Апрельские тезисы министра Шматко - Энергетика и промышленность России - № 08 (124) апрель 2009 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/124/9551.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (124) апрель 2009 года

Апрельские тезисы министра Шматко

Энергетика: тенденции и перспективы «ЭПР» благодарит пресс-службу Министерства энергетики за предоставление полного текста доклада.

В апреле министр энергетики Сергей Шматко выступил с докладом о перспективах развития вверенной ему отрасли, о путях преодоления последствий всемирного кризиса.

Вниманию читателей «ЭПР» предлагает основные тезисы этого выступления.



Тезис первый: стратегический

Во время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем должны стать основой для формирования реалистичной, отвечающей на главные вызовы модели перспективного развития страны и роста экономики.

Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.

В переживаемый нами сложный период необходимы как минимизация последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для послекризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены, во‑первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК; во‑вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора; в‑третьих, на принятие оперативных решений, необходимых в связи с кризисом. Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.

Отмечу, что в текущем году планируется, наряду с ЭС-2030, завершить подготовку Генеральных схем развития газовой промышленности и нефтяной отрасли, разработать Государственную программу энергосбережения, скорректировать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. При условии адекватного учета возможных последствий экономического кризиса и мер по их минимизации, а также взаимной согласованности указанных документов их принятие и последующее использование может стать серьезной антикризисной мерой.



Тезис второй: преемственность

В чем преемственность Энергостратегии-2030 по отношению к Энергостратегии-2020? Прежде всего, в неизменности цели и главных принципов государственной энергетической политики. Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны, а также содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Принципы: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики; заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний; обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Далее, это преемственность в структуризации ЭС-2030, в системе главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.

И наконец, связь двух Энергостратегий заключается в том, что за время, прошедшее с момента принятия действующей Энергостратегии (ЭС-2020), российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от того, что прогнозировалось при подготовке ЭС-2020.

Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году и почти четырехкратном превышении данным показателем прогнозных оценок ЭС-2020 фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,5 раза при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 менее чем на 10 процентов; прогноз добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов отклонился от факта всего на 2,9 процента, прогноз потребления электроэнергии – на 4 процента и т. д.



Тезис третий: есть ли у нас энергосбережение?

К числу важнейших стратегических инициатив Энергостратегии-2030 относятся:
• освоение нефтегазового потенциала восточных регионов страны;
• освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и северных территорий России;
• развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
• развитие нетопливной энергетики;
• реализация потенциала энергосбережения и повышение энергоэффективности.

Отдельно остановлюсь на последнем направлении.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности занимают особое место среди стратегических инициатив ЭС-2030, поскольку без масштабной реализации потенциала энергосбережения невозможно поступательное развитие экономики страны. Использование имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении.



Тезис четвертый: энергоемкость – новое веяние

Мы предполагаем, что эта программа должна состоять из ряда проектов, приоритетных в масштабах страны, а в ее составе должны быть отражены:
• задания субъектам Российской Федерации по сокращению энергоемкости;
• меры, включая государственную поддержку, направленные на массовую реализацию типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы;
• организационные и технические мероприятия по энерго-сбережению в бюджетной сфере, включая оснащение современными средствами учета энергоресурсов и организацию энергосервисного обслуживания;
• реализация типовых инновационных проектов на основе возобновляемых источников энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
• разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях промышленности, функционирующих с участием государства, в первую очередь в естественных монополиях.



Тезис пятый: внешняя политика

Наконец, не могу не остановиться на проблемах внешней энергетической политики. Важнейшие задачи на этом стратегическом направлении таковы:
• отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
• диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
• обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта;
• укрепление позиций ведущих российских энергокомпаний за рубежом;
• обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в Арктике).

КОММЕНТАРИЙ

Станислав МИТРАХОВИЧ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности:

На мой взгляд, наиболее уязвимая составляющая планов по международному сотрудничеству, озвученных в докладе главы Минэнерго, связана с диверсификацией направлений экспорта, с неоднократно заявленными планами о развитии экспорта углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вопрос в том, насколько реальны эти планы в условиях сокращения инвестиций в геологоразведку, в освоение новых месторождений и неизбежного падения нефте- и газодобычи, стоит ли готовиться к новым соглашениям, которые могут создать проблемы с выполнением обязательств перед традиционными партнерами?

