16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/117/9113.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (117-118) январь 2009 года

Проблемы российской энергетики в начале XXI века: Сможет ли Россия выйти на мировой рынок сжиженного природного газа?

Нефть, газ, уголь в энергетике Д. т. н. Николай КИРИЛЛОВ

Ситуация на мировом рынке энергоресурсов показывает, что в ближайшем будущем природный газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители – нефть и уголь.

Сжиженный природный газ – перспективный энергоноситель XXI века

Начало XXI века ознаменовалось возрастающим значением в мировой энергетике природного газа, доля которого достигла одной трети в общим объеме производимой энергии. По данным зарубежных аналитиков, в ближайшем будущем газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители - нефть и уголь. К 2020г. доля природного газа в общем энергопотреблении достигнет 45-50%. Все чаще говорят, что на смену «нефтяной эпохи» наступает эпоха «метана» (природного газа). Это связано, несмотря на снижение потребления нефти из-за кризиса и рецессии экономик развитых стран, с истощением мировых запасов нефти. Так, если промышленных запасов нефти, по различным прогнозам, хватит еще примерно на 20-30 лет, то газа – более чем на 100 лет.

По рассмотренному на 20-й Мировой газовой конференции сценарию развития мировой газовой промышленности, потенциально мировое потребление природного газа должно возрасти до 4 трлн. м3 к 2030 году. При этом, если развитые страны увеличивают долю природного газа в энергобалансе по причинам экологической безопасности и диверсификации поставок, то страны на стадии индустриального развития наращивают потребление газа вследствие роста потребности растущих экономик. Сейчас в год потребляется более 2,5 трлн. кубометров природного газа, из них на долю международной торговли приходится 625-650 млрд. м3, из этого количества потребителям более 70% газа поступает по трубопроводной системе и около 27% продается в виде сжиженного природного газа – СПГ.

Однако, по мнению зарубежных экспертов, в будущем на мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ. В настоящее время сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10% в год, тогда как обычного (газопроводного), только на 2,4%. Согласно существующих прогнозов, в 2020 году доля СПГ в мировой торговле газом уже составит около 35% (в 1970 г. – 3%). В 2030 году на долю СПГ придется уже около 60% торговли природным газом, что будет соответствовать 18-20% в общем объеме потребляемого на Земном шаре природного газа.

Данный прогноз обусловлен с одной стороны, повышением эффективности сжижения природного газа и постоянным снижением себестоимости технологии сжижения, а, с другой стороны, высокая гибкость каналов поставки СПГ позволяет успешно варьировать обслуживание множества рынков. Технологии получения сжиженного газа превращают данный энергоноситель почти в такой же мобильный вид топлива, как и нефть.

По мнению многих экспертов, СПГ – более прогрессивный шаг в развитии топливной энергетике, и уже сейчас он становится частью глобального мирового рынка. СПГ используется для тех же целей, что и сетевой природный газ: получение электричества, тепловой энергии и промышленного холода, газификация населенных пунктов и промышленных объектов, создание резерва топлива для компенсации пиковых нагрузок (так называемый "пик-шейвинг"), применение в качестве моторного топлива на транспорте и сырья для химической промышленности. Широкое использование СПГ на мировых рынках обусловлено, прежде всего, тем, что, по ценам, он либо сопоставим с жидкими углеводородными видами топлива, либо дешевле их. При этом СПГ является экологически более чистым видом топлива.

К регионам с наибольшим прогнозным ростом спроса на СПГ относятся США и страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай и Южная Корея. Уже сейчас в США доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25%. По оценкам американских специалистов, в США из-за ожидаемого сокращения импорта газа из Канады общий дефицит спроса на природный газ к 2010 году может составить около 105 млрд. куб. м. Этот дефицит планируется покрыть за счет импорта СПГ. К имеющимся в настоящее время пяти терминалам по разгазированию СПГ общей мощностью 26,91 млрд. куб. м, в строительстве находится еще четыре крупных терминала общей мощностью 31,74 млрд. куб. м. Их пуск в эксплуатацию намечен на конец 2008 – начала 2009гг. Кроме того, проекты восьми новых терминалов общей мощностью 47,2 млрд. куб. м находятся на согласовании с различными ведомствами и с общественными организациями. Общая мощность терминалов по разгазированию СПГ в США может составить около 106 млрд. куб. м.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе наиболее крупным потребителем СПГ является Япония. Сейчас Япония импортирует до 85% (45 млрд. м3) природного газа в сжиженном состоянии. Однако, на ближайшую перспективу наибольший рост потребления СПГ намечается в Индии и КНР. В Индии в настоящее время работает два терминала по разгазированию СПГ общей мощностью 9,2 млрд. куб. м. В строительстве находится еще два новых терминала, и расширяется действующий терминал в Dahey. Ввод этих терминалов намечен на 2008–2009 гг., и к этому времени мощность терминалов в стране достигнет 21,6 млрд. куб. м.

