16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/127/9799.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (127) июнь 2009 года

Малый бизнес оценивает новые правила

Первая полоса Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

Одним из последних заявлений Анатолия Чубайса на посту главы РАО ЕЭС было обещание создать особые условия техприсоединения для малого бизнеса. И вот обещанное свершилось: начиная с 5 мая 2009 года в силу вступает новый порядок технологического присоединения субъектов малого и среднего бизнеса к электрическим сетям.

Как сами представители малого бизнеса оценивают эти нововведения, суть которых изложена в правительственном постановлении от 21 апреля 2009 года «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям»? Насколько своевременны эти преференции в изменившихся экономических условиях?

«Энергетика и промышленность России» беседует с Юрием Станкевичем, заместителем председателя Комитета по энергетической политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Затягивать с подключениями будет сложнее

– Как вы считаете, насколько данный документ решает проблемы техприсоединения малого бизнеса? Или он снимает только часть проблем? Или пока он вообще вызывает больше вопросов, чем ответов?

– Несомненно, что нормативное урегулирование взаимоотношений сетевой организации и потребителей в части присоединения к объектам электросетевого хозяйства в значительной мере будет способствовать положительному решению по заявкам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Вместе с тем, необходимо понимать, что физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) не означает фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя. Данное обстоятельство позволит «сетевикам» затягивать с подключениями, ссылаясь на различные субъективные причины. Однако в любом случае наличие «на руках» у заявителей договоров об осуществлении технологического присоединения позволит на законных основаниях оспаривать действия (или бездействие) сетевых организаций в суде, Федеральной антимонопольной службе или Федеральной службе по тарифам.

– Какие проблемы техприсоединения, на ваш взгляд, остаются нерешенными до сих пор или, по крайней мере, решаются не до конца? Насколько актуальной является эта проблема как для России в целом, так и в отдельных регионах или субъектах РФ? Возможно, спад энергопотребления смягчил остроту этого вопроса?

– Проблемы техприсоединения наиболее актуальны в динамично развивающихся регионах, в которых в последние годы активно развивалось строительство, ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, населенные пункты Краснодарского края и так далее. Общая тенденция такова, что свободные мощности распределялись между крупными потребителями, а потребности «малого» бизнеса удовлетворялись по «остаточному» принципу. Сегодня, в условиях общего спада промышленного производства и стагнации в строительстве, проблема присоединения утратит свою исключительную актуальность. По мнению РСПП, в ближайшие годы проблемой «номер один» будет вопрос развития долгосрочного рынка мощности – серьезной конфликтной зоны между потребителями и инвесторами.

Сегодня потребители настаивают на принципе усредненности цен, то есть требуют учитывать реальную потребительскую стоимость ныне действующих электромощностей. Возникает вопрос – за счет каких средств будет компенсироваться строительство и эксплуатация новых мощностей? Если этот вопрос не решить, в ближайшие 8‑10 лет мы можем столкнуться с электро-энергетической инфраструктурой, которая выработала свой ресурс. Уже сегодня износ объектов электросетевого хозяйства во многих регионах достигает 80 и более процентов.

В качестве одного из шагов, предложенных Минэнерго России, – переход генерирующих компаний к договорам с конкретными потребителями с гарантированной тарифной оплатой новой мощности на срок до 7 лет включительно. Такие соглашения станут основой долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей.

В настоящее время обязательства инвесторов регулируются договорами на предоставление мощности, которые они подписывали еще с РАО «ЕЭС России» при выкупе у этой структуры генерирующих компаний. Кроме того, предложено создать Центр финансовых расчетов (ЦФР) – агента, действующего от имени и по поручению генераторов, который будет взаимодействовать с потребителями, производителями, взыскивать штрафы, отслеживать выполнение обязательных инвестпрограмм.



Малый бизнес защищается

– Известны ли вам примеры, когда сетевая компания отказывала в присоединении, ссылаясь на техническую невозможность или иные проблемы, а просителю удавалось оспорить эту позицию в суде или во внесудебном порядке?

