коммунального сектора. В целом сектору ЖКХ в законе уделено достаточно много внимания. Появились, к примеру, требования к повышению энергоэффективности зданий и жилых домов (причем уже на этапе их строительства). Вместе с тем нет понимания того, за чей счет планируется это сделать. Не хотелось бы думать, что деньги на повышение энергоэффективности этих зданий под различными предлогами вновь начнут «выбивать» из населения.

Помимо этого, существует и еще пара спорных моментов. Так, в статье 7‑12 нового закона говорится, что «лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (и не реже одного раза в год) должно разработать и довести до сведения собственников мероприятия по энергосбережению». Сразу возникает вопрос: что это за лицо? Может ли непециалист составить ежегодную программу энергосбережения? А в случае привлечения к этой работе профессиональных энергоаудиторов, кто будет оплачивать их услуги? К сожалению, все эти вопросы по‑прежнему остаются открытыми.

Наконец, в статье также прописаны требования по оснащению зданий различными приборами учета. Что, на наш взгляд, может породить еще одну категорию проблем. Дело в том, что сегодня приборов учета тепловой энергии российского производства мало и в большинстве своем они несовершенны. Поэтому с их установкой будут возникать бесконечные споры между поставщиком энергоресурсов и жителями дома. Потому что у поставщика прибор будет показывать одно, а у жителей дома – совсем другое.



Промышленный сектор: конкретика отсутствует

Основной недостаток закона в части решения вопросов, связанных с промышленностью, заключается в отсутствии конкретики. Почему ее нет – неясно. Ведь совершенно очевидно, что основной потенциал в области энергосбережения и энергоэффективности сегодня заложен не в энергосберегающих лампочках и даже не в снабжении домов тепловой энергией, а в устаревших неэнергоэффективных технологиях крупных промышленных предприятий.

Так, по предприятиям нефтеперерабатывающей отрасли, к примеру, потребление энергоресурсов в стоимости конечного продукта составляет более 20 процентов. На предприятиях нефтехимии этот показатель превышает 40 процентов. Встречались и такие предприятия, где энергоресурсы составляли порядка 80 процентов от стоимости продукции. Один из таких примеров – упадочный хлебозавод, работающий в одну смену вместо трех, который вынужден круглые сутки поддерживать угольную печь в рабочем состоянии. Или другой пример – крупный химический комбинат, лишившийся ритмичной поставки сырья (которое оказалось в руках конкурентов) в результате распада СССР и нарушения производственно-технологической цепочки. Сегодня этот завод также вынужден работать едва ли не «вхолостую».

Конечно, это лишь отдельные яркие примеры, таких случаев гораздо больше. Поэтому одним из приоритетных направлений в части повышения энергосбережения в стране должна стать разработка и строительство новых эффективных предприятий, а также энергогенерирующих объектов с высоким КПД.



СРО: кто станет куратором?

Серьезные недоработки существуют и в части организации и проведения энергообследований. Так, в начале 2010 года работа энергоаудиторских фирм может быть остановлена – ведь, согласно новому закону, энергообследование могут проводить только организации, которые входят в состав саморегулируемых организаций (СРО). Пока что ни одной СРО в области энергосбережения в России создано не было, процесс их формирования только начался.

На создание могущественной империи, которая объединит под своим крылом все СРО в стране, претендует Межрегиональная ассоциация «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН). Однако участников рынка в последнее время все чаще беспокоит вопрос правомерности действий и полномочий МАЭН, их открытая конфронтация с другими некоммерческими партнерствами, которые пытаются оспорить «тоталитарный режим на рынке энергоаудиторов», созданный МАЭН. («ЭПР» освещала эту тему, в частности, в номерах 22 и 23‑24 за 2009 год.)

Безусловно, создание СРО следует отнести к заслугам составителей нового закона. Вместе с тем нельзя согласиться с функциями СРО, установленными соответствующими его положениями. В соответствии с ними на СРО возлагаются организационные, методические и контролирующие функции, но при этом какая‑либо централизация их деятельности отсутствует. Следовательно, методик проведения энергетического обследования и подходов к приему и сдаче работ по энергоаудиту появится ровно столько же, сколько и самих СРО.

Разработкой единой методики и подходов к работе должна заниматься одна организация. К сожалению, закон не дает четкого ответа на вопрос, какая именно организация возьмет на себя функции куратора в области энергоаудита. В документе упоминается некий «федеральный уполномоченный орган», на который будут возложены эти обязанности. Вместе с тем какое министерство – Минэнерго или же Минэкономразвития – будет этим заниматься, пока непонятно.