В КНР в провинции Гуандунг завершено строительство и недавно пущен в эксплуатацию терминал по разгазированию СПГ мощностью 4,59 млрд. куб. м. В строительстве находятся еще три терминала на производительность 13,63 млрд. куб. м. После ввода их в эксплуатацию общая мощность терминалов в стране составит 18,22 млрд. куб. м.

В странах Западной Европы в настоящее время в эксплуатации находится 12 и в строительстве – 6 терминалов. Мощность находящихся в эксплуатации терминалов по разгазированию СПГ составляет 74,02 млрд. куб. м. Проектная же мощность строящихся терминалов – 53,81 млрд. куб. м. Общая мощность терминалов по разгазированию СПГ в Западной Европе в 2009 году составит 127,83 млрд. куб. м.

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), импорт СПГ в Европу к 2030 году увеличится в 6 раз, а общий объем потребления газа в Европе вырастет на 80 %. В общем объеме добытого в Европе газа доля СПГ вырастет с нынешних 8,6 до 27 %.



СПГ - как средство транспортировки природного газа

Сжиженный природный газ – жидкость, примерно в 2 раза более легкая, чем бензин, кипящая при атмосферном давлении и температуре - 163°C, с калорийностью 10 000 Ккал/кг. Другими словами СПГ – это охлажденный до перехода в жидкую фазу обычный природный газ, т.е. СПГ – это криогенная жидкость. Основу природного газа составляет метан, содержание которого в газопроводном природном газе составляет 97-99% по объему. Физико-химические свойства и компонентный состав СПГ соответствуют требованиям и нормам ТУ 51-03-03-85.

Сжиженный природный газ часто называют жидким метаном. В условиях хорошей тепловой изоляции СПГ может при небольшом давлении храниться длительное время, что позволяет перевозить его на дальние расстояния. При сжижении из 650 кубометров природного газа получается 1 кубометр жидкости весом около полутонны. Соответственно, одна тонна СПГ эквивалентна 1335 кубометрам газа.

Первая промышленная установка по производству жидкого метана была сооружена в 1941 г. в Кливленде (США) для покрытия суточных «пиковых» нагрузок потребления газа в зимнее время. В Советском Союзе аналогичный процесс был освоен в 1954 г., когда на Московском заводе сжижения природного газа ввели в эксплуатацию установку, рассчитанную на производство 25 тыс. тонн СПГ в год. Тогда же был успешно проведен комплекс работ по применению жидкого газа в качестве топлива в автомобильных двигателях. Однако вскоре в бывшем СССР были открыты крупные нефтяные месторождения, обеспечивающие добычу дешевой нефти, и проблема использования сжиженного газа потеряла актуальность.

Однако, мировое промышленное производство СПГ в мире началось только с середины 70-х годов прошлого века. Мировое промышленное производство СПГ в значительной степени стимулировано более экономически выгодной формой транспортировки огромного количества природного газа морским транспортом в сжиженном виде, из газодобывающих стран в страны мира, не имеющих своих энергетических ресурсов. Впервые исследования экономической целесообразности морских перевозок природного газа, в случаях, когда невозможна его транспортировка по магистральным газопроводам, была выполнена американскими и французскими фирмами в середине 60-х годов прошлого века, при выборе оптимального решения о путях транспортировки газа из Алжира в Западную Европу. Технико-экономические расчеты показали, что при годовом объеме транспорта газа до 10 млрд.м3 и расстоянии перевозки свыше 1500 км, доставка сжиженного метана в морских танкерах (с учетом расхода на сжижение и регазификацию) становится более рентабельной, чем трубопроводный транспорт со сложным переходом через Средиземное море, рис. 1.