– В Российский союз промышленников и предпринимателей еженедельно поступают обращения руководителей коммерческих организаций с жалобами на действия сетевых компаний. География таких обращений обширна и затрагивает если не все субъекты Российской Федерации, то однозначно – все федеральные округа. В качестве одного из примеров последнего времени с участием РСПП, когда активная позиция позволила отстоять интересы инициатора запроса – город Старый Оскол Белгородской области. Положительному решению о присоединении к сетям способствовали неоднократные обращения в Федеральную антимонопольную службу и Министерство регионального развития. В итоге территориальное управление ФАС России возбудило в отношении сетевой организации дело о нарушении законодательства о защите конкуренции.



Новое время – новые проблемы

– Итак, малый бизнес получил обещанные год назад преференции. Что же дальше? Какие проблемы, связанные с доступом к энергомощностям, обещают стать особенно актуальными в ближайшем будущем? Какие решения этих проблем предлагает РСПП?

– В соответствии с действующей нормативной правовой базой государственное регулирование тарифов на продукцию естественных монополий в сфере энергетики производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России.

При этом ФСТ России устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки. Такая дифференциация (при необходимости) осуществляется уже региональными энергетическими комиссиями.

В результате конечному потребителю электрическая энергия поставляется по тарифам, которые могут быть как ниже установленных ФСТ России, так и существенно выше последних. Более того, рост тарифов также может быть различный для разных категорий потребителей. Региональные власти (РЭКи) имеют возможность устанавливать тарифы для отдельных категорий потребителей (например, для базовых потребителей) с учетом небольшого роста тарифа по сравнению с прошлым периодом. В этом случае, для того чтобы «выйти» на средний тариф, определенный ФСТ России, они компенсируют «недобор» по одной группе потребителей существенным (выше среднего значения) увеличением тарифа для прочих потребителей. Необходимо отметить, что существующая практика расчетов «тарифной сетки» РЭКами не отличается прозрачностью и объективностью и позволяет допускать перекрестное субсидирование одних групп потребителей другими.

В связи с этим можно было бы предложить рассмотреть вопрос о возможности установления ФСТ России, помимо предельных уровней тарифов (в абсолютных величинах) на очередной год, еще и предельного уровня роста регулируемых тарифов для групп потребителей (в процентах) по сравнению с прошлым годом. Иными словами, предлагается установить дополнительное ограничение для РЭКов с тем, чтобы они не могли своими решениями увеличивать тарифы для отдельных групп потребителей свыше установленного темпа роста.

Вторая проблема. Постановлением правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года № 205 установлены параметры поэтапного снижения объемов продажи электроэнергии на оптовом рынке, реализуемой по регулируемым тарифам (ценам). Остальной объем электроэнергии продается по свободным (нерегулируемым) ценам, которые определяются балансом спроса и предложения. В связи с тем, что эти цены складываются выше регулируемых, предприятия, вынужденные покупать всё большие объемы электроэнергии по свободным ценам, несут дополнительные издержки по сравнению с предшествующим периодом.

В данной ситуации имело бы смысл рассмотреть целесообразность замораживания достигнутого уровня продажи электроэнергии по свободным ценам (на уровне от 25 до 30 процентов) на основе анализа прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии в 2009 году (с учетом спада производства в экономике Российской Федерации).

Третий пункт. Одним из основных факторов ежегодного повышения регулируемых тарифов на электроэнергию (в 2009 году рост регулируемых тарифов для всех категорий потребителей должен составить 119 процентов) является рост инвестиционной составляющей. Этот рост обусловлен необходимостью вводить в действие мощности исходя из прогноза ежегодного увеличения потребления электроэнергии. Согласно докладу РСПП о состоянии делового климата в России в 2008 году, потребность в мощностях в электроэнергетике определялась исходя из прогноза ежегодного роста электропотребления на 4,3 процента в год. Вместе с тем, данный прогноз требует дополнительного подтверждения, учитывая наметившуюся с середины прошлого года тенденцию падения спроса на электроэнергию.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможном пересмотре обязательств инвесторов по вводу новых мощностей, строящихся согласно договорам предоставления мощности на оптовый рынок электроэнергии, о корректировке инвестиционных программ и, как следствие, о снижении инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию, предусматривающем пропорциональное снижение предельных тарифов, устанавливаемых ФСТ России.

