16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/126/9704.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (126) май 2009 года

Начнут ли энергосбыты конкурировать?

Первая полоса Ольга МАРИНИЧЕВА

Некоммерческое партнерство «Совет рынка» предлагает уравнять в правах энергосбытовые компании, работающие с розничными потребителями, создать равные условия для гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний.

Это предложение сформулировано в рамках концепции целевой модели розничных рынков, разработанной Советом рынка. Концепция должна заработать в 2011 году.


- Речь идет не об отмене статуса гарантирующего поставщика, а о повышении публичности всех сбытовых компаний, работающих с розничным потребителем, – поясняет позицию Совета рынка заместитель начальника управления сопровождения рынков с регулируемым ценообразованием Наталья Невмержицкая. – Безусловно, это предложение связано с недостаточным уровнем конкуренции в текущих условиях. Целевая модель предполагает уравнивание сбытовых компаний в их возможностях участвовать в оптовом и розничном рынках. Она же уравнивает их и в обязанностях по принятию потребителей на обслуживание на публичных условиях.

– В итоге целевая модель должна усилить конкуренцию за конечных потребителей, не создавая при этом рисков одномоментной потери бизнеса гарантирующих поставщиков, – добавляет Н. Невмержицкая.



Кризис заставил действовать

Идея создать равные входные условия для гарантирующих поставщиков и «независимых» возникла достаточно давно, подчеркивает председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Василий Киселев. Среди организаций, выдвигавших подобные предложения, были РАО ЕЭС и само НП гарантирующих поставщиков. Но эта задача не выглядела первостепенной до наступления финансового кризиса, «обнажившего проблемы, которые накопились в сбытовой сфере со стартового момента реформирования». Причины, побудившие Совет рынка предложить столь кардинальное решение, различны, добавляет В. Киселев: это необходимость усилить конкуренцию на розничном рынке, проблемы, связанные с проведением конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика, необходимость повышения прозрачности и эффективности розничного рынка, а также сложности и противоречия, связанные с наличием статуса гарантирующего поставщика и его правомочий.

– Необходимо обеспечить равное участие всех компаний в перекрестном субсидировании, принятии обязательств по обеспечению согласованных регламентов качества обслуживания потребителей и устранить возможность потреблять электроэнергию без оплаты, – подчеркивает В. Киселев.

Насколько эффективно решение, предложенное Советом рынка, покажут время и результаты реализации пилотного проекта. Сам Совет рынка подчеркивает, что нормативные правовые акты, регламентирующие правила работы на оптовом и розничном рынках, будут дорабатываться в течение 2009 года. Итоговое постановление правительства по основным положениям функционирования целевой модели розничных рынков должно быть принято в первой половине 2010 года.



Новые условия, новые риски

И все-таки создание равных стартовых условий для всех энергосбытовых компаний не исключает возникновения специфических рисков, подстерегающих сбыты в условиях финансового кризиса, считает В. Киселев.

Во-первых, повышение неопределенности финансового результата сбыта может привести к тому, что весь сбытовой сектор станет непривлекательным для инвестирования. Во-вторых, разрыв между ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии может стать причиной ситуации, в которой резкий скачок оптовых цен провоцирует разрыв всех розничных договоров.

С другой стороны, модель, предложенная Советом рынка, в отличие от действующей схемы, «заточенной под постоянный рост энергопотребления», предусматривает наличие саморегулируемых механизмов, которые «включаются» в условиях спада: это возможность перехода потребителей от одного сбыта к другому раз в месяц и отсутствие зависимости снабжения потребителя на розничном рынке от регистрации группы точек поставки на оптовом.
КОММЕНТАРИИ

Дмитрий Аржанов, генеральный директор ОАО «Нижегородская сбытовая компания»:

Мы считаем, что данная идея имеет право на существование. Достаточно вспомнить все перипетии с присвоением статуса гарантирующего поставщика в 2007 году. Именно в тот момент выявились существенные прорехи в законодательной базе энергетической отрасли. В результате НСК была втянута в судебные споры, которые продолжались около двух лет.

Изначально РАО ЕЭС планировало, что, сражаясь за статус ГП, сбыты будут снижать сбытовые надбавки, тем самым уменьшая цену для потребителей. Это должно было стать основным механизмом конкуренции на розничном рынке. Очевидно, что конкуренция и конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика – это далеко не одно и то же. Главный риск в том, что победитель в конкурсе будет определяться не по минимальной сбытовой надбавке, как планировалось, а по величине административного ресурса, поддерживающего конкурсанта.

С другой стороны, отменяя статус гарантирующего поставщика, нужно детально проработать механизм перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой. Поскольку только внятные правила помогут безболезненно решить проблему перехода к другому поставщику без долгов, не увеличивая кассовые разрывы сбытовых компаний.

Валерий Баринов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Костромская сбытовая компания»:

На наш взгляд, предложение о ликвидации института гарантирующих поставщиков выглядит, мягко говоря, рискованным. На сегодняшний день статус гарантирующего поставщика накладывает на организацию, имеющую этот статус, больше обязанностей, чем прав. (Прежде всего это касается ГП первого уровня, к которым относятся все сбыты, получившиеся в результате разделения АО-энерго).

Это и показатели финансового состояния, и обязательность своевременных расчетов с оптовым рынком и сетевыми организациями, а также наличие структуры для качественного обслуживания потребителей. А потребители – это не только крупные промышленные предприятия, к обслуживанию которых стремятся многие независимые сбытовые компании, но и в первую очередь население.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (126) май 2009 года:

  • Улучшаем для заказчика
    Улучшаем для заказчика

    Завод «Сарансккабель» приступил к серийному производству высокочастотных кабелей с несущим тросом для цифровых сетей абонентского доступа. ...

  • ТГК-13 меняет директора
    ТГК-13 меняет директора

    ОАО «ТГК-13» («Енисейская ТГК») сообщила о прекращении полномочий генерального директора Владимира Богомазова и о назначении на эту должность Евгения Жадовца (на фото). До этого Е. Жадовец исполнял обязанности заместителя генерального директора и главного инженера ТГК-13. Как сообщает пресс-служба компании, изменения в руководстве Енисейской ТГК связаны с планируемым изменением структуры управления компанией и передачей функции единол...

  • Китай втрое увеличил импорт нефти через Эрлянь

    Объем нефти, импортируемой через КПП Эрлянь во Внутренней Монголии (Северный Китай), в апреле текущего года превысил 10 тысяч тонн, что на 219 процентов больше прошлогоднего показателя за аналогичное время. ...

  • Саратовская ГЭС: курс на мощность
    Саратовская ГЭС: курс на мощность

    Дефицит электроэнергии может серьезно затормозить развитие российской экономики. Это значит, что нужны новые электростанции и модернизация существующих. ...

  • Удвоение добычи газа
    Удвоение добычи газа

    Индийская национальная нефтегазовая корпорация ONGC намерена в ближайшие 7‑8 лет удвоить добычу природного газа, доведя ее уровень приблизительно до 100 миллионов кубометров в день. ...