В связи с этими расчетами, в 1964 г. в г. Арзеве (Алжир) был пущен в эксплуатацию первый крупный завод по сжижению природного газа, поставляемого в Англию и Францию. Газ с месторождений Сахары поступал по трубопроводу на завод, а далее уже в жидком виде транспортировался по морю на остров Канвей (в устье Темзы) и в Гавр. Именно с этого момента СПГ стал восприниматься в мире как один из видов мировых энергоносителей и как эффективное средство транспортировки природного газа на большие расстояния.

Экономичность транспортировки природного газа морем по сравнению с трубопроводным транспортом повышается:
- по мере увеличения дальности перевозки (по расчетам, морская перевозка СПГ на расстояние 5000 км обходится не дороже перекачки по магистральному трубопроводу на расстояние 2500 км);
- по мере увеличения полезной грузоподъемности танкеров-метановозов и повышения коэффициента загрузки этих танкеров;
- при комбинировании процесса сжижения метана с другими процессами глубокого охлаждения, обычно используемыми для получения кислорода, азота и водорода .

В технологической цепочке производства сжиженного природного газа в настоящее время за рубежом построены и эксплуатируются 49 терминалов по разгазированию СПГ мощностью 232,61 млрд. куб. м и 25 терминалов мощностью 158,13 млрд. куб. м – строятся.. С вводом последних в эксплуатацию к 2010–2011 гг. общая мощность их в мире составит 390,79 млрд. куб. м, что фактически на 40,0 млрд. куб. м превышает ожидаемые к этому времени мощности установок по сжижению природного газа.

 Современный терминал СПГ На сегодня 12 стран экспортируют и примерно же столько импортируют этот вид топлива. Разрабатываются проекты увеличения экспорта СПГ из Омана, Канады, Австралии, Индонезии, Малайзии, Нигерии. Планируется увеличение поставок СПГ в Японию, Южную Корею, Тайвань, Индию, Китай, Грецию, США и страны Западной Европы. Так, в 2005 г. объем производства составил около 190 млрд м3, и этот газ нашел реализацию. Столь высокие наметки роста мировой торговли СПГ объясняются резким увеличением потребления энергоресурсов, а также ценой и эконогичностью природного газа, что стало особенно важным после подписания Киотского соглашения.

Немаловажным аргументом является и тот факт, что независимая транспортировка природного газа в виде СПГ позволяет уйти от возможных сложностей в переговорах по транспортным маршрутам «трубопроводных проектов». В эту технологию, по мнению ВГС, с 2000 по 2030 год будет инвестировано в общей сложности 131--306 млрд. долларов.



СПГ - технологии промышленного производства

В общем виде морская доставка газа потребителям может быть представлена следующей схемой: на побережье строится завод по сжижению газа, продукция которого поступает в хранилище. Отсюда с помощью криогенных насосов сжиженный природный газ перекачивается в танкеры-метановозы. Доставленный морским путем СПГ, поступает в терминал-хранилище, из которого, по мере надобности, подается на испарительную установку, а далее, с помощью компрессорной станции через газораспределительную сеть к потребителям.

В связи с этим технологическая цепочка СПГ состоит из трех основных этапов: первого - добыча природного газа и его сжижение; второго - транспортировка СПГ в специальных танкерах-метановозах и третьего - хранение СПГ в специальных криогенных терминалах, с последующей регазификацией, т.е. перевод СПГ в газообразное состояние для транспортирования по газопроводам до конечных потребителей (рис.3).

Самое "дорогое" в производстве СПГ – сжижение, занимает до 40% себестоимости СПГ, что вызвано необходимостью строительства завода по сжижению газа стоимостью не менее 1-1,5 млрд долл.

На сегодня в эксплуатации находится 24 установки по сжижению природного газа мощностью 220,66 млрд. куб. м, в строительстве – 17 установок мощностью 119,16 млрд. куб. м. После ввода их в эксплуатацию общая мощность установок по сжижению природного газа может составить 339,82 млрд. куб. м.

