16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/129/10064.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13 (129) июль 2009 года

Новая идеология

Производство для энергетики Максим ГРЕБЕННИКОВ

Несколько месяцев назад ОАО «Сатурн – Газовые турбины» вошло в государственную Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Каким образом «Сатурн – Газовые турбины» будет выстраивать производственную политику, что заложено в его инвестиционной программе и собирается ли предприятие выходить на международные рынки? Об этом на пресс-конференции, которая прошла в рамках международной выставки «Нефть и газ-2009», рассказал генеральный директор компании Игорь Юдин.



Энергетики широкого профиля

Господин Юдин начал с рассказа о структурных изменениях, которые проводятся в компании. На волне экономических сложностей, испытываемых сегодня всей экономикой, в компании «Сатурн – Газовые турбины» активнее внедряют систему оптимизаций и максимального сокращения издержек в производственном процессе – происходит реструктуризация, сокращается управленческий аппарат.

Кроме того, меняются схемы логистического обеспечения. Например, сейчас в компании идет процесс формирования структуры поставщиков. Учитывая важность сроков поставок, длительный цикл изготовления энергетических станций и запуска их в эксплуатацию, необходимо, чтобы продукция поставщиков отвечала всем современным требованиям качества не только внутреннего, но и внешнего рынка. И сейчас компания проводит формирование такого пула поставщиков, чтобы, как заметил Юдин, стратегия ОАО «Сатурн – Газовые турбины» не оказалась лишь стратегией на бумаге. Поскольку компания является конечным поставщиком энергетических станций, требования к поставщикам предъявляются очень высокие. Не исключается кооперация с западными компаниями-поставщиками, но приоритет все же отдан российским компаниям.

Сегодня «Сатурн – Газовые турбины» является генподрядчиком ОДК по строительству объектов энергетики и газоперекачки. Это позволило значительно расширить линейку газотурбинных агрегатов. Осваивается создание энергообъектов на базе газотурбинных агрегатов мощностью 16, 25 и 50 МВт. В связи с этим выстраивается принципиально иная политика и стратегия развития компании.

В настоящее время годовой оборот компании составляет порядка 4 миллиардов рублей в год. Поставлена задача за десять лет выйти на годовой оборот порядка 30 миллиардов рублей, а общий оборот за этот период должен составить около 200 миллиардов рублей.

Для того чтобы выйти на этот уровень, необходимо выпускать порядка ста агрегатов в год, но сейчас пакет заказов составляет 15‑16 агрегатов. И это при том, что без вложения дополнительных инвестиций компания сегодня в состоянии выпускать порядка 50 агрегатов. Господин Юдин подчеркнул, что на этот уровень компания способна выйти даже на одних заказах «Газпрома» и ряда нефтяных компаний. Однако и сейчас в компании отмечают положительную динамику – по сравнению с прошлым годом ОАО «Сатурн – Газовые турбины» увеличило объем производства почти на 50 процентов.



Импульс развития

Одно из перспективных направлений в ОАО «Сатурн – Газовые турбины» – создание энерго-установок для малой энергетики. Те населенные пункты, в которых по разным причинам отсутствует централизованное тепло- или электроснабжение, заинтересованы в установке локальных энергоагрегатов, работающих на доступном топливе. Это может быть как природный газ, так и попутный нефтяной газ с ближайших нефтепромыслов. Основными потребителями станут муниципальные образования, для которых использование небольших электростанций – возможность пополнения бюджета за счет платы за электроэнергию, что особенно актуально в отопительный период. С другой стороны, строительство электростанций для нужд населенных пунктов помогает развитию энергетического машиностроения.

Тем самым развитие малой энергетики уже не выглядит данью моде, а воспринимается как возможность для развития регионов. С учетом того, что у энергообъектов сравнительно короткий срок окупаемости – от 3 до 5 лет, лизинговая схема становится вполне реальным механизмом. Поэтому вложение денег в энергообъекты – тот род деятельности, который будет интересен не только государству, но и частному бизнесу.

Но пока основным заказчиком продукции ОАО «Сатурн – Газовые турбины» остаются нефтяные и газовые компании. Например, в конце прошлого года была утверждена долгосрочная программа партнерства с «Газпромом». В рамках пакета заказов газового гиганта «Сатурн – Газовые турбины» осваивает производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 16 МВт. Первый агрегат будет поставлен заказчику в следующем году. Параллельно проводятся испытания ГПА 25 МВт, который в перспективе также будет задействован «Газпромом». Кроме того, в «Сатурне» считают очень перспективной работу с нефтяными компаниями. Здесь речь идет о договоренностях с Китаем, о строительстве ответвления нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан от станции Сковородино на китайскую территорию.

Заметным импульсом развития стал визит в «Сатурн» премьер-министра Владимира Путина, состоявшийся в декабре прошлого года. По результатам этого посещения выработана программа, призванная поддержать компанию и ее подразделения. В частности, после этого «Газпром» разместил крупный заказ на изготовление газовых турбин для газоперекачивающих станций. Помимо этого, после переговоров руководства ОДК с главой «Роснефти» Сергеем Богданчиковым крупнейшая российская нефтяная компания также разместила свои заказы на «Сатурне»: был подписан контракт на изготовление десяти энергоагрегатов в течение ближайших двух лет. Кроме того, «Сатурн – Газовые турбины» выиграл тендер ТНК-ВР на изготовление трех энергетических станций мощностью 8 МВт каждая. Сейчас готовится проект на изготовление еще четырех станций в 2010 году. Важно добавить, что «Сатурн – Газовые турбины» стал первым российским поставщиком оборудования для ТНК-ВР, а это говорит о высоком качестве продукции.



