16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/122/9398.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (122) март 2009 года

Информационные технологии: планы энергетиков меняются

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовал Дмитрий ЛУКАШЕВ

На совещании 2 – 4 марта 2009 года специалисты ИТ-служб энергокомпаний обсудили проект регламента оперативного взаимодействия при эксплуатации средств диспетчерского и технологического управления, представляющих собой сложные ИТ-комплексы. Проект разработан Системным оператором ЕЭС.

Об основных положениях регламента, а также о новых технологиях и влиянии экономического кризиса на внедрение автоматизированных информационных систем в электроэнергетике рассказывает директор по информационным технологиям филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Центра Сергей Дятлов.



– Сергей Николаевич, какие нововведения будет содержать новый регламент взаимодействия энергокомпаний при эксплуатации средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ)?

– Для обеспечения непрерывности работы средств диспетчерского и технологического управления Системный оператор планирует закрепить в регламенте ряд требований по надежности ИТ-инфраструктуры, исполнение которых для генерирующих и сетевых компаний будет обязательным. В частности, на энергокомпании будет возложена задача по обеспечению круглосуточного контроля и технического обслуживания СДТУ. На восстановление нормального функционирования средств диспетчерского и технологического управления будет введен определенный лимит времени. При этом Системный оператор не устанавливает жестких организационных форм реализации этих требований. Электроэнергетические компании сами выберут, как они будут обеспечивать непрерывный мониторинг работы СДТУ: либо нанимать дополнительный оперативный персонал, либо заключать договор с сервисной компанией.



– Информационные технологии в энергетике для автоматизации, диспетчеризации и связи: какие, на ваш взгляд, наиболее передовые разработки существуют в этой сфере?

– В последние годы идет глобальная волна модернизации информационных систем. Во всех энергокомпаниях внедряются ИТ-системы, зарекомендовавшие себя в развитых зарубежных странах. Основная тенденция – это переход от аналоговых каналов связи на цифровые и, как следствие, развитие мультисервисной сети, позволяющей снижать издержки и существенно повышать пропускную способность каналов передачи информации. Если говорить о самых передовых технологиях, то сейчас в Системном операторе проводятся эксперименты по применению устройств WAMS / WACS – сверхбыстрой глобальной измерительной системы, которая позволит в перспективе сделать огромный шаг в сторону автоматизации управления Единой энергетической системой России. Сегодня, несмотря на достаточное количество быстродействующих средств автоматизации, управление осуществляется на основе данных телеинформации на временном отрезке около одной секунды. Благодаря технологии WAMS / WACS в будущем удастся осуществлять управление режимом на более качественном уровне, с учетом электромеханических процессов, происходящих в течение миллисекунд. Внедрение подобной технологии позволит значительно повысить надежность управления Единой энергетической системой России.



– Повлиял ли на темпы внедрения новых информационных технологий в электроэнергетике экономический кризис?

– Объем финансирования проектов по внедрению новых ИТ-комплексов не сократился, однако изменения в экономике страны не могут не сказаться на наших планах. Отмечу, что Системный оператор – государственная компания, которая по закону не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а необходимые средства получает в виде абонентской платы, размер которой устанавливает Федеральная служба по тарифам как одну из составляющих тарифа на электроэнергию.

Но тариф – рублевый, а среди оборудования, которое мы закупаем, высока доля импорта, соответственно, цены на него зависят от курса валют. В связи с этим мы сейчас проводим оптимизацию объема закупок оборудования, которая не затронет те проекты, от реализации которых зависит надежность функционирования энергосистемы.

Кризис может скорректировать темпы реализации проектов, направленных на повышение качества технологической информации. Сейчас часть энергообъектов передает в диспетчерское управление информацию при помощи новых, модернизированных систем, а часть – при помощи старых, не прошедших модернизации. Программы информатизации энергокомпаний предполагают активный переход на новые, более современные системы с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи. Тем самым увеличивается количество параметров, контролируемых и обрабатываемых Системным оператором, а также скорость их передачи. Как следствие, вместе с модернизацией и внедрением новых систем и улучшением качества необходимой информации появляется возможность получения дополнительной информации не первостепенной важности, которая, однако, позволяет более точно отслеживать параметры работы энергетического оборудования. Соответственно, сейчас отрасль может оказаться в ситуации, когда проекты по улучшению качества технологической информации будут скорректированы. То есть объем обрабатываемой нами информации не сократится, но, возможно, будет расти меньшими темпами.



– Как вы считаете, нужна ли государственная поддержка в развитии автоматизации энергообъектов?

– Несомненно, нужна. И в первую очередь это относится к разработке и внедрению во всех компаниях отрасли единых стандартов информационной деятельности в энергетике.

В ходе реформы электроэнергетики в отрасль пришли новые «игроки», каждый из которых принес свой опыт и свои наработки в области информационного и технологического обеспечения. Сейчас наблюдается ситуация, при которой вновь образованные энергокомпании стремятся строить свою собственную политику в части стандартизации информационных процессов. Кроме того, часть генерирующих компаний была приобретена предприятиями, относящимися к другим отраслям, либо иностранными владельцами. Эти компании становятся составными частями глобальных промышленно-экономических структур, в которых уже существуют свои стандарты. Это приводит к дополнительным накладным расходам при внедрении ИТ-систем и создает трудности в процессе организации информационного обмена.

Электроэнергия – это стратегический ресурс государства, а энергетическая безопасность одна из первостепенных его задач. Для ее решения одним из главных факторов является создание унифицированных регламентов и стандартов в сфере ИТ в отрасли, чтобы все энергокомпании работали в едином информационном пространстве с едиными принципами измерений и стыкуемыми системами обмена данными.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (122) март 2009 года:

  • Как воровать ток из ЛЭП

    Исследовательская лаборатория ВВС США намерена создать миниатюрный самолет-шпион. ...

  • Информационные технологии: планы энергетиков меняются

    На совещании 2 – 4 марта 2009 года специалисты ИТ-служб энергокомпаний обсудили проект регламента оперативного взаимодействия при эксплуатации средств диспетчерского и технологического управления, представляющих собой сложные ИТ-комплексы. Проект разработан Системным оператором ЕЭС. ...

  • А судьи кто?
    А судьи кто?

    В одной из центральных газет была опубликована статья специалиста Центра социально-трудовых прав Петра Бизюкова под названием «Намордник для работника». Лейтмотив статьи в том, что российские профсоюзы в настоящее время не способны выполнить свои функции по защите трудящихся. Прочитав эту статью, проникаешься сплошным негативом. Неужели все так плохо в современном проф-союзном движении? Чтобы разобраться в этом непростом деле, наш журн...

  • Скот в темноте уйдет «под нож»
    Скот в темноте уйдет «под нож»

    Печное отопление, ручной труд и гужевой транспорт – эти «прелести» жизни стали популярными в алтайских деревнях в связи с увеличением с этого года тарифов на электроэнергию. ...

  • Летние отключения горячей воды в Москве начнутся 13 мая

    В соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта тепловых станций и сетей ОАО «МОЭК» на 2009 год отключения горячего водоснабжения начнутся 13 мая. Традиционно горячая вода в Москве отключалась на 21 день, этим летом все профилактические и ремонтные работы будут проводиться в течение 14 дней. Как отметил генеральный директор ОАО «МОЭК» Александр Ремезов, сокращение сроков отключения горячей воды обусловлено снижением колич...