Производительность вновь вводимых установок сжижения газа возросла за последние 20 лет с 0,6 до 3 млн. тонн СПГ в год за счет применения нового более мощного оборудования, что обеспечивает снижение расхода энергии на сжижение. Ранее в промышленных условиях СПГ получали способом охлаждения и конденсации природного газа; при этом давление его выбирают в пределах P = 3,5...5,0 MПа. Для охлаждения и конденсации предусматривалось сжатие природного газа (криоагента) в компрессорах и затем резкое снижение давления в специальных устройствах, называемых дроссельными, или сжатый газ пропускали через расширительные машины – турбодетандеры, в которых газ охлаждается при его расширении на лопатках рабочего колеса.

В настоящее время на крупных установках для получения СПГ используют каскадный способ (каскад пропан-этилен-метан) или холодильный цикл на смешенном холодильном агенте с предварительным пропановым охлаждением. Наличие в смеси различных углеводородов (метан, этан, пропан, бутан и т.д.) позволило получить плавные очертания температурных кривых и довести разность температур «тепловых» и «холодных» потоков всего до нескольких градусов. В результате на 20...30% сократились энергетические затраты.

Быстрое развитие технологий производства и перевозки сжиженного природного газа привело к снижению их стоимости, которое совпало с очередным глобальным повышением цен на энергоносители (рис.4).



Как перевозится СПГ: морские танкеры-метановозы

Одним из важных элементов в системе использования СПГ как энергоносителя занимают морские танкеры-газовозы, основной функцией которых является транспортировка сжиженного природного газа от мест его производства к потребителю. Танкеры-метановозы позволяют отказаться от использования стационарных наземных и подводных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков.

Как отмечалось ранее, сжиженный природный газ является криогенной жидкостью с температурой кипения при атмосферном давлении 111 К (-162 °С), в связи с этим при его транспортировки предъявляются особые требования по изоляции криогенных емкостей.

В настоящее время мировой флот криогенных метановозов насчитывает порядка 200 танкеров. На короткие расстояния по доставке СПГ эксплуатируются, в основном, танкеры-метановозы грузоподъемностью от 45 тыс. м3 до 80 тыс. м3 СПГ. Для межконтинентального транспорта жидкого метана построен флот танкеров-метановозов с объемом резервуаров до 120-140 тыс. куб. м., что эквивалентно 70-80 млн куб. м обычного газа. Проектируются метановозы, которые могут перевозить в один рейс свыше 200 млн куб. м. газа.

На рис.5 представлена таблица с примерной стоимостью танкеров-метановозов.

Если газовоз вместимостью до 140 тыс. м3 рентабелен при транспортировке на расстояние не более 5500 км, то на расстояние до 14500 км танкер с дедвейтом 200 тыс. м3 на 20% рентабельнее, чем газовоз с дедвейтом 140 тыс. м3. При транспортировке на расстояние до 20 000 км на 25% рентабельнее танкер с вместимостью 250 тыс. м3. Стоимость производства газовозов дедвейтом до 140 тыс. м3 с 1993 г. снизилась более чем на 40%.

За весь период транспорта СПГ было совершено около 3500 рейсов, доставлено более 800 млн. тонн СПГ.

В настоящее время в мире существует несколько фирм, строящих танкеры-метановозы по различным технологиям. Танкеры постройки 80-х годов прошлого столетия японской фирмы «ИХИ» имеют вместимость 120 тыс. м3 СПГ. В этих танкерах сжиженный природный газ размещается в пяти-шести разделенных переборками автономных отсеках объемом 30-35 тыс. м3. Теплоизоляция танков с СПГ обеспечивает испаряемость на уровне 0,2-0,35% в сутки от объема. Система заправки и опорожнения рассчитаны на условия стоянки танкера в порту в течении 10-12 часов. Для обеспечения устойчивости при порожнем рейсе в наборе корпуса танкера, обычно в бортах и днище, устроены емкости для балласта – забортной воды. Иное конструктивное решение имеют танкеры немецкой фирмы «Линде». Отсеки танкера заполнены объединенными в группы горизонтальными коллекторами и установленными вплотную друг к другу цилиндрическими алюминиевыми резервуарами диаметром 3 м. Теплоизолированы не емкости, а стенки отсека. Особенности конструкции: разгрузка с помощью наддува емкостей, а также хранение несливаемого остатка сжиженного природного газа в коллекторах резервуаров. Небольшие танкеры-метановозы вместительностью до 30 тыс. м3 со сферическими танками строит норвежская фирма «Мосс Розенберг» и т.д..

