16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/141/10971.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (141-142) январь 2010 года

Плавучие заводы для удаленных территорий

Новые технологии К. т. н.Олег ОНОШКО

Российское могущество прирастать будет Сибирью.
М. В. Ломоносов



Слова, вынесенные в эпиграф, сегодня вызывают грустную усмешку: мол, Сибирью прирастать будет скорее Китай.

Усмешка понятна – в настоящее время огромная часть нашей страны используется, в лучшем случае, как сырьевой придаток.

Социально-культурное развитие людей, доставка оборудования, товаров «северного завоза», а также строительство промышленных и жилых объектов сопряжены здесь со значительными экономическими затратами и транспортными издержками.

Учитывая малую плотность заселения северных земель, избыток трудовых ресурсов в странах Азиатского региона и стремление к природным богатствам сибирских территорий уже сегодня целесообразно создание целевой государственной программы обустройства и развития Сибири.

Такая программа – необходимое условие сохранения целостности страны.



Как не превратить Енисей в Рейн?

В то же время в России катастрофически не хватает высокотехнологичных перерабатывающих мощностей во многих отраслях: химической, нефтеперерабатывающей, газовой, цементной, металлургической.

Современное состояние промышленности и финансирования, различных форм собственности свидетельствует, что наша экономика не может производить товары и услуги в достаточном объеме и очень сильно зависит от товаров «конечного спроса», закупаемых на западных рынках.

В обмен на них наша страна экспортирует то, что у нас имеется пока в избытке и что определяет наши преимущества в международной торговле, – то есть сырьевые ресурсы.

Однако опыт промышленно развитых стран, которые в процессе своего развития необратимо разрушили природную среду собственного обитания, показывает, что прежние методы (брать у природы все, не задумываясь об отдаче) применять не только неразумно, но и опасно.

Если мы не хотим, чтобы бассейны Оби, Енисея и Амура постигла судьба Рура или бассейна Рейна, следует поискать другие пути их освоения.

Особенно сейчас, когда нашу и мировую экономику начинает лихорадить, когда спрос на сырье падает (и снижается приток иностранной валюты), – то есть теряется закупочная и промышленная мощность нашей страны, сокращается потребительский спрос.

Авария на крупнейшем в Сибири гидроэнергетическом комплексе поставила население и промышленность Сибирского региона в еще более сложное положение.



Пятьсот тысяч километров пути

В этих условиях может быть актуально восполнение энергодефицита за счет использования новых технологических методов создания промышленных, перерабатывающих, теплоэнергетических и других мощностей.

Такие методы есть. Один из них основан на принципе вывоза с места добычи не сырья или полуфабрикатов, а уже готового к употреблению продукта за счет создания промышленных, добывающих и перерабатывающих объектов на базе мобильных плавучих комплексов. Это даст возможность существенно (на 30‑40 процентов) снизить размеры капиталовложений, а также в несколько раз сократить трудовые затраты.

Новый технологический подход – это использование принципа плавучей платформы для транспортно недоступных территорий Сибири с суровыми природными условиями, для условий вечной мерзлоты и арктических побережий.

Новизна метода заключается в интенсификации использования, прежде всего, одного из главных богатств нашей страны – судоходных водных путей России. А также – в изготовлении современных предприятий глубокой переработки природных ресурсов и других новейших предприятий на уже существующих судостроительных верфях, обеспеченных квалифицированными кадрами, производственной и социальной инфраструктурой.

Реализация подхода может быть достигнута путем изготовления на этих верфях в блочно-модульном исполнении новейших перерабатывающих и промышленных предприятий, жилых и социальных объектов, а затем – доставки их (в навигационный период) по воде к местам сосредоточения разведанных сырьевых ресурсов.

Связанное с этими задачами развитие судоходства, водного и других видов транспорта, портовых сооружений вдохнет жизнь на сотни километров прилегающих территорий.

Использование блочно-модульных технологий для новейших предприятий и их доставка и установка вблизи водных транспортных путей обеспечат загрузку Северного морского пути не только судовыми перевозками класса «река – море», но и создадут стимулы комфортной жизни прибывающих с этими предприятиями специалистов и их семей на сотни километров от речных побережий (причем без использования железнодорожного и магистрального автомобильного сообщения).



От электростанции до космодрома

Опыт создания подобных модулей есть. Первая плавучая электростанция была построена в Санкт-Петербурге еще в 1900 году. Она служила для подачи напряжения к электрическим фонарям освещения на Невском проспекте.

