16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/121/9313.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (121) март 2009 года

Об управлении тарифами государством

В публикации «Эффективное управление монополистом возможно!» («ЭПР» № 22 (114) генеральный директор ЗАО «ИВК Саяны» Игорь Кузник предлагает механизм ценообразования для естественных монополистов.

Полностью соглашаясь с автором по вопросу о необходимости, а не только возможности, контроля деятельности монополистов, а возможно, и частных структур, особенно в области энергетики, нельзя не отметить и подводные камни предложенной схемы.



Тарифы

Жизнь показывает, что с каждым годом тарифы на энергоносители растут «не по дням, а по часам». Обоснований их роста у монополистов достаточно: это стоимость топлива, инфляция, устаревшее оборудование, плохое состояние сетей и так далее. А нередко еще и желание получить большие дивиденды за счет потребителя. Причем это достигается на первый взгляд безобидными, а то и полезными для потребителя способами.

О подобных «идеях» в советское время не могли и мечтать, а сейчас, в период рыночной экономики, напоминающей базар, это стало не только возможным, но и общепринятым. Вот лишь несколько примеров.



Теплоснабжение

Россия – огромная северная страна, и оптимальная работа системы теплоснабжения в ней крайне актуальна. Наши ГРЭС и ТЭС ежегодно вырабатывают 1,4 миллиарда Гкал тепловой энергии, 600 миллионов Гкал дают около 6800 муниципальных котельных. Получается порядка 2 миллиардов Гкал в год. Огромная величина!

Эти данные показывают, что предложение И. Кузника трудно осуществимо на практике. Его претворение в жизнь потребует значительных затрат и бумаготворчества.

Кроме того, разбивка монополистов на эффективные, среднеэффективные и неэффективные, казалось бы, логична и целесообразна, однако она имеет свои нюансы. Безусловно, если, например, топливо первой котельной – газ, второй – мазут, третьей – уголь, то естественно, что теплоснабжение от первой котельной будет наиболее дешевым, от второй – дороже, а от третьей – еще дороже. Наконец, на эффективность теплоснабжения влияют установленное оборудование, состояние сетей.

Поэтому государство должно устанавливать рекомендуемую цену и контролировать ее выполнение. В последнее время также предлагается ввести двухставочный тариф на тепловую энергию. В этом случае потребитель платит отдельно за «мощность», то есть за содержание теплоэнергетического оборудования, и отдельно – за потребленное им тепло.

5 декабря 2008 года в Петербурге состоялся круглый стол «Двухставочный тариф и система учета энергоносителей», проведенный в рамках выставки «ЖКХ России». Приведу пункт 3 решения круглого стола: «В целях применениях двухставочных тарифов для расчетов с гражданами необходимо внести изменения, предусматривающие корректировку порядка начислений за услуги отопления и горячего водоснабжения, в «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные постановлением правительства РФ от 23 марта 2006 года № 307».

Появилось и предложение о трехставочном тарифе («ЭПР» № 21 (113). Резюме однозначно – «Тариф: только одноставочный» («ЭПР» № 19 (111). Он включает все необходимые затраты на принятую для расчета единицу измерения. Одноставочный тариф прост, ясен и прозрачен.



Газоснабжение

Газификация жилого фонда в Ленинграде началась после окончания Великой Отечественной войны. На кухнях коммунальных квартир за счет государства были установлены газовые плиты, заменившие керосинки и примусы. Сначала вместе с ними ставили громоздкие газовые счетчики, но, совершенно логично, быстро от них отказались. Был установлен тариф 20 копеек с человека в месяц. Он действует и сейчас, но с некоторыми изменениями, которые в принципе сводятся к дополнительной плате за газ под предлогом оплаты за содержание внутридомовых газовых сетей. Введение этой новации осуществлялось постепенно, тихой сапой, и заняло около двух лет. Между прочим, около 30 человек, которых я опросил, не знали о появлении этой дополнительной платы! Получается незаметный двухставочный тариф.

Итак, с 1 января 2009 года плата за газ с одного человека в месяц стала 24,5 рубля вместо 22,15 рубля. Рост – 10,6 процента. За газовые сети вместо 0,26 рубля стало 0,28 рубля за квадратный метр площади квартиры. Рост – 7,6 процента.

Представим семью из двух человек в квартире 50 квадратных метров. Плата за газ составляет: 24,5 рубля x 2 + 0,28 x 50 = 49 + 14 = 63 рубля. Рост – 63: 49 = 1,28 раза, то есть на 28 процентов. Не так ли?

А если в такой же квартире живет один человек, то плата за газ составит:

24,5 + 0,28 x 50 = 24,5 + 14 = 38,5 рубля. Рост: 38,5: 24,5 = 1,57 раза, то есть на 57 процентов. Остроумно придумано, не так ли?

Если же в квартире стоит газовый счетчик, то к плате по счетчику прибавляется плата за эксплуатацию газовых сетей внутри дома…



Электропотребление

В статье «Электрические счетчики не предмет для раздоров» («ЭПР» № 22 (114) я, в частности, остановился на законе Санкт-Петербурга за номером 336‑44 от 6 июля 2005 года «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии при отсутствии ее учета».

В проектах 1970-80‑х годов в жилых домах предусматривалась установка счетчиков на лестничных клетках или в межквартирных коридорах, и такие счетчики, к сожалению, нередко становятся добычей воров. Ответственность за воровство счетчиков закон возложил на жильцов, которые должны восстанавливать их за свой счет! В результате тарифы вновь возросли, однако косвенно и незаметно… В среднем в 1,5 – 2 раза по сравнению с действовавшими в то время.

Подобные примеры можно привести и для других видов инженерного обеспечения, особенно в случае с многоквартирными жилыми зданиями.



Резюме

Энергетические тарифы – важнейший механизм функционирования и становления всей хозяйственной системы любого государства.

Поэтому участие государства в регулировании этих тарифов неизбежно. Оно должно быть логичным, технически и экономически обоснованным, простым, прозрачным и оптимальным для самого государства, производителей-монополистов, а также, о чем не стоит забывать, – для потребителей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (121) март 2009 года:

  • Как не разбиться о негибкие программы

    Сколько продуктов, столько и мнений – перефразировать известное высказывание можно и в отношении информационных решений, внедряемых в энергетике. ...

  • Память металла – новое средство диагностики

    В феврале в Москве состоялась конференция «Диагностика оборудования и конструкций с использованием магнитной памяти металла». ...

  • Как преодолеть кризис без убытков

    Преодолеть кризисный 2009 год без серьезных экономических потрясений ОАО «Сахалинэнерго» сможет путем компенсации убытков – по прогнозам они составят 600 миллионов рублей. ...

  • Штокман ищет базу
    Штокман ищет базу

    На Кольском полуострове продолжается первый этап освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, которым занимается международный концерн Shtokman Development AG. ...

  • У ДКС – новая фабрика

    Несмотря на глобальный экономический кризис, компания ДКС не сокращает свои инвестиционные программы и продолжает наращивать собственное производство. ...