Наиболее передовой технологией производства танкеров для перевозки СПГ обладает финская судостроительная компания «Квэрнер Маса-Ярдс». Этой компанией разработана новая концепция четырехтанкового судна, с внутренним диаметром танка 40,44 м. На основе данной технологии было построено 4 крупных танкера (грузоподъемностью по 135 тыс. м3 СПГ) для перевозки газа из Объединенных Арабских Эмиратов в Японию. Испарение СПГ во время транспорта составляет от 0,1 до 0,2 % в сутки от веса груза. На рис.6 представлен современный танкер-метановоз.

танкер-метановозВ настоящее время в России нет производства судов для перевозки СПГ, однако как показывают предварительные расчеты, уже в ближайшее десятилетие потребуется не менее 40 танкеров данного класса. Это обуславливает необходимость строительства и покупки танкеров-метановозов за рубежом, что приводит к существенным финансовым затратам. Так, например, Совместное предприятие ОАО «Совкомфлот» и японской судовладельческой компании N.Y.K. объявило об успешном завершении переговоров и подписании 8 декабря 2005 года в Лондоне кредитного соглашения на сумму 320 млн. долл. США с Mizuho Bank. Кредит, предоставленный на 12 лет, будет использован для финансирования приобретения двух судов-газовозов (LNG), заказанных в рамках проекта Сахалин-2. Всего в портфеле заказов компании «Совкомфлот», крупнейшего российского судовладельца, четыре судна-газовоза (LNG) грузовместимостью около 145 тыс. куб.м. каждый, в том числе два ледового класса.

ОАО "Газпром" намерено задействовать 15 крупных танкеров для перевозки 15 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год из Мурманска в Северную Америку. Эта задача является темой переговоров между "Газпромом" и японскими Mitsui OSK Lines Ltd. и Itochu Corp., которые намерены совместно разработать проект экспорта СПГ из Мурманска, где будет построен завод по производству сжиженного газа в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Многолетний опыт использования зарубежного танкерного флота СПГ показали его безопасность и надежность эксплуатации.



Зачем России СПГ ?

В последние годы в России ведется активное обсуждение проектов, связанных с производством и транспортировкой сжиженного природного газа. Однако, мировой опыт промышленного производства СПГ показывает, что создание полной инфраструктуры СПГ – это очень дорогостоящие проекты: требуется строительство заводов, терминалов, танкеры и т.д. Срок окупаемости таких проектов может превышать 10-15 лет. Более того, никто не гарантирует стабильность цен на газ и высокую рентабельность. Объективно, в настоящее время торговлю СПГ развивают страны, занимающее невыгодное географическое положение с точки зрения экспорта газа по трубам. А Россия, в отличие от этих стран, имеет развитую наземную трубопроводную систему, обеспечивающую доставку природного газа всем странам Европы и Китая. Невольно возникает вопрос: а стоит ли России вообще заниматься производством и торговлей СПГ?

На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, выход России на рынок СПГ имеет политический подтекст. Недавний конфликт между Россией Эстонией и Польшей вокруг возможного маршрута строящегося североевропейского экспортного газопровода через Балтийское море, а также неурегулированность российско-украинских газовых отношений в очередной раз указывают на то, что нефтегазовая тема стала одним из наиболее действенных инструментов ведения внешне-европейской политики в XXI веке.

Во-вторых, в XXI веке все основные российские газовые месторождения будут располагаться в неблагоприятных для строительства газопроводов районах (Баренцевое море, шельф Карского моря, остров Сахалин и т.д.), что обуславливает необходимость строительства ряда крупных заводов по производству СПГ в местах перспективных месторождений. Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России, поскольку крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны с использованием потенциала континентального шельфа.