И в настоящее время Балтийский завод включил плавучие энергетические блоки в программу приоритетных проектов. Уже сейчас Китай и Индонезия заинтересованы в приобретении у России плавучих атомных электростанций (ПАЭС). Эти энергоблоки будут снабжать китайские судоверфи дешевой электроэнергией, теплом и опресненной морской водой.

Японская плавучая паросиловая электростанция фирмы «IHI», мощностью 50 МВт, размещается на барже. Ее выработки достаточно, чтобы обеспечить потребность города с населением 100 тысяч человек.

Вообще, за рубежом индустрия производства блочно-модульных предприятий, социальных, жилых и других промышленных объектов чрезвычайно многопланова. Это различного рода заводы (нефтеперерабатывающие, цементные, асфальтовые, целлюлозные, химические, металлургические, сборочные и т. д.), плавучие гостиницы, больницы.

В Испании, США, Швеции, Норвегии, Германии также имеется достаточный опыт применения принципа плавучих платформ для освоения природных ресурсов.

Голландское правительство одобрило проект первого в Европе завода по сжижению природного газа (СПГ) путем его охлаждения. Срок службы завода рассчитан как минимум на 30 лет.

В Японии на основе плавучих платформ построено более 40 крупных промышленных предприятий – например, завод для производства полиэтилена производительностью 135 тысяч тонн в год. Оттуда же доставлен морем в Бразилию, установлен на берегу и за несколько месяцев запущен в работу крупный целлюлозный комбинат, состоящий из вспомогательных, варочного и энергетического блоков.

Международный проект, получивший название Sea Launch («Морской старт»), воплощен в жизнь совместными усилиями специалистов ряда стран – США, России, Норвегии, Украины и др. Это морской космодром для оптимального запуска ракет-носителей класса «Зенит» с экватора, где можно эффективно использовать инерцию вращения Земли. Основой для плавучей платформы послужил здесь гигантский катамаран, изготовленный на Выборгском судостроительном заводе.



Мебельная фабрика на волнах

Спектр возможного профиля заводов на плавучих основаниях очень широк. От производства рыбных консервов – до установок выработки тепла и электроэнергии. Так, например, в отечественной лесозаготовительной отрасли наряду с традиционными способами доставки бревен с воды, берега и лесосеки уже давно разрабатываются технологии переработки древесины вблизи мест ее заготовки.

Автором была предложена «Технологическая схема освоения аварийной древесины плавучим цехом производства щепы» с использованием плавучего блочно-модульного завода выработки целлюлозы и системой устройств по подъему затонувшей древесины.

Опыт есть и здесь – в Архангельске изготовлен и доставлен по воде на Камское водохранилище плавучий цех для переработки некондиционной древесины на щепу.

Лесопильно-деревообрабатывающее оборудование размещается на производственных платформах (баржах) в заводских условиях. В технологических блоках-модулях вырабатываются все элементы деревянного домостроения, пиломатериалы, топливная щепа, древесный уголь и другая продукция. Возможно доукомплектование системы блоками производства картона, переработки нефтегазовых продуктов в топливо для техники, утилизации отходов в строительные и дорожные материалы.

Основные положения проекта создания плавучего лесопромышленного комплекса были обнародованы автором на международном симпозиуме «Чистая река», проходившем в 1994 году в Москве.

В 1995 году проект был представлен Комитету по развитию северных регионов РФ (Гос-комсевер) как дополнение к программе «Северного завоза продуктов питания, топлива и строительных материалов».

Расчеты прошлых лет, выполненные применительно к освоению древесных ресурсов только Сибири и Дальнего Востока, определили ориентировочную потребность в строительстве 40‑50 перерабатывающих комплексов с годовым объемом переработки 100  тыс. кубометров, при расчетном сроке эксплуатации не более 15 лет и сроке окупаемости около 1,5 года.

Средства, которые правительство, федеральные органы и бизнес вкладывают в «латание дыр» на выработавших свой ресурс и требующих технического переоснащения предприятиях, могут быть использованы более рационально.

Из накопленного практического опыта уже сейчас представляется возможным сделать вывод о высокой конкурентоспособности предлагаемого подхода в сравнении с «долгостроем» стационарных производств в удаленных регионах – особенно в ситуациях, когда производственникам приходится последовательно переходить из одного сырьевого добывающего района своей деятельности в другой.

При этом размещение блочно-модульных предприятий и других объектов на воде вовсе не обязательно. Принцип плавучей платформы заключается, прежде всего, в доставке крупных производственных объектов вместе с элементами жизнеобеспечения по водным транспортным путям.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (141-142) январь 2010 года: