16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/122/9396.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (122) март 2009 года

Линии будущего

К сожалению или к счастью, но за последние годы Россия действительно сделала большой шаг на пути интеграции в мировую экономику и вместе с ней оказалась под влиянием мирового финансового кризиса.

В условиях кризиса несколько странными кажутся отраслевые дискуссии о каких‑то специальных подходах в технической политике, наболевших вопросах модернизации электросетевого комплекса с точки зрения применяемых материалов, оборудования и технологий. Бесспорно, эти нюансы играют свою роль, но ведь на протяжении всего XX века та самая мировая экономика с завидной регулярностью сотрясалась различными кризисными явлениями. И если бы зарубежные энергетики каждый раз с наступлением очередного экономического кризиса пересматривали свои подходы к вопросам технической политики в электросетевом строительстве, то, видимо, света бы там уже давно не было. Там хорошо помнят старую народную мудрость: скупой платит дважды. А именно такая ситуация сегодня может сложиться в отечественных распределительных сетях напряжением 6‑10 кВ при отсутствии четкой технической концепции применительно к вопросам строительства этих сетей.



На необходимом не экономят

На балансе распределительных сетевых компаний и ОАО энергетики и электрификации находится около 2,35 миллиона километров воздушных и кабельных линий 0,38‑220 кВ, из которых 1,1 миллиона километров – напряжением 6‑10 кВ, то есть около 47 процентов сетей. Таким образом, результаты работы сетей напряжением 6‑10 кВ во многом предопределяют качество, надежность и эффективность работы электросетевого комплекса в целом. Многие десятилетия в России основным приоритетом в электросетевом строительстве был принцип создания высокона-дежных магистральных ВЛ высоких классов напряжений. Сети же среднего и низкого напряжения проектировались по критерию минимума затрат и строились по остаточному принципу финансирования, и по состоянию на 1 января 2004 года свой ресурс уже отработали до 560 тысяч километров ВЛ 6‑10 кВ, то есть более половины сетей. И это в ситуации, когда российское правительство в условиях всемирного финансового кризиса выводит на первый план тезис о максимальном сохранении и развитии отечественного производства, развитии промышленных программ импортозамещения. Но если не будет обеспечено надежное электроснабжение – как развивать промышленность?

В последние годы удалось осуществить несколько по‑настоящему серьезных, концептуальных решений в области конструктивного облика перспективных ВЛ. Эти решения в ближайшее время позволят значительно сократить наше отставание от мировых тенденций. К таким решениям для ВЛ высоких классов напряжений (110‑330 кВ) можно отнести программу по разработке и внедрению новых для российской энергетики стальных многогранных опор, максимальное внедрение последних достижений в полимерной изоляции. Только двух этих мер уже достаточно для кардинального пересмотра конструктивных решений ВЛ в области их габаритов и пропускной способности, вопросов защиты проводов от «пляски» и вибраций, скорости строительства. Все это в ближайшее время должно привести к появлению новых конструкций ВЛ более высокой надежности при одновременном снижении стоимости их строительства.

Для ВЛ низкого класса напряжения (0,4 кВ) это повсеместный переход на строительство ВЛ с применением самонесущих изолированных проводов СИП. Несмотря на необходимость более высоких капиталовложений на стадии строительства относительно ВЛ с «голыми» проводами, эти вложения с лихвой окупаются в течение нескольких лет за счет значительного снижения эксплуатационных затрат. И отката к устаревшим технологиям не предвидится. К новому уровню надежности и безопасности таких ВЛ потребители и энергетики уже успели привыкнуть. Кроме того, за последние годы стоимость таких ВЛ серьезно снизилась. Это обусловлено тем, что, во‑первых, отечественные предприятия активно осваивают производство качественных самонесущих изолированных проводов, которые дешевле зарубежных аналогов, во‑вторых, появлением на рынке качественной и недорогой отечественной линейной арматуры для проводов СИП. Ее серийный выпуск налажен уже на двух отечественных заводах: ЗАО «МЗВА» и ООО «Великолукский завод «Радиоприбор».



Кризис и концепции

Иная ситуация сложилась с ВЛ среднего напряжения (6‑35 кВ). Здесь финансовый кризис грянул в самом разгаре споров о концепциях построения таких линий. В технической политике ряда энергосистем существует указание на строительство таких ВЛ на стойках увеличенной прочности и применение подвесной изоляции, но на деле и до кризиса все понимали финансовую неподъемность таких решений. И возвращались к решениям прошлого века: железобетонные или деревянные опоры, поперечные металлические траверсы, штыревая изоляция на промежуточных опорах и стеклянная подвесная – на анкерных. По сути, единственным новшеством стало применение проводов, защищенных изоляцией, что позволило упростить строительство данных ВЛ в лесистой местности и одновременно повысить их надежность за счет исключения межфазных замыканий от попадания посторонних предметов и схлестывания проводов в пролетах. Однако вопросы общей, объективно низкой, механической и электрической прочности ВЛ 6‑10 кВ так и остались нерешенными.

