16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/117/9075.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (117-118) январь 2009 года

Ваша статья взволновала меня как профессионала

Уважаемая редакция!

В вашей газете №20 за 2008 год за подписью Александра Жулёва опубликована статья «Шаг вперед, два назад...» с фотографией типового повреждения опоры ВЛ 6-10 кВ. Анализ опубликованной статьи начну с рассмотрения данной фотографии, на которой представлена опора УШО-1 с нарушениями технологии сборки траверс и монтажа проводов.

Первое. Верхний провод, изоляторы №3, 4. Накладка ОГ1 всегда ставится только вдоль линии, но никогда не поперек нее. Верхний уголок накладки ОГ1 в обязательном порядке ложится вплотную на торец стойки (в данном случае СВ-105), а затем закрепляется хомутом. По технологии повторного закрепления верхнего провода вообще не предусмотрено (см. чертеж 3.407.1-143,1.9).

Второе. На опоре УП10-1 установлена траверса ТМ5. По технологии крепление провода внутреннего угла выполняется на изоляторе №1, а на изоляторе №2 устанавливается его повторное закрепление. На фотографии изображено неправильное крепление провода на изоляторе № 2 вместо изолятора №1, а повторное крепление выполнено на изоляторе №1 и никакой роли в укреплении основного провода не играет.

Третье. Крепление провода внешнего угла осуществлено правильно, но при этом повторное закрепление на изоляторе №6 выполнено некачественно, с большой слабиной, не натянуто в процессе монтажа и не препятствует уходу основного провода (и штыря) внутрь угла.

Четвертое. Необходимо отметить, что все повторные закрепления выполнены с большой слабиной (это хорошо видно на фотографии), что является нарушением технологии их монтажа, а на изоляторах №1 и №2 еще и перепутаны местами провод с повторным закреплением В результате штыри №1 и №5 погнуло, а повторное крепление не сработало.

Пятое. Судя по фотографии, угол поворота на опоре составляет не менее 60°, а возможно, приближается и к 90°. При этом опоры УП10-1 рассчитаны на угол поворота не более 30°.

Несмотря на все допущенные нарушения при монтаже проводов на траверсе ТМ5, штыри изоляторов №1 и №5 не должны были согнуться. Почему?

На фотографии отображен провод АС70 сечением 79,3 квадратного миллиметра. При угле в 30° на опору УП10-1 действует результирующее усилие в 50 процентов от усилия в проводе, при угле в 60° оно равно 100 процентам, а при угле в 90° – 141 проценту. Каковы же эти усилия?

По альбому «Типовые строительные конструкции, изделия и узлы» серии 3.407.01-143.1 лист 4 таблица 3, в населенной местности устанавливаются уменьшенные стрелы провеса провода, и для гололедного района в 20 миллиметров при температуре –20° С она составляет 0,6 метра (при +20° С будет 1,0 метра), а при той же температуре для гололеда в 10 миллиметров – 0,4 метра (при +20° С – 0,8 метра). То есть в наиболее неблагоприятном случае усилие в проводе составит не более 300 килограммов, а при угле поворота в 90° результатирующее усилие составит до 430 килограммов. При этом штыри изоляторов рассчитаны на усилие в 500 килограммов. Так что же явилось основной причиной изгибания штырей изоляторов? А причина только одна: монтаж проводов проводился в период положительных температур и при нормативе стрел провеса провода для населенной местности в 0,7–1,0 метра и ненаселенной местности – в 1,1–1,4 метра.

Фактическая стрела провеса провода составила меньшую величину вплоть до 3–3,5 метра, что зачастую делается необученным персоналом строительных организаций. Поэтому в проводе в зимний период даже при кратковременных температурах –20°–30° С, обычных для большинства территорий России, тяжение увеличивается многократно и достигает 9 и более килограммов, и тогда общее усилие в проводе будет от 700 килограммов и выше. Поэтому легко просчитать, что при правильном закреплении проводов на опоре УП10-1 такие усилия при угле в 30° штыри выдержат, при угле до 60° также выдержат (но при дефектах монтажа, как на фотографии, будут погнуты), а при угле под 90° штыри обязательно будут погнуты.

Вопрос исчерпан. Глядя на фотографию, интересно было бы узнать, кто так безграмотно проектировал данную ВЛ с углом поворота линии от 60° и выше на опоре УП10-1, допускающей угол поворота только до 30°? Какая строительная бригада, вообще не знающая основ сетевого строительства, монтировала на опоре накладку ОГ1 поперек линии и подняла верхний уголок накладки намного выше торца стойки? Наконец, кто принимал данную линию в работу со стороны служб эксплуатации?

В статье сказано: «На 1 января 2004 года свой ресурс уже отработали около 560 000 километров ВЛ 6-10 кВ». Но это не значит, что их надо строить заново. Просто в строительстве подавляющей массы ВЛ 6–10 кВ в качестве материала опор использовали пропитанную древесину со сроком службы 15 лет. Они дешевы в строительстве, несложны в эксплуатации, ремонт их деревянных деталей не составляет особых затруднений. Вот только с 1992 года на ремонт таких ВЛ средств не выделялось, и они старели, гнили.

Если существует, как сказано в статье, дефицит финансирования, то необходимо просто сгнившие деревянные детали заменить на новые. А если позволяет финансирование, то деревянные опоры заменить на вибрированные железобетонные стойки типа СВ-105, СВ-110 и подобные им – они надежны и дешевле центрифугированных. А в дальнейшей эксплуатации таких опор повысится производительность труда за счет сокращения ремонтных работ по сравнению с ВЛ из дерева. Срок службы таких опор составляет от 25 до 120 лет в зависимости от их типов и районов применения.