Более плавный и растянутый во времени график ввода новых мощностей позволил бы снизить затраты инвесторов за счет сокращения дополнительных затрат, связанных с необходимостью привлечения кредитных средств в период кризиса на невыгодных условиях. Необходимость корректировки инвестиционных программ обуславливается также обостряющейся проблемой неплатежей в связи со снижением платежеспособности потребителей.

Крайне острой является также проблема отсутствия механизма уточнения схемы размещения генерирующих мощностей с учетом фактических потребностей экономики. Сейчас практически нет возможности скорректировать параметры ввода мощностей, невзирая на насущную необходимость изменения первоочередности строительства новых объектов. Существование проблемы несогласованности строительства новых объектов энергетической инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям и стоимости с планами развития объектов потребления отмечается и в Программе развития конкуренции, одобренной правительством Российской Федерации.

К другим мерам, которые могли бы снизить затраты на строительство новых и модернизацию действующих объектов электроэнергетики, следует отнести:

• Предоставление генерирующим компаниям льготного доступа к кредитным ресурсам (приемлемые процентная ставка и период кредитования).

• Развитие сотрудничества между Федеральной сетевой компанией и генерирующими компаниями в части установления приемлемых тарифов по подключению к Единой национальной электрической сети и разумных технических требований; поддержка со стороны государства проектов, связанных с энергообеспечением значимых государственных объектов.

• Наконец, стоит отметить, что один из факторов, который негативно влияет на рост стоимости инвестиционных проектов в электроэнергетике, – это отсутствие прозрачного и понятного всем участникам рынка порядка определения стоимости подключений к Единой национальной электрической сети как новых генерирующих объектов, так и потребителей электроэнергии.

• Как отмечается в Программе развития конкуренции, одобренной правительством Российской Федерации, «стоимость подключения к электросетям в крупных российских городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран».

• Цена подключений, которая, помимо собственно стоимости технологического подключения, может включать инвестиционную составляющую (определяется местной распределительной сетевой организацией в связи с необходимостью модернизации (строительства новой) сетевой инфраструктуры), зачастую не имеет экономических обоснований и приводит к существенному удорожанию строительства объектов капитального строительства. Это, в свою очередь, выливается в рост тарифов на потребляемую электроэнергию, который идет на покрытие соответствующих расходов инвестора.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (127) июнь 2009 года:

  • Электрооборудование для энергетики
    Электрооборудование для энергетики

    ЧТО: XVIII международная выставка «Электро» («Электрооборудование для энергетики, электротехники, электроники; энерго- и ресурсосберегающие технологии; бытовая электротехника»). ГДЕ: Россия. Москва, «Экспоцентр». КОГДА: 8 – 11 июня 2009 года. ...

  • Россия хочет пригласить энергофорум
    Россия хочет пригласить энергофорум

    Россия выдвинула Москву в качестве города, где в 2012 году может быть проведена 13‑я министерская встреча в рамках Международного энергетического форума (МЭФ). ...

  • Предложения Китая заманчивее?
    Предложения Китая заманчивее?

    Эксперт Центра экономических исследований Узбекистана Виктор Абатуров считает, что в ближайшее время строительство новых газопроводов в европейском направлении перестанет представлять интерес для стран Средней Азии. По мнению узбекского эксперта, до сих пор привлекательность европейского газового рынка для стран региона была аксиомой. Высокие цены на газ на этом рынке сложились благодаря емкости рынка, под влиянием значительных издерже...

  • Урезали на одиннадцать процентов
    Урезали на одиннадцать процентов

    В этом году ОАО «РусГидро» сокращает финансирование строительно-монтажных работ. ...

  • Мисс Атом
    Мисс Атом

    В Москве 27 мая состоялась торжественная церемония награждения участниц конкурса «Мисс Атом». ...