Электросетевой сервис: быть или не быть - Энергетика и промышленность России - № 09 (125) май 2009 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/125/9650.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (125) май 2009 года

Электросетевой сервис: быть или не быть

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовала Наталия Захарова

Реформирование российского энергетического комплекса до сих пор вызывает горячие дебаты. Один из наиболее спорных вопросов – перспективы развития электросетевого сервиса.

Напомним, что год назад, 13 мая 2008 года, филиалы по техническому обслуживанию и ремонту энергообъектов ОАО «ФСК ЕЭС» были выделены в 100-процентное дочернее общество – ОАО «Главная электросетевая сервисная компания Единой национальной электрической сети». Предполагалось, что образование самостоятельной структуры повысит качество ремонтных работ, снизит их себестоимость и увеличит рыночную долю предоставляемых услуг на рынке ТОиР.

О том, насколько оправдались эти ожидания, рассказывает главный инженер Северо-Западного филиала ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» Николай Дмитриевич Пырлик.



– Николай Дмитриевич, вы относите себя к сторонникам или противникам выделения предприятий по ТОиР в самостоятельную структуру?

– Я являюсь непосредственным участником этого процесса. Вопрос реформирования ремонтных видов деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» остро встал в 2002-2003 годах, когда в очередной раз затормозились намеченные преобразования в электроэнергетике. Я тогда работал главным инженером «Магаданэнерго», так что во всем происходящем принимал самое активное участие.

В то время РАО ЕЭС провело реформирование ремонтной деятельности очень осторожно. Во-первых, не все ремонтники и специалисты, занимающиеся техническим обслуживанием, выводились в новые сервисные компании, около 30 процентов персонала было оставлено для проведения аварийных и внеплановых работ. Во-вторых, всем энергосистемам было дано жесткое указание предоставлять развивающимся ремонтным предприятиям стопроцентно гарантированный заказ.

Кроме того, при заключении договоров с выделенными сервисными компаниями на техническое обслуживание и ремонт энергообъектов цены устанавливались с рентабельностью не ниже 25 процентов, хотя на тот момент многие энергокомпании имели рентабельность намного ниже. Помимо этого, новым предприятиям было передано в уставный капитал все имущество, необходимое для начала производственной деятельности. Таким образом, ремонтники получили преференцию, финансовую поддержку для дальнейшего развития и обретения конкурентоспособности.



– В чем особенности реформирования ремонтной деятельности, проведенного ОАО «ФСК ЕЭС»?

– В отличие от реформ ОАО «РАО ЕЭС», Федеральная сетевая компания проводила реорганизацию ремонтных видов деятельности более радикально. Сначала внутри компании были созданы блоки технического обслуживания и ремонта электрооборудования, потом они преобразовались в соответствующие филиалы. Произошли изменения системы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта объектов электросетевого хозяйства с разделением функций заказчика (филиалы и предприятия Магистральных электрических сетей) и подрядчика (филиалы по техническому обслуживанию и ремонту МЭС). Созданная система успешно работала, оперативно ликвидировала нештатные ситуации, с заданным качеством и в установленные сроки выполняла соглашения с филиалами МЭС.

Однако имелся и ряд ключевых недостатков. Зачастую полноценные договорные отношения подменялись квазидоговорными, что приводило к размытию ответственности, неэффективности взаимных рычагов экономического воздействия. Отсутствие реальной конкуренции в услугах по ТОиР на внутреннем рынке поддерживало существующий затратный механизм формирования стоимости работ, что препятствовало повышению качества оказываемых услуг. Оставались слабыми позиции филиалов ТОиР и на внешнем рынке услуг при технической возможности получить этот рынок.



– Создание электросетевой сервисной компании с обособлением функций по ТОиР решило эти проблемы?

– Идеология создания ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» предполагала быстрыми темпами снизить аффилированность компании. До 2010 года объемы гарантированного заказа ОАО «ФСК ЕЭС» по ТОиР должны были уменьшиться до 20 процентов, заказы МЭС – формироваться на конкурсной основе, собственная доля услуг на внешнем рынке должна была увеличиваться, повышая капитализацию акций и уставного капитала.

К сожалению, грянул кризис, больно ударивший по энергетике. В соответствии с проектом реформирования в следующем году мы должны стать независимыми и на равных участвовать в конкурсных процедурах с другими подрядчиками.

Однако доля гарантированного заказа ФСК для Северо-Западного филиала по сравнению с прошлым годом сократилась на 38 процентов и составила 300 миллионов рублей (из них ремонтные работы – 80 миллионов рублей, техническое обслуживание – 220 миллионов рублей). По внешней деятельности работы запланированы всего на сумму 75 миллионов рублей, из которых в настоящее время заключены договоры только на 40 миллионов рублей. Участие в конкурсных процедурах МЭС и внешних заказчиков показывает, что мы еще не имеем достаточного опыта, кадрового состава и производственной базы для полноправной конкуренции на рынке услуг по ТОиР.

Ситуация усугубляется тем, что заказчик привлекает на ремонт одного и того же энергообъекта несколько подрядчиков, в том числе внешних, снижая объемы работ для ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС». Все эти факторы приводят к недозагруженности производственного персонала предприятий ТОиР ЕНЭС, чреватой потерей квалифицированных кадров. А у заказчика возникает необходимость контролировать всех подрядчиков, создавая дублирующие структуры, аналогичные электросетевой сервисной компании.



– Есть ли выход из сложившейся ситуации?

– На мой взгляд, существует два пути развития событий. Первый – дальнейшее снижение аффилированности ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» и окончательный уход компании на внешний рынок. Тогда МЭС будут смотреть на нас как на одного из многих подрядчиков, а мы на них – как на одного из многих заказчиков.