Сокращение объемов добычи углеводородов неизбежно, буквально через несколько дней после выступления главы Минэнерго эту перспективу признало само министерство от имени Сергея Горбунова, заместителя директора Департамента нефтегазового комплекса: он признал, что в течение ближайших пяти лет объем добычи нефти может снизиться на 8 процентов.

Что до перспектив сотрудничества в других областях энергетики, то здесь наиболее многообещающими выглядят возможности, касающиеся атомной отрасли. Последние новости атомной энергетики, в частности подготовка к подписанию меморандума о стратегическом сотрудничестве между Siemens и Росатомом, свидетельствуют о том, что российские атомщики ведут диалог со своими зарубежными коллегами на равных. Намного более скромными выглядят российские позиции в таких значимых для будущего энергетики областях, как энергетическое машиностроение, бурение, геологоразведка.

Именно отсутствие собственных технологий мешает нам развивать Штокмановское месторождение. Мы гордимся недавним открытием единственного завода по производству СПГ, в то время как за рубежом действуют десятки таких заводов, даже в Африке.

Константин ГУЛЯЕВ, руководитель отдела акций Департамента рыночных исследований ИФД «Капиталъ»:

В Энергетической стратегии России до 2030 года, текстом которой мы пока не располагаем, по всей видимости, должны быть существенно скорректированы прогнозы по добыче нефти и газа, а также производству электро-энергии. Уже сейчас все больше становится очевидным, что ни к 2010, ни к 2015, ни к 2020 году по уровню добычи нефти и газа целей Энергостратегии-2020 мы не достигнем. Текущий финансово-экономический кризис еще больше спутал карты. В этом году добыча газа может упасть ниже 600 миллиардов кубометров, по нефти, скорее всего, мы не превысим уровень прошлого года (488 миллионов тонн), тогда как к 2010 году добыча нефти должна была бы составить более 510 миллионов тонн, а к 2020-му выйти на уровень 530 – 595 миллионов тонн. Согласно Энергостратегии-2020, добыча газа к 2020 году должна составить 870 – 880 миллиардов кубометров. Для достижения таких уровней необходимо осуществлять колоссальные инвестиции уже сейчас, но этого пока не происходит. Да и конечный спрос на тот же газ сейчас никак не стимулирует рост добычи.

Значительным изменениям может подвергнуться отраслевая генсхема в электроэнергетике, так как вместо роста энергопотребления на 3 – 4 процента в год мы получим отрицательные темпы роста в текущем году (от 5 до 10 процентов), а уровень производства энергии может вернуться на уровень 2008 года, вероятно, не ранее 2012 года.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (124) апрель 2009 года:

  • Перерастет ли кризис в коллапс газовой отрасли?
    Перерастет ли кризис в коллапс газовой отрасли?

    Каково состояние газовой отрасли России? Сможет ли Россия вложить значительные средства в развитие новой сырьевой базы добычи? На эти вопросы отвечает эксперт ЭПР Николай Кириллов. ...

  • Строители без работы не останутся
    Строители без работы не останутся

    Строительный холдинг «Титан-2» – одно из градообразующих предприятий в Сосновом Бору Ленинградской области, и то, какова ситуация здесь, во многом определяет положение в городской экономике в целом. ...

  • «Металлический» пластик

    Ученые из университета штата Мичиган (США) разработали новый вид прозрачного пластика, обладающий прочностью, сравнимой с прочностью металла. ...

  • ФСК планирует перейти на RAB в 2010 году
    ФСК планирует перейти на RAB в 2010 году

    Федеральная сетевая компания представила результаты 2008 года и дала прогноз своих будущих финансовых показателей. ...

  • Минские ТСЗГЛ - качество без переплаты за бренд
    Минские ТСЗГЛ - качество без переплаты за бренд

    Когда мы говорим «премиум», то подразумеваем успех, благосостояние, высокое качество. Продукцию премиум-класса отличает более высокое ценовое позиционирование, которое формирует ряд определенных требований к качеству и сопутствующим услугам. ...