Расширяя сервисную базу

На пресс-конференции была затронута еще одна важная тема – стратегия выхода продукции ОАО «Сатурн – Газовые турбины» на внешние рынки. Вопреки распространенному мнению, для того чтобы закрепить свое присутствие на международных рынках, мало получить подтверждение систем качества на продукцию, необходим ряд одобрений качества самого процесса изготовления агрегатов, которые затем должны быть оформлены в международных сертификатах.

– Для того чтобы на равных выступать на международных рынках, требуется выстраивание принципиально иной идеологии продукта. Если мы выходим на внешний рынок, мы должны играть по тем правилам, по которым он живет. Здесь постулаты – качество, сроки, стоимость, – отметил Игорь Юдин.

Чтобы успешно конкурировать с зарубежной продукцией, компания должна располагать разветвленной сервисной сетью. Так же как и в авиационной отрасли, в энергомашиностроении при продвижении нового продукта большую рентабельность получить практически невозможно. Значительную часть прибыли компания рассчитывает получать как раз через сервисные пункты за счет послепродажного обслуживания. Потому что там – основная прибыль, средства для инвестиций, воспроизводства и дальнейшего развития компании.

Первая задача производителя – получить твердую долю рынка. Заняв его, компания получит базу для реконструкции, обновления и послепродажного сервисного обслуживания. Не обладая такой сетью, невозможно рассчитывать на конкурентоспособность. В подтверждение этого в настоящее время открыт инжиниринговый центр ОАО «Сатурн – Газовые турбины» в Москве, одна из задач которого – представлять коммерческий продукт на рынках ТЭК. Но это только первый шаг. Учитывая дальнейшее расширение своего присутствия на рынках, «Сатурн – Газовые турбины» планирует увеличивать сеть филиалов и представительств как в России, так и за рубежом.



Конкуренция на равных

– Кризис будет не всегда. После каждого спада происходят подъемы, и важно попасть в динамику подъема, опережая ее. Если ты к этому не готов, потеряешь бизнес и останешься на дне. Рынок энергетического оборудования настолько не освоен, что конкуренция будет постоянно усиливаться, в первую очередь со стороны западных компаний, – резюмировал господин Юдин. По его словам, и General Electric, и Siemens очень трезво оценивают потенциал российского рынка, проявляют большой интерес и готовятся к серьезной схватке за покупателя.

Более того, западные энергомашиностроители давно присутствуют на отечественном рынке. Поэтому, если отечественный производитель энергооборудования планирует серьезно конкурировать с западными производителями, он должен поставлять на внутренний рынок качественное и недорогое оборудование. Однако главная роль здесь должна быть отведена государству. Только оно может сформировать правила игры и промышленную политику в области энергомашиностроения.

– Самое главное – это массовость продукта, – сказал в завершение господин Юдин. – Можно создать красивый продукт, но он будет дорогим и штучным товаром. А мы не настолько богаты, чтобы позволять себе производить штучные товары.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13 (129) июль 2009 года:

  • Блиц

    «Ленэнерго» получило краткосрочный кредит в размере 1,5 миллиарда рублей (48 миллионов долларов США) от банка «Санкт-Петербург» на финансирование текущей операционной деятельности. Процентная ставка составляет 16,75‑17,25 процента годовых, что близко к справедливому рыночному уровню для этой компании. Хотя выплата процентов будет оказывать давление на показатель рентабельности чистой прибыли компании, данная новость нейтральна д...

  • КРУ «ЭЛТИМА» – продукт для энергетиков, созданный энергетиками
    КРУ «ЭЛТИМА» – продукт для энергетиков, созданный энергетиками

    Уверенно растущие производственные мощности, расширение штата сотрудников, открытие региональных представительств, конструирование и вывод на рынок нового оборудования. Какие еще аргументы смогут так красноречиво сказать о позициях предприятия на рынке электрооборудования в современных условиях? На вопросы о возможностях развития компании в условиях кризиса и опыте вывода на рынок нового комплектного распределительного устройства отве...

  • На ЮАИЗе новый директор
    На ЮАИЗе новый директор

    Совет директоров ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» назначил нового генерального директора. ...

  • Блиц

    Члены НП «Совет рынка» переизбрали наблюдательный совет. В палату продавцов электроэнергии вошли президент КЭС-Холдинга Михаил Слободин, заместитель главы «Атомэнергопрома» Александр Апканеев, исполняющий обязанности председателя правления «РусГидро» Василий Зубакин, генеральный директор En+ Development Владимир Кирюхин и генеральный директор Enel по России и странам СНГ Доминик Фаш. В палату покупателей вошли руководитель «Русэнергос...

  • Всё идет по графику

    Состоялось 6-е заседание оперативного штаба по руководству пуском энергоблока № 2 Ростовской АЭС. ...