Поднимем экономику… Китая?

Считается, что принятие нового закона в течение двух-трех лет приведет к появлению в России рынка энергосберегающих услуг. Но чтобы заработал механизм энергосервисного рынка, нужно, чтобы сперва заработал механизм финансирования энерго-сберегающих технологий, чтобы появились адекватные кредитные условия, лизинговые схемы и прочее. Иными словами, контракты на энергосервис должны быть поддержаны финансированием, которого в настоящее время нет. Сами компании в этом смысле ничего сделать не смогут – у них не хватит денег на внедрение энергосберегающих технологий. Да, отдельные финансовые структуры готовы предложить кредит под 25 процентов, но кому это выгодно?

Наконец, закон вводит ограничение на производство и продажу ламп накаливания, тем самым стимулируя спрос на новые энергосберегающие лампочки. Но не стоит забывать, что большинство энергосберегающих ламп поставляются из Китая, потому что ни одного полноценного российского предприятия по производству энергосберегающих ламп сегодня нет. Следовательно, эти усилия направлены отчасти на подъем китайской экономики, а не своей! Нужно создать собственные предприятия по производству энергосберегающих ламп, например, на базе компаний, производящих лампы накаливания. Это же касается и производства светодиодов.



Но все‑таки лед тронулся

Нельзя сказать, что до принятия нового закона руководство страны не предпринимало никаких действий в части энергосбережения. И сейчас в рамках поручений президента Министерство энергетики активизировало работу по привлечению в страну инвесторов в этой области. Пример – совместный российско-немецкий проект «Екатеринбург – энергоэффективный город», реализуемый правительством Свердловской области, с одной стороны, и конгломератом европейских компаний (BASF, Siemens, Viessmann, E. On, Ruhrgas и др.), с другой.

Таким образом, с учетом всех указанных проектов, а также принятия нового закона Россия мало в чем уступает другим странам в плане работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности. А по многим параметрам даже превосходит их: к примеру, в части энергоаудиторской деятельности Россия по праву может считаться мировым лидером.

Конечно, эффект от реализации энергосберегающих программ и исполнения нового закона будет заметен не сразу. В 2010 году степень влияния закона на работу отрасли, скорее всего, будет незначительной. По сетевым компаниям, например, 52 процента оборудования выработало нормативный срок, еще 7 процентов – два нормативных срока. Объективно – за год обновить эти объекты не получится. Видимого же эффекта следует ожидать только в среднесрочной перспективе, когда часть работ уже будет сделана. В частности, заработают энергосервисные компании.

Что касается основных перемен, то они, безусловно, проявят себя в долгосрочной перспективе. В сегменте генерации, к примеру, будет снижена необходимость выработки электроэнергии в том объеме, в котором она есть сейчас, что даст возможность вывести неэффективные генерирующие объекты из эксплуатации. Полученную при этом экономию можно будет направить на строительство новых, более эффективных и безопасных объектов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (144) февраль 2010 года:

  • Энергия облаков
    Энергия облаков

    Воистину, нет предела творческой фантазии отечественных изобретателей. Подобно доктору Гаспару Арнери из знаменитой сказки Ю. Олеши, они знают, как «из камня сделать пар». ...

  • Война объявлена
    Война объявлена

    В прошлом году в ОАО «ДРСК» зарегистрировано 145 правонарушений. Материальный ущерб, причиненный компании, составил более трех миллионов рублей. ...

  • В целом неплохо, но необходимо доработать
    В целом неплохо, но необходимо доработать

    Основная задача нового закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» – построение в России энергоэффективной экономики. ...

  • Урал консолидирует тепло
    Урал консолидирует тепло

    ОАО «ТГК-1» и правительство Санкт-Петербурга пришли к решению объединить сетевые активы, объясняя, что этот шаг пойдет на пользу и петербуржцам, и коммунальщикам, и энергетикам. Но есть и другие варианты взаимодействия, которые устраивают и власти, и энергетиков, хотя не являются идеальными. О том, какие варианты решения сетевой проблемы выбирают энергетики и власти Урала, рассказывает Тарас Гамазинов, начальник пресс-службы дивизиона ...

  • «Севкабель» и nkt планируют сотрудничество
    «Севкабель» и nkt планируют сотрудничество

    «Севкабель-Холдинг» и nkt cables планируют взаимовыгодное сотрудничество. ...