В-третьих, на мировом газовом рынке в ближайшее время могут произойти серьезные изменения. В настоящее время явно нарастает стремление производителей газа к консолидации и объединению для совместных действий и координации цен. На повестке дня вопрос о возможном создании «газового ОПЕКа», основной задачей которого будет усиление влияния на рынках газа и расширение возможностей для политического нажима на покупателей в США, Европе и Азии. Пока мировой газовый рынок фактически поделен на региональные сегменты - североамериканский, европейский, азиатский, южноамериканский, и объединение этих сегментов возможно только через СПГ. Это понимают все производители газа. Согласно докладу компании PricewaterhouseCoopers, посвященному перспективам мирового рынка природного газа, к 2020 г. доля газа, поступающего потребителям в виде СПГ, составит более 65% всего торгового оборота.

Таким образом, России, как крупнейшему экспортеру сетевого газа, для диверсификации своих газовых маршрутов, участия в формировании глобального газового рынка и выхода на новые, ранее недоступные для нее по географическим причинам ниши (Атлантическое побережье Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона) необходимо срочно занять такую же позицию в мировой торговле СПГ.



Сможет ли Россия выйти на рынок СПГ?

Но России будет не просто войти на внешний рынок СПГ. Если мировая газовая промышленность уже с 1964 года применяет криогенную технику, то на этом фоне достижения России в области производства и использования СПГ выглядят, мягко говоря, очень скромно, хотя запасы природного газа в России составляют более 32 % мировых. В настоящее время мировой рынок производителей СПГ уже сложился и делится между странами Южной Азии, Африки, Среднего Востока, Австралии и Америки. Так, азиатские страны (Индонезия, Малайзия, Бруней) производят более 44% мирового экспорта СПГ. В общем производстве Африка (Алжир и др.) занимает второе место (25%) в мире, далее – страны Среднего Востока - 21%, Австралия - 6% и Америка - 4%.

Первые попытки выхода на рынок СПГ Россия предприняла в 2004 году. Причем очень своеобразным способом. ОАО «Газпром» меняет свой трубопроводный газ на сжиженный, осуществляя разовые сделки на свободном рынке. Затем топливо поставляется танкерами в США, Великобританию, Южную Корею и Японию. Общий объем продаж СПГ ОАО «Газпрома» с 2004 года составил около 1 млрд куб. м.

В настоящее время ОАО «Газпром» рассматривает возможности разработки Штокмановского месторождения и строительства на Ямале мощностей по сжижению газа. Но реализация проектов постоянно тормозилась из-за отсутствия собственных технологий и опыта сжижения природного газа, необходимости крупных инвестиций и надежных партнеров.

Первым в арктических морях планируется разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северо-востоку от Мурманска, на глубине около 350 метров. Запасы месторождения оцениваются в 3,2 трлн. куб. м газа и 31 млн. тонн конденсата. Месторождение готовится к освоению с учетом последующей реализации сжиженного природного газа в США и, возможно, в Европу. Для этих целей ОАО "Газпром" намерен построить в Мурманской области завод по производству СПГ. Для добычи углеводородов на месторождении будут установлены три ледостойкие плавучие платформы. Пуск месторождения в эксплуатацию ожидается во второй половине первого десятилетия этого века, вначале - на уровне 22,5 млрд.м3/год с последующим наращиванием добычи до устойчивого показателя 90 млрд.м3/год. Общая стоимость проекта для полной разработки месторождения составляет 25-30 млрд. долл. США, при финансировании эксплуатационных расходов в размере 700 млн. долл. США в год.

С производством СПГ связана и разработка одного из наиболее перспективных газовых месторождений Ямальского полуострова, расположенного в районе Харасавэя. По оценкам, запасов месторождения достаточно для добычи 30 млрд.м3 газа в год на протяжении более 30 лет. При освоении месторождения экономически целесообразнее транспортировать добытый газ не по газопроводам, а вывозить морским транспортом в виде СПГ в Западную Европу, поскольку месторождение находится на побережье Карского моря, причем треть его приходится на шельф. Для этих целей предполагается построить завод и морской терминал, которые могли бы обслуживать 20-25 криогенных морских метановозов грузовместимостью по 125 - 135 тыс. м3. Ориентировочно, проект оценивается в сумму не менее 18-24 млрд. долл. США (стоимость одной линии по сжижению природного газа производительностью 6 млн. т. СПГ в год по мировым ценам обходится примерно в 3 млрд. долл. США).