Утверждение ФСК о низкой надежности ВЛ 10 кВ, выполненных с использованием штыревых изоляторов, неубедительно. На опоре, как видно на фотографии, штыри погнулись, но это зависит не от ненадежности самого штыря, а от грубых нарушений, допущенных при проектировании и строительстве ВЛ. Да, были случаи вырывания штырей из тела деревянных траверс, но это происходило только тогда, когда траверса сгнивала и не могла удерживать штырь изолятора, то есть гнилую траверсу просто вовремя, по истечении 12-15 лет срока службы, не заменили на новую.

Монтировать ВЛ 6-10 кВ на стальных многогранных или железобетонных центрифугированных опорах в габаритах 35 кВ – это бред. Стоимость таких ВЛ увеличивается многократно, причем надежность ВЛ по сравнению с вибрированными стойками возрастает незначительно. Большая часть ВЛ 6-10 кВ проходит по лесным или парковым насаждениям, и если в габаритах 10 кВ расстояние между крайними проводами составляет 1 метр, то в габаритах 35 кВ это от 2,5 метра и более, что значительно увеличивает ширину вырубаемой просеки. А лесов по России много, да и в районах населенных пунктов, где проходит основная масса таких ВЛ, площадь территорий садово-парковых насаждений значительна, а мы еще и просеку в них расширим. И будем регулярно чистить ее от молодой поросли. Ведь для того и применяют на ВЛ 6-10 кВ провода СИП, чтобы уменьшить ширину просеки!

Наконец, по изоляторам. На фотографии приведены изолирующие траверсы «веерного типа»… вот только названия их перепутаны местами! На левой фотографии траверса из полимерных изоляторов ОЛСК, а на правой – ОЛФ. И не наоборот. Возможно, это опечатка редакции. (Маловероятно, поскольку верстка согласовывалась с автором. – Ред.)

Как справедливо указано, «материал и конструкция изоляторов выбираются по согласованию с заказчиком». На фотографии опоры ВЛ 6-10 кВ изображены фарфоровые изоляторы. При этом считаю необходимым отметить, что наиболее дальновидные заказчики идут на установку стеклянных изоляторов типа 1ПС-10Д, так как на них, в отличие от фарфоровых, легче обнаруживается пробой изоляторов. В ПУЭ, пункт 2.5.98, на ВЛ, проходящих в сложных для эксплуатации условиях, рекомендовано применять в первую очередь стеклянные изоляторы, а применение полимерных изоляторов ограничено. Применение полимерных изоляторов пока не нашло широкого распространения по целому ряду объективных причин. Но то, что за ними будущее, – этого отрицать нельзя. Применение траверс «веерного типа» сопряжено с некоторыми трудностями при монтаже крайних проводов в части их качественного закрепления на изоляторах без применения дополнительных монтажных устройств или подъемных механизмов. В то же время такие траверсы значительно дороже, чем используемые на опорах П10-1 и им подобных траверс. Вес их – 20 килограммов, металлопрокат – недорогая Ст-3, и их можно качественно изготовить в любом цехе металлоизделий.

Общие выводы: в связи с тем, что за последние 15 лет подготовка специалистов начального и среднего звена для электросетевого строительства не проводилась, а большая часть бывших работников монтажных организаций была уволена или они ушли на пенсию и в другие отрасли, произошла деградация кадров строителей линий электропередачи. В то же время в руководство части компаний пришли случайные, далекие от сетевого строительства и эксплуатации, люди иначе на страницах вашей газеты не была бы опубликована такая жуткая фотография с невразумительными комментариями. Ваша статья и фотография глубоко взволновали меня как профессионала, отдавшего 30 лет сетевому строительству.

Думаю, что публикация моего отзыва в вашей газете будет способствовать началу централизованного восстановления профессионально-технической подготовки кадров в электросетевом строительстве.

С уважением
Анатолий Федорович Исаев,
Кола Мурманской области

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (117-118) январь 2009 года:

  • 45 мегаватт спасут Владивосток в часы «пик»

    Две передвижные газотурбинные электростанции на Владивостокской ТЭЦ-1 дали первый ток. ...

  • Оренбург будут отапливать экологичнее
    Оренбург будут отапливать экологичнее

    В Оренбургской теплогенерирующей компании близится к завершению внедрение системы экологического менеджмента. ...

  • Китай: Началось строительство крупнейшей АЭС

    Строительство крупнейшей в Китае атомной электростанции «Янцзян» началось в южной провинции Гуандун. Там будут установлены шесть реакторов CPR-1000 мощностью по 1000 МВт каждый. Пуск первых двух энергоблоков намечен на 2013 год, к 2017-му, с выводом АЭС на полную мощность, она ежегодно будет вырабатывать 45 миллиардов кВт-ч электроэнергии. Стоимость капиталовложений превышает 10 миллиардов долларов США. Согласно планам, к 2020 году кит...

  • Повышая качество обслуживания
    Повышая качество обслуживания

    Ориентация на клиента – один из главных принципов деятельности филиала ОАО «МРСК Центра» – «Курскэнерго». ...

  • Полимерный солнечный мотор состоит всего из трех деталей

    Впервые в мире создана машина, напрямую преобразующая энергию света в движение вала. Такое необычное устройство показала миру группа ученых под руководством профессора Томики Икеды из Токийского технологического института. Пара миниатюрных подшипников, соединенных между собой ременной передачей, начинает медленно крутиться, стоит только их осветить лучами с определенными длинами волн. Никаких фотоэлектрических преобразователей, батаре...