В этом случае нужно настраиваться на серьезную конкурентную борьбу, перестраивать организационную структуру. Уже сейчас понятно, что территориальный принцип разделения предприятий не всегда срабатывает. Бывают ситуации, когда проведение работ силами одного предприятия невозможно, а схема совместной работы по выигранным конкурсам не отработана. Нужно иметь амбиции представлять себя не только на региональном рынке, но и на всероссийском – от запада до востока.

Кроме того, с выходом на внешний рынок придется изменить сам подход к работе. Сейчас наша деятельность очень забюрократизирована, каждый шаг сопровождается огромным количеством регламентов ФСК. Рыночные же отношения предполагают подписанный между подрядчиком и заказчиком договор, гарантирующий обязательное финансирование со стороны заказчика и жесткую ответственность за работу со стороны исполнителя в заданные сроки и с гарантией качества.



– А второй путь?

– Не торопиться со снижением аффилированности и, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, повысить на несколько лет гарантированный заказ ФСК.

В этом случае Главную электросетевую сервисную компанию нужно сделать действительно главной и отдать ей все объемы работ по ТОиР, не привлекая сторонние ремонтные компании и тем более не создавая внутри филиалов ФСК собственные ремонтные подразделения (по диагностике, релейной защите и т.п.). Если ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» не сможет справиться с объемами работ, оно вправе само привлечь на субподряд любую ремонтную организацию на конкурсной основе. Тогда заказчик, как записано в проекте реформирования, будет заниматься только управлением активами, а мы, получив финансы и объемы работ, обеспечивать и контролировать их выполнение.

Если пойдем по первому пути, нас ждет оптимизация численности, освоение новых ниш на рынке ТОиР, появление крупных заказчиков (газовики, распределительные сети, коммунальные службы). Если по второму – останемся компанией, которая будет выполнять услуги для ОАО «ФСК ЕЭС» и брать небольшие объемы на внешнем рынке.



– Какой из этих путей предпочтительнее?

– Сейчас компания не двигается ни в сторону снижения аффилированности, ни в сторону увеличения гарантированного заказа.

Одна из основных проблем – обеспечение АВР и аварийной готовности. Когда ремонтные подразделения были в составе АО-энерго, руководитель сам планировал создание дежурных бригад и выделение средств на выполнение аварийных работ (на случай нештатных ситуаций – паводков, грозового периода, пожароопасного сезона). Сейчас при возникновении ЧП на энергообъектах неизменно появляются проблемы при взаимодействии с заказчиком – определение объема работ, согласование калькуляции, оформление выполненных работ. Это чревато серьезными последствиями, поскольку магистральные сети имеют не только региональное, но и межгосударственное значение и потребители электроэнергии могут понести серьезный материальный ущерб. Если бы ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» получало финансирование на все виды работ, предусмотренные в составе утвержденного тарифа на передачу электроэнергии и самостоятельно их планировало, было бы гораздо проще работать, и ответственность за надежное электроснабжение стала бы неизмеримо выше.

Какой путь выберет ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС», решать не мне. Главное – быстрее определиться с направлением движения. Чтобы сохранить квалифицированный персонал, достойно пережить экономический кризис и вырасти в крепкую конкурентоспособную сервисную компанию.



СПРАВКА

Северо-Западный филиал ОАО «Главсетьсервис ЕНЭС» является одним из семи филиалов компании, обслуживающим Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Брянскую и Смоленскую области, Республику Карелия и Кольский район Мурманской области. На техническом обслуживании филиала находятся 60 подстанций и около 10 000 километров линий электропередачи напряжением 0,4-750 кВ.

Основные виды деятельности компании:
• техническое обслуживание, ремонт и диагностика оборудования подстанций и линий электропередачи;
• наладка устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики;
• монтаж автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии, систем связи;
• проектирование, строительство и реконструкция энергообъектов;
• аварийно-восстановительные работы и обеспечение аварийной готовности.





194156, г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 27, лит. Ц
Тел. (812) 325-91-37, Факс (812) 320-91-40
www.gss-sz.ru
E-mail: post@toirmes-sz.spb.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (125) май 2009 года:

  • Toshiba покупает «ядерного» производителя
    Toshiba покупает «ядерного» производителя

    Японская компания Toshiba официально объявила о покупке 52 процентов акций крупного производителя ядерного топлива – компании Nuclear Fuel Industries Ltd. ...

  • Российские запчасти
    Российские запчасти

    Российская компания «Силовые машины» с опережением договорных сроков изготовила и поставила на иранскую ТЭС «Рамин» первую партию запасных частей. Они предназначены для капитального ремонта турбогенератора ТВВ-320-2Т3 (станционный № 3). Заказчиком выступает иранская фирма BGK-Technical. Завершение поставки запчастей запланировано на август текущего года. ...

  • Блиц

    ОГК-2 и Группа Е4 распространили совместное заявление, касающееся взаимоотношений компаний. В 2007 году они заключили контракт генерального подряда (ЕРС-контракт) на строительство под ключ двух парогазовых энергоблоков единичной мощностью 400 МВт каждый на площадке Ставропольской ГРЭС, филиала ОГК-2. В апреле текущего года, исходя из норм Гражданского кодекса, согласно которым заказчик имеет право расторгнуть договор, ОГК-2 уведомила ...

  • «Перенаправления» не будет
    «Перенаправления» не будет

    ОАО «Газпром» направило в Минэнерго предложение о том, чтобы 15 миллиардов рублей, предназначенных для строительства Центральной ТЭЦ на 180 МВт в Санкт-Петербурге, были перенаправлены на аналогичный объект в Сочи. ...

  • Энергосбережение – как часы: за что платим?
    Энергосбережение – как часы: за что платим?

    В апреле в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Коммерческий учет энергоносителей». ...