В последнее время появились предложения в ближайшие годы вообще ограничиться только заменой опор, чтобы линии просто не падали. Но такое решение в ближайшей перспективе аукнется вышеуказанной мудростью «скупой платит дважды»…

Выход – в скорейшей выработке облика перспективных конструкций ВЛ 6‑35 кВ на долгие годы вперед. Сегодня уже существуют и реализуются на практике интереснейшие решения. К таким решениям можно отнести применение стальных многогранных опор 12‑метровой высоты в сочетании с новыми образцами изолирующих траверс веерного типа (ТВИ), на базе новых опорных линейных стержневых полимерных (кремнийорганических) изоляторов типа ОЛСК.

Такое решение позволяет:
• сократить стоимость стоек за счет их цельного изготовления, с использованием оптимального раскроя выпускающихся металлопрокатными заводами стальных листов;
• сократить стоимость транспортных расходов за счет уменьшения веса опор относительно железобетонных аналогов, кроме того, 12‑метровые стойки удобно перевозить всеми существующими грузовыми транспортными средствами;
• применение ТВИ позволяет осуществить надежное крепление нижних проводов ВЛ на высоте более 12,5 метра. Выдерживаемый изгибающий момент, например, нового отечественного изолятора ОЛСК-12,5‑10 А2 не менее 12,5 кН (для справки: штыревые конструкции обеспечивали не более 5 кН изгибающего момента);
• такая высота подвеса нижних проводов в комплексе с увеличенной прочностью стойки позволяет выйти на габаритные пролеты не менее 100 метров и значительно сократить само количество необходимых опор;
• сокращение количества опор, соответственно, сокращает количество стоек, арматуры и изоляторов, объем общестроительных работ и сроки монтажа ВЛ;
• изоляторы ОЛСК, кроме высокой механической прочности и вандалостойкости, имеют уникальные параметры электрической прочности. Они фактически «непробиваемы», так как имеют не менее 155 миллиметров сплошной изолирующей детали (штыревые изоляторы – не более 40 миллиметров).

Все это, по предварительным расчетам, дает возможность получить стоимость строительства ВЛ 6‑10 (20) кВ принципиально нового уровня надежности и долговечности в пределах стоимости строительства «традиционной» ВЛ 10 кВ с использованием железобетонных опор.

Интереснейшие решения просматриваются в двухцепном исполнении таких ВЛ с использованием изолирующих траверс консольного типа.

Когда‑то генеральный конструктор одноименного авиационного КБ Андрей Николаевич Туполев сказал, что зачастую даже по внешнему виду самолета можно судить о его летных качествах: если самолет красив – то так же красиво он и будет летать.

Вышеуказанный конструктив перспективных ВЛ среднего класса напряжения безоговорочно красив… Он не идет ни в какое сравнение с существующим. Одно слово – линии будущего.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (122) март 2009 года:

  • Металлурги добудут уголь

    ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) объявил о намерении построить в Новокузнецком районе Кемеровской области шахту проектной мощностью 3 миллиона тонн коксующегося угля в год. ...

  • Трубопровод спроектировали по прямой связи

    Институт «Теплоэлектропроект» завершил проектирование системы технологических трубопроводов для энергоблока № 8 ТЭЦ-26 в Московской области. Проект реализован по заказу ООО «Альстом» – российского представительства французской компании Alstom. Контракт на сумму более 20 миллионов рублей был заключен между институтом «Тепло-электропроект» (филиал ОАО «Инженерный центр ЕЭС») и фирмой «Альстом» (EPC-контрактор строительства энергоб...

  • Новая «скорая» подстанция

    Служба скорой помощи Санкт-Петербурга получила новую подстанцию, 26‑ю по счету. ...

  • 110 кВ для Санкт-Петербурга

    «Севкабель» согласовал с «Ленэнерго» применение кабелей на 110 кВ в электрических сетях Санкт-Петербурга. ...

  • Альтернатива есть: новый закон об энергосбережении
    Альтернатива есть: новый закон об энергосбережении

    Работа над новым Федеральным законом об энергосбережнии, необходимость которого подчеркивает лично президент России, порождает новые и новые варианты. То, что предложенный к первому чтению в Госдуме законопроект нуждается в основательной доработке, подчеркивают не только эксперты, но и первые лица государства. По-видимому, обсуждение второй редакции законопроекта будет вынесено на весеннюю сессию Госдумы РФ. Тем временем в профессиона...