Перспективным считается также добыча газа на шельфе Сахалина по проектам международных консорциумов. В качестве основного варианта транспортировки природного газа рассматривается его перевозка в виде СПГ морскими судами-метановозами в страны азиато-тихоокеанского региона (Японию, Китай, Корея и т.д.) и США.

Однако, первое промышленное производство и вступление России на рынок СПГ ожидается в 2009 году и связано с реализацией проекта "Сахалин-2". С 2001 года компанией «Сахалин Энерджи» ведется строительство завода по производству СПГ на о.Сахалин. Комплекс завода будет включать в себя две технологические линии производительностью 4,8 млн. тонн СПГ в год каждая, два резервуара хранения объемом по 100 тыс. м3 и один причал для отгрузки СПГ.

Готовясь к выходу на международный рынок СПГ, Россия должна помнить старую пословицу: «Чтобы не отстать от конкурентов надо бежать, а не идти, чтобы обогнать конкурентов, нужно бежать в два раза быстрее». Пока Россия только готовиться начать заниматься проектами СПГ, на рынке появляются новые все более сильные игроки. Так, недавно Иран и Индия подписали договор об условиях поставок иранского сжиженного природного газа. Стоимость договора составляет 22 млрд. долл. США, а срок действия – 25 лет. Этот договор предусматривает, что, начиная с 2009 г., Иран будет ежегодно поставлять в Индию 5 млн. т сжиженного природного газа.

По мнению зарубежных специалистов, первое место по объему производства СПГ с 2010 года будет занимать Катар. В этой стране крупнейшими нефтяными корпорациями (ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и ConocoPhillips) выделено 14 млрд. долл. на строительство пяти крупнейших установок по сжижению природного газа общей мощностью 63,86 млрд. куб. м, или более половины мощностей всех строящихся установок в мире. После ввода этих мощностей производство СПГ в Катаре достигнет 95,23 млрд. куб. м.



Заключение

СПГ и трубопроводный газ - это два совершенно разных подхода к формированию энергетической безопасности страны и выстраивания отношений в мировой энергетической системе. Существующий в России рынок трубопроводного газа в значительной степени менее конкурентный, и не такой оперативный, как СПГ. Если Россия сможет в условиях разрастающегося экономического кризиса войти на рынок СПГ, она получит доступ к гибкому, конкурентному рынку перспективного энергоносителя XXI века, который позволит обеспечить увеличение валютных поступлений в отечественную экономику.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (117-118) январь 2009 года:

  • ТГК-4 построит кластер в Новомосковске

    ОАО «ТГК-4» вместе с другими частными инвесторами строительства Новомосковского промышленного кластера подписало с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральным дорожным агентством, администрацией Тульской области и ОАО «РЖД» инвестиционное соглашение. ...

  • На столичных теплопунктах вырастут магазины

    Компания МОЭК возглавила рабочую группу по подготовке проекта постановления правительства Москвы «О комплексной реконструкции (строительстве) зданий центральных тепловых пунктов и тепловых сетей». Генеральный директор ОАО «МОЭК» Александр Ремезов отметил: – Реконструкция ЦТП – это социально значимый проект, который позволит решить задачи городских программ. За счет оптимизации площадей теплопунктов и внедрения современного обор...

  • Турция: Начат экспорт электроэнергии из России

    TGR Enerji, дочерняя компания российского ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», учрежденная в Турции, получила разрешение на импорт электроэнергии из Российской Федерации через территорию Грузии. Решение об одобрении импортных поставок было принято 24 декабря 2008 года на заседании Комитета регулирования энергетического рынка Турецкой Республики по итогам рассмотрения заявки, поданной компанией. На основании принятого решения Комитетом регулирования эн...

  • ТГК-9 расставило приоритеты

    Совет директоров ОАО «ТГК-9» утвердил финансово-экономические итоги работы за 9 месяцев 2008 года. ...

  • Блиц
    Блиц

    ОАО «Ленэнерго» запустило подстанцию ПС-147 «Тихвин-Западная» в Тихвине Ленинградской области. Подстанция стала частью сетевого хозяйства филиала «Ленэнерго» «Тихвинские электрические сети». Подстанция построена с применением новейших технологий, что дает возможность дистанционного управления. При строительстве применялось современное оборудование российского и немецкого производства: вакуумные выключатели 110 кВ (ABB, Германия), вак...