Минэнерго ответило «Сахалину» - Энергетика и промышленность России - № 05 (121) март 2009 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/121/9340.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (121) март 2009 года

Минэнерго ответило «Сахалину»

Министерство энергетики дало ответ оператору проекта Сахалин-1 Exxon Mobile, заявившему о приостановке работ на двух месторождениях, Одопту и Аркутун-Даги.

Причина поэтапного сворачивания подготовительных работ – отсутствие официально одобренной программы работ и сметы расходов на 2009 год, которую должен утвердить уполномоченный государственный орган (УГО) по проекту соглашения раздела продукции.

По оценкам экспертов, на которые ссылается Минэнерго, расходная часть проекта бюджета «Сахалин-1» на 2009 год должна быть снижена на 15 – 20 процентов без уменьшения запланированных работ по обустройству месторождений. Именно так поступили операторы проектов «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение. Но вместо снижения затрат оператор «Сахалина-1» снизил затратную часть исключительно за счет отказа от выполнения запланированных на 2009 год объемов работ по месторождению Аркутун-Даги. Иными словами, он предпочел сократить объемы работ, выполнение которых влияет на реализацию проекта в целом.

Пока не утверждены и предъявленные Exxon Mobile в УГО дополнительные пункты программы работ и сметы расходов на 2008 год. Первоначальная смета расходов на 2008 год была утверждена в конце 2007‑го, но в сентябре 2008 года оператор заявил о необходимости пятидесятипроцентного увеличения затрат, связанного с инфляционными процессами, первоначальной недооценкой оператором необходимых расходов и объемов работ.

В Exxon утверждают: со своей стороны они сделали все возможное, чтобы удовлетворить запросы УГО. В пресс-релизе концерна сказано, что компания последовательно и в полной мере соблюдала условия соглашения о разделе продукции по месторождению «Сахалин-1», которое определяет права и обязанности партнеров по проекту, правительства России и администрации Сахалинской области, а также порядок рассмотрения и одобрения УГО программ работ и смет расходов по проекту. Представители Exxon напоминают: дальнейшее развитие сахалинского проекта предусматривало дополнительные выгоды для государства и местного населения, и предсказывают, что задержка с одобрением сметы может «отсрочить или ограничить эти положительные результаты».

Что до местной власти, то губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин уже указывал на существование разногласий по смете «Сахалина-1» и предполагал вариант, при котором неутвержденная смета заставит оператора «Сахалина» выйти из графика.

По-видимому, Exxon предстоит искать компромиссы: отказ от проекта, на который затрачено столько сил и средств, маловероятен, тем более что в этом не заинтересован никто.

– Вполне естественно, что у государства и частных инвесторов возникают разногласия по поводу формирования смет по реализации проекта: в отличие от частника, государство несет большую социальную нагрузку и, кроме того, обязано следить за состоянием окружающей среды, – комментирует разногласия Минэнерго и Exxon эксперт Фонда энергетического развития Михаил Булыгин. – За последние годы в России появилось несколько инвестиционных проектов, схожих с сахалинским. Так, похожий проект развернут на территории Ненецкого автономного округа, но он уступает «Сахалину» по своей значимости, поскольку «Сахалин» имеет стратегическое значение для развития всего Дальнего Востока. Таким образом, закрытие проекта на Сахалине нецелесообразно ни для российской стороны, ни для зарубежных партнеров, которые в нем тоже очень заинтересованы.

Аналитик «Велес Капитала» Дмитрий Лютягин считает:

– Вполне возможно, что претензии Минэнерго связаны не только с конкретными деталями сметы Exxon на 2009 год, но и с намерением пересмотреть содержание контракта в пользу российской стороны и большего государственного участия. «Предупредительные звонки» в адрес оператора уже звучали: это касалось и споров вокруг ежегодных бюджетных смет с требованиями поскорее вывести «Сахалин-1» на самоокупаемость, и претензий к оператору по поводу отказа продавать газ по действующей цене, вместо того чтобы закачивать его обратно в пласты. Но даже если оператор будет вынужден уступить, это станет оправданным шагом, учитывая не только привлекательность сахалинского проекта и размер уже вложенных затрат, но и уступки в пользу западных инвесторов, зафиксированные последними поправками в закон «О недрах» и в другие законодательные акты федерального значения.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (121) март 2009 года:

  • Об управлении тарифами государством

    В публикации «Эффективное управление монополистом возможно!» («ЭПР» № 22 (114) генеральный директор ЗАО «ИВК Саяны» Игорь Кузник предлагает механизм ценообразования для естественных монополистов. ...

  • Универсальный гарант надежности
    Универсальный гарант надежности

    Обеспечение непрерывного функционирования системы регулирования и защиты паровой турбины – основа надежности всего агрегата. ...

  • Как преодолеть кризис без убытков

    Преодолеть кризисный 2009 год без серьезных экономических потрясений ОАО «Сахалинэнерго» сможет путем компенсации убытков – по прогнозам они составят 600 миллионов рублей. ...

  • Кризис – время совершенствовать производство и поставки
    Кризис – время совершенствовать производство и поставки

    Сегодня о кризисе (финансовом, экономическом) говорят и пишут все. Продолжительность и последствия в первом приближении оценены, меры по преодолению государством принимаются. А что делать конкретному производителю уже сегодня? ...

  • Блиц

    Правительство Москвы создает государственное бюджетное учреждение «Энергетика» (ГБУ «Энергетика») с ведомственным подчинением департаменту топливно-энергетического хозяйства. Соответствующее распоряжение подписал мэр Юрий Лужков. Правительство Москвы возложило на ГБУ «Энергетика» следующие функции: учет производства и потребления энергоресурсов; госзаказчик в рамках полномочий, определенных департаментом топливно-энергетического хозя...